Одни говорят, что креативность дана от природы, другие утверждают, что это приобретенный навык. О креативном мышлении и о его взаимосвязи с талантом рассказал генеральный директор АНО «Центр развития культурных инициатив», руководитель арт-кластера «Таврида» Сергей Першин.

Сергей Першин

Генеральный директор АНО «Центр развития культурных инициатив», руководитель арт-кластера «Таврида»

Почему мы креативны

О природе креативности уже не первый день говорят много и по-разному. Философия, социология, педагогика, антропология, филология, менеджмент — каждая область предлагает свою трактовку этого феномена, но все они сводятся примерно к одной идее. Креативность — это способность порождать оригинальные идеи, отклоняться от традиционных схем мышления и находить новые решения задач, совершать творческие акты, которые ведут к созданию чего-то необычного. Психологи называют креативностью уровень творческой одаренности, представляющий относительно устойчивую характеристику личности.

Этот текст-рефлексия родился после Конгресса молодых ученых, где мы с коллегами дискутировали на тему креативности. Если точнее, организаторы предложили нам поразмышлять о том, является ли креативность генетической лотереей или навыком, доступным каждому.

Я не ученый, но мой многолетний опыт работы с творческими людьми, дружбы и сотрудничества с ними позволяет посмотреть на креативность с позиции практика. Ежегодно в проектах арт-кластера «Таврида» я взаимодействую с тысячами молодых деятелей культуры, искусства, креативных индустрий, и все они так или иначе озадачены одним вопросом: как развить свои способности и создать то, что найдет отклик у других, будет полезно и востребовано, будет жизнеспособно и потенциально пригодно для масштабирования?

Но ведь далеко не все люди творцы, возразите вы. Скорее таких меньшинство. А большинство — это представители иных, более рациональных и системных видов деятельности. Расскажу об одном эксперименте, который мы провели на «Тавриде». Расширяя линейку наших образовательных проектов, мы запустили школу лидеров креативной экономики «Меганомика». Участники — люди, не имеющие отношения к творческой деятельности, например чиновники, менеджмент вузов и ссузов, представители общественных организаций. Задача — поработать в малых группах над развитием креативных компетенций. Результаты показывали, что за неделю работы в предлагаемых условиях у большинства участников случалось что-то похожее на катарсис, к тому же они отмечали, что начинают иначе видеть свою профессиональную деятельность и готовы интегрировать экспериментальные методы в работу уже своих команд.

Эти наблюдения развернули мои представления о креативности как об опции, которая интегрирована во внутреннее устройство человека. А диалог с экспертами расширил представление о креативности и даже позволил сформулировать гипотезу.

В ходе дискуссии один из моих собеседников, профессор, руководитель департамента интегрированных коммуникаций НИУ «Высшая школы экономики» Сергей Зверев, отметил, что, рассуждая о креативности, мы имеем в виду два варианта: либо способ мышления, либо способ решения задачи какими-то нестандартными путями, иными, чем понятная научная методология. «И в первом, и во втором случае креативность — это навык, — заключил профессор. — И даже самый креативный человек, попадая в условия, которые его не развивают, свои задатки утратит. С другой стороны, человек с посредственными данными, находясь в атмосфере постоянного процесса поиска нестандартных решений, будет развиваться и активно двигаться вперед. Креативность может и должна стать привычкой, в каком-то смысле даже рутиной, которая тренируется через практику сомнений и задавания вопросов, через стремление посмотреть на одну и ту же проблему с разных сторон, через сотрудничество с людьми разных компетенций, взглядов и идей».

Другой участник дискуссии, Василий Лебедев, основатель и генеральный директор Школы инноваций и креативного мышления ИКРА, высказал другую гипотезу: «Каждый человек априори креативен, и если он еще об этом не знает, значит, просто пока не нашел правильную комбинацию методов и навыков, которые раскрывают его гениальность. В креативности главное — правильно задать вопрос и определить фокус, эффективно организовать процесс решения задач и обработки полученных результатов. Изучение креативности как некоего системного процесса — это не только интересно, но и полезно для любого создателя внутри любой структуры, и чем чаще человек стремится создавать новые проекты осознанно, тем ближе он к пониманию мира, его устройства и способа продвинуть человечество вперед».

Для меня очевидно, что зерно креативности есть в каждом человеке. Другой вопрос, что размер этого зерна и почва, в которую оно брошено, у всех разные. И вот тут, полагаю, как раз есть место «генетической лотерее». Я бы предложил такую условную гипотезу: с точки зрения врожденной предрасположенности к креативности всех людей можно разделить на три группы: начальный уровень, средний уровень и максимально креативные люди.

Максимальная креативность — это, скорее всего, врожденное качество, а люди, которые им обладают, либо развиваются в течение жизни и известны нам как гении, меняющие мир и индустрии, либо не находят применения своим природным данным. Если посмотреть портреты известных нам креативных гениев, то мы, скорее всего, увидим людей многосторонних, деятельных, развивающихся сразу в нескольких направлениях. Например, Петр Ильич Чайковский, безусловно, человек выдающегося таланта, не только сочинял музыку, но еще был критиком, педагогом, много путешествовал и говорил на нескольких иностранных языках. Другой гений, Антон Павлович Чехов, один из самых читаемых русских писателей, был практикующим врачом, общественным деятелем, помогал нуждающимся и, кстати, тоже много ездил. И таких примеров можно приводить много.

Во время дискуссии с коллегами вспомнили композитора Александра Бородина. Химик по образованию и, по мнению наставников, по призванию, он не поддался на уговоры своего педагога и продолжил заниматься музыкой. В результате мир услышал «Князя Игоря». Интересный вопрос: а что, если, не занимаясь музыкой, он и в химии бы не преуспел? Как и другие деятели, одаренные талантом, не преуспели бы в своих областях, не практикуя и другие виды деятельности.

Получается, что креативность человека работает по всем направлениям, а талант определяет, какое из них станет приоритетным. Поэтому, независимо от уровня «природной комплектации», человек должен понимать, что креативность — это навык. А значит, его можно развивать подобно тому, как тренируются спортсмены и оттачивают технику выполнения тех или иных элементов. Если мы обратимся к биографиям тех же великих, то увидим, как много они работали, прежде чем выдать в мир каждое из своих произведений.

В 2023 году в бухте Капсель в Крыму начинает свою работу наш образовательный центр. Он будет круглогодичный, в основе каждой образовательной программы — идея развития креативных компетенций у представителей самых разных направлений деятельности и, что важно, уровней креативности. Образовательный центр станет своего рода пристанью для желающих развивать креативность как компетенцию и в то же время для гениев, которые смогут использовать площадку для практики, оттачивания мастерство и для преподавания. Уверен, что эта лаборатория креативного опыта даст нам хорошую эмпирическую базу и уже скоро мы сможем говорить о креативности, опираясь на успешные примеры наших креативно реализованных студентов.