Обычно родственники, друзья и возлюбленные считаются не лучшими бизнес-партнерами — в случае неудачи можно и испортить отношения с ними, и потерять бизнес. Но из этого правила есть масса исключений. T&P узнали у предпринимателей, стоит ли затевать свое дело совместно с близкими людьми и каких бонусов и подводных камней стоит ждать от такого партнерства.

Гузель Санжапова, основательница Cocco Bello

Бизнес со второй половиной получается не у всех и не всегда — быть может, половина не твоя, а может, идея была не очень. Развитие общего дела часто обнажает то, что в повседневности не увидишь, ведь работать приходится на пределе сил и нервов. Я открыла компанию со второй половиной и ни разу не пожалела об этом. Наш бизнес — это образ жизни. Наверное, поэтому мы потом решили делать еще и благородный проект в деревне ради будущего наших детей. Это может показаться неправдой, но разногласий у нас практически не бывает. Мы никогда не ругались, тем более из-за бизнеса. При этом мы абсолютно разные, поэтому стараемся найти одно решение, которое будет удовлетворять два отдельно взятых мнения. Хотя на самом деле страшно — я иногда в ужасе думаю о том, что будет, если мы вдруг расстанемся. Не хочется даже мысли допускать об этом.

Тем, кто хочет начать бизнес со второй половиной, стоит заранее обговорить все на бумаге — возможно, так будет легче, хотя мы так не делали и делать не будем. Доверие — самая сильная вещь, которая держит людей вместе. Что касается родни, я предпочитаю иметь в качестве партнеров близких родственников, поскольку ты всегда знаешь, что тебя не подведут. Если дело касается производства, тебе не обязательно проверять качество — ответственность перед семьей совсем другая, нежели в отношениях клиент-подрядчик. Но все вопросы, касающиеся денег, должны обсуждаться заранее — желательно делать это на бумаге.

Дальние родственники а-ля троюродные сестры и пятиюродные племянники — это уже совсем другая история. Никогда иметь дел не буду. Обычно ты не знаешь о них почти ничего, но вдруг у них появляется прекрасная бизнес-идея, с которой им нужно помочь, и тогда они становятся очень настойчивыми, особенно получив отказ. Что мне больше всего нравится, так это манипуляции из серии «мы же родственники, мы же одной крови». У меня такое было два раза.

Марк Капчиц, основатель Bringo

Бизнес с близкими — очень индивидуальный вопрос. Это может помогать, а может и мешать — все зависит от отношений между супругами. В некоторых странах, например в Италии, семейный бизнес — общепринятая форма предпринимательства, а в России не такое частое явление. Моя супруга Сандра официально не является сотрудником Bringo, но постоянно консультирует нас, особенно по вопросам маркетинга и business development, поскольку у нее большой опыт в этой сфере. Ругаться не приходится — мы отлично дополняем друг друга. У меня хорошее стратегическое мышление, у нее — организационный талант и любовь к деталям. Она советует, как оптимальнее воплотить в жизнь стратегические решения. В целом она вдохновляет меня на подвиги. Как говорится, «behind every successful man there is a woman».

Дмитрий Зарюта, основатель Easy Ten

Я отношусь к поколению предпринимателей, которые уже не помнят, как их родители работали «на дядю». В начале девяностых мои мама и папа ушли из специальностей и занялись совместным бизнесом, так продолжается до сих пор. Так что я изначально рос с пониманием того, что семейное дело — вполне естественное явление. При этом любой бизнес — нервное занятие, поэтому конфликтов не избежать. В семье преодолеть их помогают любовь и желание быть вместе. Если этого нет, то и пробовать не стоит.

Что касается бизнеса с друзьями, принципы те же. Вероятность деловых конфликтов между друзьями ровно такая же, как и между простыми партнерами, все зависит от конкретных людей их собственных тараканов. Лично я предпочитаю, чтобы партнеры превращались в друзей, а не наоборот.

Константин Иванов, основатель 3DPrintus

Поначалу может показаться, что делать бизнес с другом или родственником проще, лучше и комфортнее. Но это до тех пор, пока вы не столкнулись с трудностями и серьезными деньгами. А если личностные проблемы переносятся на бизнес, страдают все сразу, поэтому важно соблюдать баланс между общим делом и отношениями. Когда вы работаете с самыми близкими родственниками и друзьями, то в случае проблем рискуете потерять не только бизнес, но и близкого человека. А это куда более серьезная потеря, чем бизнес. Лет шесть назад я начинал свой первый бизнес (создание вебсайтов) со школьными друзьями, но из этого не вышло ничего хорошего — сами люди не очень хотели этим заниматься. Уже позже я встретил единомышленников, и мы сработались. Вывод простой — если вы чувствуете в себе силы соблюдать баланс отношений и бизнеса (а лучше полностью их разделять), смело открывайте дело с близкими и друзьями. Но я бы все же посоветовал начинать самостоятельно, постепенно образовывая вокруг себя нетворкинг, и тогда нужный человек найдется.

Андрей Макеев, основатель FlowWow

Мы с моим другом Славой знакомы уже 9 лет — с университета. Еще тогда мы организовывали всякие студенческие вечеринки — было понятно, что нам комфортно работать. В разных проектах с нами всегда были разные люди, но почему-то каждый новый проект мы начинали вместе. Слава более рациональный, я же, наоборот, эмоциональный. Иногда мы спорим и даже кричим друг на друга, но буквально через несколько минут успокаиваемся, и все налаживается. Обычно небольшие споры возникают из-за недостатка информации. Например,я ожидал, что он что-то должен сделать, а он не сделал, потому что не понял меня, ведь он не всегда умеет читать мои мысли. Если вдруг мы когда-то не сможем прийти к консенсусу, всегда можно договориться и разойтись. У меня уже были проекты с другими друзьями, с которыми ничего не вышло, но со Славой все на удивление хорошо. Дело даже не в дружбе, а скорее в знаниях. Слава — очень крутой специалист по интернет-маркетингу, любая компания может его схантить и давать высокую зарплату на основании его компетенций, и тем не менее мы трудимся над одним проектом. Поэтому в рабочее время мы коллеги, а в свободное — друзья.

Алексей Поспехов, основатель Iconic Mobile

Безусловно, правило номер один для любого предпринимателя — «не делать бизнес с родственниками». Эта непреложная истина, которая столетиями показывает свою состоятельность. Исключением являются только бизнес-империи (или маленькие семейные предприятия), которые системно передаются по наследству, где сыновья на равных управляют компанией. Родственные связи и те обязательства, которые накладываются на человека, обязательно перевесят любые подписанные договоры, и договоренности. На выходе у вас не будет ни семьи, ни бизнеса, ни крепких нервов. Я знаю несколько примеров успешных компаний, где супруги разделяют управление бизнесом, но в целом мне неизвестно о жизнеспособности данной модели. Бизнес есть бизнес, семья есть семья. Лучшим вариантом я вижу партнерство двух совершенно разных (желательно по жизненному опыту) людей, где один выступает как старший мастер, носитель опыта и знаний, а другой как человек, который чувствует бизнес-среду, тренды и полон страсти к завоеванию мира. Именно из такого соотношения сил и рождались все великие компании.

Дмитрий Сарайкин, сооснователь i’way

Бизнес с близкими — большая лотерея, но какие-то вещи можно прогнозировать. Люди разные по природе и воспитанию, поэтому вклад, понимание и подходы будут разными. К этому нужно быть готовым. Психологическая совместимость, умение конструктивно общаться и договариваться здесь важны не меньше, чем в семье. Цели участия в бизнесе и уровень мотивации должны быть если не одинаковыми, то близкими. У нас акцент все время идет на развитие и инвестиции, а не на выкачивание денег, поэтому компания растет быстро. При этом единство мнений по текущим вопросам и по стратегии — плохой знак. Это значит, что либо кто-то ведомый, следовательно, не нужен бизнесу в роли партнера, либо уровень мотивации участников сильно разнится. Вероятность того, что вы с другом не сработаетесь, полагаю, более семидесяти пяти процентов. У нас получилось, но это не значит, что получится у вас. Мы с моим будущим партнером познакомились еще в дошкольном возрасте — жили в одном подъезде. Еще в детстве пробовали разные «бизнесы» вроде выращивания цветов на продажу.

Трансферная компания — удавшийся проект. На старте мы оба были дилетантами в трэвеле и транспорте. Разногласия возникают каждый день, поэтому умение договариваться — ключевое для такого формата. Интерес друг к другу как к друзьям, честно говоря, уходит на третий план, пиво по вечерам вместе пьем нечасто. Это напрямую и сильно меняет прежние отношения, хотя не скажу, что они стали хуже, — они стали другими. Ведь вся суть во взаимной поддержке, уверенности в том, что в нужный момент друг не подведет и не отвернется. В этом смысле все осталось прежним.

Варя Веденеева и Света Мюллер, соосновательницы Picls.ru

Варя Веденеева: Мы подружились два года назад, когда работали в Trends Brands. Начали общаться и обнаружили, что обе хотим делать что-то свое. Были разные идеи, плохо совместимые с основной работой, а потом выпал шанс сделать Picls. Начали мы год назад. Когда рабочие процессы не налажены и работа не идет потоком, всегда возникают претензии и недовольства. Мы поняли, что это можно решить только налаживанием работы и временем. Мы всегда стараемся найти общий подход. Представьте, что вы впервые едете отдыхать на месяц с каким-то человеком, ссоры неизбежны, потому что ситуации непредвиденные и вы их не обсудили, но потом все приходит в норму.

Света Мюллер: Дружба, конечно, влияет на работу — стопроцентно разделять две эти вещи невозможно. Мы иногда позволяем друг другу быть эмоциональными, поскольку понимаем, что в определенные моменты нужно просто выпустить пар. Но мы очень быстро отпускаем такое состояние и не принимаем все сказанное всерьез — вот и все. Бизнес не ставит крест на дружбе, все трудности объединяют еще сильнее и раскрывают главным образом твоего друга, а потом уже бизнесмена. А друзей мы любим такими, какие они есть.