Ежегодно мы неминуемо приближаемся к глобальным экологическим катастрофам, которые уже дают о себе знать: изменение климата, утрата биоразнообразия, нехватка природных ресурсов и многое другое. Эти системные кризисы невозможно решить по отдельности, так как они взаимосвязаны. Однако пока наши экономические системы не приспособлены к обеспечению баланса экологических и социальных факторов. Нужна новая система. Антон Турченко, генеральный директор компании EcoPoint (резидент «Сколково»), которая создает умные пункты приема вторсырья, рассказывает, почему для каждого из нас важен переход на «зеленую экономику».

Что такое «зеленая экономика»?

Прежде всего, «зеленая» — это устойчивая и гибкая экономика, которая создает благоприятные условия для жизни людей, не нанося при этом значительного ущерба окружающей среде. Такой тип экономики подразумевает рост производства при снижении энергозатрат, повышение качества жизни при уменьшении используемых ресурсов и нагрузки на экосистемы.

Традиционно выделяются 3 аксиомы «зеленой экономики»:

  • невозможно бесконечно расширять сферу влияния в ограниченном пространстве;

  • невозможно требовать удовлетворения бесконечно растущих потребностей в условиях ограниченности ресурсов;

  • все на поверхности Земли является взаимосвязанным.

По этим пунктам становится очевиден масштаб всего процесса перехода на новую экономику. Поэтому большая доля ответственности за его развитие ложится на бизнес и государство.

Мотивация бизнеса для перехода на новое видение

В 2019 году американские инвесторы вложили в фонды устойчивого развития $21 млрд, что превысило инвестиции за 2018 год в четыре раза и побило рекорды. А в 2020 году вклады в «зеленую энергетику» во всем мире достигли $303,5 млрд. Такой ажиотаж объясняется двумя главными факторами: репутационными рисками и финансовой выгодой. Сегодня потребителям важно знать, как бизнес относится к природе. Поэтому предприниматели стали чаще выбирать путь ESG.

В еженедельной рассылке наша редакция рассказывает о полезных книгах. Подписывайтесь, чтобы познакомиться ближе с психологией, менеджментом и наукой.

Запрос людей на заботу об окружающем мире начал влиять на репутацию и продажи в бизнесе. В нашей стране планировалось вложить в развитие возобновляемых источников энергии 1 трлн рублей до 2035 года. Вероятно, сейчас будут производиться корректировки в этих расчетах. Однако в современном мире ESG-повестка в любых обстоятельствах будет занимать важную и крепкую позицию в государственном развитии.

Так, по данным исследования Nielsen за 2019 год, 62% россиян склоняются к приобретению товаров, которые помогают сохранять окружающую среду. К примеру, «Вкусвилл» отмечают внимание потребителей не только на состав продуктов, но и на то, во что они упакованы. Так, полистироловые контейнеры для куриных яиц в сети заменили на картонные, ряд товаров стали продавать вовсе без упаковки.

Что «зеленая экономика» означает для каждого из нас?

Но выбор бизнеса — это еще не все. Благосостояние каждого из нас связано с природными ресурсами и их потреблением. Так, при деградации земель — массовой вырубке леса, уменьшении запасов пресной воды — серьезно ухудшается уровень жизни. Поэтому в мире есть целые народы, находящиеся на грани выживания.

Климатические изменения напрямую отражаются на повседневной жизни. Так, в прошлом году управляющий директор по ESG Сбера Милана Верхунова отметила, что «около 10% населения Земли живут в низинных районах с риском затопления, 200 млн человек могут стать климатическими мигрантами уже к 2050 году, а к 2070-му — до 3,5 млрд человек могут оказаться в зонах, непригодных для жизни из-за климатических условий».

Насколько хрупки инициативы по переходу к новой экономике и насколько важно самим следить за потреблением, показал период пандемии. В это время количество отходов резко возросло, увеличилось использование одноразовых средств, упаковок, которые невозможно было переработать. Этот скачок потребления отражает нынешнюю необходимость в создании устойчивой циклической экономики. Без налаженного замкнутого цикла производства, потребления и утилизации мы продолжим сталкиваться с непредвиденными обстоятельствами, которые будут возвращать нас на несколько, а то и десяток лет назад. И такими темпами отходы еще долго не будут служить возобновляемым ресурсом для производства.

Доступные инициативы для перехода на новый тип экономики

В «зеленой» повестке и вопросах устойчивого развития сейчас играет важную роль разработка новых инструментов, экономических моделей, которые помогут в поддержании циклической экономики и внедрения разумной формы потребления. Для целых отраслей разрабатываются инновационные технологии, помогающие минимизировать воздействие на окружающую среду, в том числе уменьшить углеродный след. Именно эти направления экологичных технологий становятся приоритетом в инвестировании.

Среди населения же активнее развивается идея осознанного потребления и в принципе пропагандируется забота о природе. Одной из основных областей, к которой с особым вниманием начинают относиться люди, — обращение с отходами. Утилизация мусора постепенно превращается в более экологичный процесс.

Какие шаги, которые помогают включиться в глобальный процесс «озеленения» экономики, доступны каждому?

  • В первую очередь, это утилизация отходов. Сдача вторсырья на переработку — важный шаг для организации циклического процесса, который способствует как разумному потреблению и сокращению площадей полигонов, так и финансовой поддержке производств. Вторсырье можно отдельно загружать в специальные баки, установленные во многих дворах, или же пользоваться услугами «Собиратора», автоматических пунктов приема и т. д.

  • Шеринг. Постепенно люди приходят к пониманию — многие вещи не обязательно иметь в собственности, будет достаточно их разового использования, или просто периодичного, что позволит делиться продуктом с другими. Так, к примеру, существуют даже сервисы шеринга детских игрушек — дети растут, теряют интерес к той или иной вещи, и вместо того, чтобы ее выкидывать, можно передать ее другой семье. Конечно, здесь играет роль социальная сознательность и взаимоуважение, чтобы передаваемые вещи оставались в пригодном состоянии.

  • Приобретение предметов гардероба в секонд-хенде превратилось в тренд, который, помимо фэшн-посыла, поддерживает идею осознанного потребления. Одежда переходит к новому владельцу, а не едет на свалку — вместе с тем сокращается использование одноразовых упаковок, пакетов из магазинов, само производство товаров, которое, не отличается экологичностью.

  • Поддержка организаций, фондов в области экологии — также важный вклад в «зеленое» будущее. Пока крупные инвесторы занимаются экономически выгодными проектами и вкладываются в разработки новых экотехнологий, мы можем отправлять пожертвования, становиться волонтерами или участниками акций, которые очищают город, сельские местности, просвещают население, заботятся об окружающем нас мире.