Арт-рынок в России еще два года назад представлял собой разрозненное сообщество. Ассоциация галерей, созданная по инициативе Центра современного искусства «Винзавод» в 2020 году и объединившая впервые в истории 20 российских галерей, за два года работы привела к единому стандарту экологию арт-рынка. В свою очередь это повысило уровень доверия внутри сообщества и привлекло новых игроков. Эксперты из Ассоциации галерей рассказывают, как развиваться на арт-рынке, наращивать связи и строить карьеру.

С чего начать?

Начните с этики. Точнее, с кодекса этики — это первый программный документ, который Ассоциация галерей инициировала и совместными усилиями разработала под руководством одного из первых галеристов России Елены Селиной (XL gallery). Кодекс этики как дорожная карта, составленная на основании тридцатилетней практики российских галеристов, делает взаимодействие галерей с художниками, коллекционерами и между собой прозрачным и понятным. Кодекс помогает начинающим арт-менеджерам перенять опыт старших коллег, не изобретать колесо и реализовывать в своей практике успешные стратегии.

Документ находится в открытом доступе и дает возможность всем договориться об основных терминах и логике взаимодействия друг с другом.

Значимость горизонтальных связей

Только честная конкуренция, профессиональная этика и способность к кооперации могут обеспечить активное развитие российского арт-рынка. В арт-сообществе основной капитал — это ваши связи и репутация, контакты и способность выстраивать диалог на разных уровнях. Художники, кураторы, архитекторы и дизайнеры выставочных пространств, коллекционеры, представители власти и бизнеса, журналисты и блогеры — вы должны быть не только хорошо осведомлены о ключевых стейкхолдерах, но и регулярно способствовать сохранению и развитию ваших партнерских отношений.

Вместе с этим не стоит полагаться только на «рукопожатия» — все обещания и договоренности фиксируйте на бумаге. Часто звучат (и иногда громко) истории про обманутых художников, коллекционеров и прочие страсти, которых легко можно избежать, если у вас на руках договор.

Ассоциация галерей совместно с юридической компанией Delcredere разработала базовые шаблоны договоров (краткую и расширенную версии): договор купли-продажи, договор между галерей и художником с целью продвижения последнего, договор между двумя галереями на подготовку выставки и договор с дилером. Эти материалы позволяют сохранить честные отношения между сторонами и снизить риски для каждой из них.

Открытость и профессионализм

Учиться не поздно никогда, тем более в мире победившего интернета и доступного онлайн-образования. Наиболее релевантно и актуально к профессии менеджмента в современном искусстве приближены программы в школе Masters и RMA.

Ассоциация галерей проводит образовательные дискуссии — AGA Talks, когда ведущие эксперты российского арт-рынка поднимают вопросы, связанные с локальными особенностями, мерами поддержки арт-рынка и его потенциалом в международном масштабе.

Карьерный и профессиональный рост, а также достижение высоких стандартов рынка современного искусства невозможны без регулярного саморазвития, самообразования и участия в подобных публичных встречах.

Работа в новых условиях

Обстоятельства заставляют искать новые решения, новые смыслы, новые способы реализации тех или иных проектов и инструменты продвижения современного искусства. Если мы возьмем ведущие галереи, например Marina Gisich Gallery, весь план ее работы на 2023 год максимально расписан.

Необходимо учиться быть более адаптивным, инновационным и, наконец, учиться кооперации. Например, в этом году в дни ПМЭФ Ассоциация галерей провела дискуссию «Искусство как актив: возможности для инвестирования в турбулентное время» с участием ведущих галеристов. Ключевой вопрос состоял в инвестиционной привлекательности современного российского искусства, в трудностях, с которыми сталкиваются инвесторы, и способах регулирования рынка. Это тоже вызов, который стоит перед нами, но вместе мы пытаемся найти способы его решения.

Художникам — как не быть обманутыми

Мы часто слышим от художников страшные истории о том, что их обманули, и всегда первым делом спрашиваем, есть ли у них контракт. Художник должен знать свою выгоду. Вместе с контрактом мы говорим художнику, на что он имеет право, какие у него обязанности и какие перспективы перед ним открываются.

10 правил, о которых необходимо помнить:

  1. Вы должны понять, к какому именно сотрудничеству вас приглашают — коммерческому или некоммерческому, с продажей работ или без, разовому или долгосрочному, с ограничением по сотрудничеству с другими или без.

  2. Проверьте репутацию: посмотрите публикации в прессе, узнайте отзывы у коллег. Также вы можете посмотреть списки участников и партнеров Ассоциации галерей.

  3. Вы должны понять права и обязанности всех сторон процесса.

  4. Не соглашайтесь на «джентльменские соглашения». Заключите договор, в котором будут прописаны все достигнутые договоренности. Надо помнить, что переписка и обещания после подписания такого договора теряют силу.

  5. Не пренебрегайте помощью юристов. Если сотрудничаете с галереей, обратитесь к ней, чтобы юрист посмотрел договор. Задача галереи — отстаивать и защищать интересы художников.

  6. Помните, что право авторства, право на имя, на неприкосновенность произведения неотчуждаемы.

  7. Если планируете тираж картины, не передавайте галерее или покупателю исключительное право.

  8. Не забывайте, что обладаете не только правом собственности на картину как на материальный носитель, но и интеллектуальными правами на нее, которыми тоже можно распоряжаться.

  9. Помните о праве следования. Если вашу картину перепродает галерея, аукционный дом или иное лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность, вы имеете право получить от продавца вознаграждение в виде процентных отчислений и от цены перепродажи. Изучите практику сбора роялти УПРАВИС за использование изображений. Решите для себя, хотите вы сами этим заниматься или же по умолчанию этим и дальше будет заниматься эта структура.

  10. Разберитесь в таком понятии, как авторский повтор, и не создавайте своими руками бомбу замедленного действия, повторяя проделанную работу.

Границы закрыты?

С запуска АГА многие российские галереи позиционировали себя как институции, осуществляющие непрерывный международный культурный обмен. Например, Askeri Gallery вывозила за рубеж Глеба Скубачевского, Павла Полянского, Даниэля Закха. Их работы не остались без внимания, а многие «уехали» в публичные и частные коллекции. Так, скульптуры Даниэля Закха находятся в коллекции Four Seasons Group в Канаде, а картины Павла Полянского — в Китае, Америке и Европе. Это говорит о большой востребованности российского искусства в мире, готовности зарубежной аудитории к культурному обмену.

К концу 2022 года не приходится говорить о представленности российского современного искусства на европейском арт-рынке, тем не менее стоит посмотреть в сторону других регионов. Здесь можно ориентироваться на крупные музеи и их приоритеты в закупках. Например, Помпиду в последние годы уделяет особое внимание африканской современной арт-сцене — и не только из-за исторических связей. То же самое можно сказать про Латинскую Америку и страны Ближнего Востока.

Даже если кажется, что невозможно преодолеть барьеры, затрудняющие интеграцию российского искусства в международный рынок, можно ознакомиться с памяткой по принципам перевозки и декларирования искусства, которая позволит облегчить внутренние и международные перевозки.