Институт брака и семьи во многих странах и культурах является основной ценностью. Хоть он и связан со множеством циничных шуток, даже на законодательном уровне создается масса проектов, которые защищают и оберегают каждую «ячейку общества», будь то финансовые меры поддержки (как ипотека для молодых семей) или юридические практики (например, месяц на примирение перед разводом). Отдельным рычагом поддержки брака является само общество. Вместе с Ириной Суркичановой, социологом, преподавателем ИОН РАНХиГС, разбираемся, как общество влияет на институт брака.

Ирина Суркичанова

Социолог, преподаватель Института общественных наук РАНХиГС

Зачем люди начали вступать в брак?

О причинах появления института брака рассуждали многие ученые, ведь на сегодняшний день брак является одной из древнейших форм упорядочивания социальных отношений, сохранившейся до сих пор.

С точки зрения эволюционной биологии и антропологии

Брачные отношения тесно связаны с вопросом воспроизводства и воспитания детей. Ребенок требует большого количества заботы, прежде чем вырастет, и эту заботу призваны осуществлять взрослые представители нашего вида. Эволюционная биология и эволюционная антропология видят сходства брачных отношений первых людей с формами союзов, распространенными в животном мире, в первую очередь среди обезьян, — а особенно тех ветвей, которые известны как наиболее близкие человеку с точки зрения эволюции (поскольку они тоже тратят много времени на выкармливание и воспитание потомства).

С точки зрения социальной антропологии

Социальные антропологи с конца XIX века исследуют коренные сообщества и малые народы, надеясь увидеть, как в этих малых группах работают социальные институты, уже привычные нам, но усложнившиеся в ходе истории. В этих сообществах наблюдаются разные формы брачных союзов, своим многообразием обеспечивавшие выживание вида, воспитание потомства, передачу наследства, путем контроля над ограниченными ресурсами. Таким образом брак в целом поддерживал социальный порядок.

Согласно идеям американского социального антрополога Гейл Рубин, система родства в доисторических обществах часто предполагала запрет на инцест, причина которого совершенно не в кровосмешении, в те времена связь между ним и генетическими заболеваниями еще не прослеживалась. В изначальном значении запрет на инцест имеет социальное происхождение, он позволяет провести четкие различия между потенциальными партнерами: с одними дозволено, а с другими запрещено вступать в сексуальные связи и браки. Запрет на вступление в брак в рамках складывающейся системы родства предполагает установку социальных отношений с представителями других сообществ. В этих условиях женщины выступают как наиболее ценные подарки: вступают в браки с представителями других племен, что помогает установить мирные отношения и избежать силовых конфликтов в будущем.

Таким образом, можно сказать, что:

  • необходимость вступления в брак исторична

  • тесно связана с господствующей формой социальных и экономических отношений

  • а на ранних этапах она помогает людям поддерживать мирное сосуществование внутри своего и соседнего сообщества.

Как общество заставляет нас вступать в брак

Вступление в современный брачный союз обладает внешним социально принуждающим воздействием: от людей, достигших определенного возраста, ожидают, что в какой-то момент они вступят в брак, а затем (в идеальной ситуации) заведут детей. Этого ждут как окружающие (особенно родственники), так и, например, государство. Будущий брачный союз еще во время детского воспитания объясняется как что-то естественное и необходимое для нормального гражданина. Это социальное ожидание закреплено и в законе. С юридической точки зрения супружество может обеспечивать людей социальными и правовыми гарантиями, с экономической — позволяет аккумулировать ресурсы для поддержания или повышения уровня жизни.

При этом формы брачных отношений хоть медленно, но меняются. Идея брака сохраняется, но смысловое содержание этих союзов претерпевает изменения с течением истории. Стоит отметить, что в нашей стране гражданское оформление брака (в противовес религиозно оформленному) получило широкое распространение не так давно, а именно после революции 1917 года. Иными словами, сходить в специальное учреждение для того, чтобы поставить подпись на брачном договоре и получить новые права и обязанности, — это относительно новая форма взаимоотношений.

Во второй половине XX веке в связи с выходом женщин на рынок труда появился стереотип о «тикающих часиках». Данная фраза, основанная на медицинской аллюзии по аналогии с циркадными ритмами организма, была введена в оборот американским журналистом Ричардом Коэном и означала снижение женской фертильности под воздействием возраста. В эту фразу он вложил такой смысл: работающие женщины в возрасте от 27 до 35 лет начинают искать партнера для рождения ребенка, осознавая временность своей особой женственности. В наши дни этот стереотип стал мемом десятилетия, ведь на уровне повседневной жизни он используется со стороны старшего поколения и малознакомых людей как напоминание женщинам об их «истинном предназначении» — возможности реализовать особую женственность в семье — и негативно окрашивает излишнюю увлеченность карьерой и откладывание материнства на потом.

С медицинской точки зрения фертильность любого организма с возрастом снижается, и применение данной фразы исключительно к женщинам создает образ мужчины, готового в любое время зачать ребенка, что не так. Когда возникают проблемы с зачатием, то причину неудачи принято искать в женском организме, а обследование партнера сопряжено с культурными трудностями. Представления о том, что проблема сокрыта в активности сперматозоидов партнера, обсуждается реже, потому что предполагает сомнения в истинности мужественности. Современная медицина на уровне обследований массово предлагает регулярные посещения гинекологов, а мужские обследования менее обсуждаемы в информационном пространстве.

Как развивается современный институт брака?

Проект института брака в современной России закреплен в законодательных документах, в первую очередь в Конституции. На уровне государственной политики выступления официальных лиц затрагивают вопросы демографии (и, как следствие, программы, стимулирующие рождаемость), а также вопросы желаемого морального облика семьи, продвигаемые посредством обсуждения концепта традиционных ценностей. Содержание этого концепта долгое время оставалось размытым. При этом предложения, требующие урегулирования законодательства в вопросах внутрисемейных проблем, исходящие не от официальных лиц, а от общественных движений, носят дискуссионный характер. Официальные лица могут игнорировать предложения о внешнем регулировании насилия в семье, ссылаясь на особую суверенность такого типа отношений и консерватизм.

Россия — огромная страна, в которой представлены разные виды семейных взаимодействий, в том числе официально не зарегистрированные. Лучше исследованы семьи и тенденции городских слоев населения (особенно средний класс в Санкт-Петербурге), проживающие в крупных мегаполисах. А исследования, касающиеся более удаленных мест, затрагивают чаще всего вопросы реализации демографической программы стимулирования рождаемости или национальную экзотизацию брачных союзов. Молодые семьи в мегаполисах часто сдвигают возраст заведения первого ребенка, но, как правило, не отказываются от опции иметь детей вовсе. Но, конечно же, есть и те, кто позиционирует себя как чайлдфри.

Основным направлением социальной политики в отношении брака является стимулирование рождаемости посредством материального поощрения (материнский капитал, единоразовые выплаты семьям с детьми, льготы семьям с тремя детьми и более), но не реформирование инфраструктуры, поддерживающей родительство в условиях XXI века или создани​​е условий более гибкой занятости для работающих родителей. В последнем вопросе также важна инициатива работодателей, а не исключительно государства, поскольку рынок труда меняется.

Основной проблемой современной социальной политики в отношении семьи с детьми, как показывает Жанна Чернова, является возникающая гендерная асимметрия. Когда в семье появляется ребенок, сочетание родительства и трудовой занятости становится сложностью скорее для матери, а отцы продолжают свою профессиональную занятость в прежнем режиме. Решение проблем, связанных с воспитанием и заботой о ребенке, а также необходимостью работать, решается на индивидуальном уровне именно матерями, которые, как правило, отказываются от карьерных амбиций, меньше времени тратят на себя, занимаются вопросами управления домохозяйством, выбором образовательных и воспитательных траекторий детей. Возможные решения проблем такого баланса лежат «как минимум на трех уровнях:

  • совершенствовании государственной политики в отношении семьи и занятости;

  • в корпоративной политике, направленной на сотрудников с семейными обязанностями;

  • в выработке семьями собственных стратегий, связанных с совмещением семьи и работы».Чернова Ж.В. Баланс семьи и работы: политика и индивидуальные стратегии матерей // ЖИСП. 2012. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/balans-semi-i-raboty-politika-i-individualnye-strategii-materey (дата обращения: 16.02.2023).

Перед семьями, в которых работает только один родитель — как правило, супруг (такие семьи не составляют большинства в современной России), — подобные проблемы не стоят. В них обязанности, связанные с воспитанием и заботой о быте, лежат на женщинах, а роль супруга остается преимущественно материальной.

С точки зрения современных тенденций в вопросе воспитания детей в современном институте брака активно завоевывает позиции ответственное родительство, с большим уклоном в заботливое материнство, требующее большой вовлеченности и эмоционально-временного ресурса. При этом склонны реализовывать материнство в течение жизни большинство женщин, вне зависимости от образовательного, социального и возрастного показателей. Например, женщины, добившиеся социального успеха, находящиеся на руководящих позициях, отмечают, что материнство ничуть не менее важный шаг в их личностной реализации.

После появления ребенка отношения между супругами часто требуют пересмотра внутрисемейных ролевых моделей, что за счет обозначенной выше гендерной асимметрии может приводить к снижению удовлетворенности со стороны женщины браком и ее эмоциональной привязанности к супругу. Таким образом, появление ребенка является значительным вызовом именно для брачных отношений за счет новых сложностей и дисбаланса в их разрешении. В удаленных регионах программы по повышению рождаемости более популярны и помогают семьям решать в первую очередь жилищные проблемы, а женщинам — планировать свою «реализацию» посредством материнства.

Сочетать интенсивное материнство и занятость становится проще, когда доступны более гибкие условия труда. Так, после пандемии коронавируса занятость в интернете в сфере продаж или социальных сетей предлагает такие условия. Данная ниша часто становится желанной для женщин, которые хотели бы больше времени уделять воспитанию и заботе о детях. При этом подобные профессиональные позиции скорее предлагают заработок, но ограничены в карьерном росте, от которого, впрочем, матерям часто приходится отказываться и на других рабочих местах.