Идея свободной любви развивалась постепенно. Одни считали, что она разрушает брак, другие, наоборот, полагали, что это дает свободу выбора и показывает настоящие чувства. Нил Макартурис, профессор философии, рассказал, как возникла и развивалась идея свободной любви. А мы сделали сокращенный перевод его эссе.

Внимание! «Взрослый» контент, предназначенный для лиц, достигших 18 лет

Люди всегда занимались сексом вне моногамных браков. И мужчины, в частности, не видели необходимости скрывать свое поведение. Но на протяжении столетий в Европе лишь немногие осмеливались представить себе возможность большей сексуальной свободы, и никто не обсуждал альтернативные виды отношений. Было одно исключение: несколько авторов защищали мужскую полигамию, разрешенную Библией. Поэт и мыслитель XVII века Джон Мильтон сделал это на страницах своих объемистых «Исследований христианской доктрины», в то время как его немецкий современник Иоганн Лейзер много писал на эту тему. Люди стали оспаривать как брак, так и моногамию. Свободная любовь была изобретена в 1792 году, в год рождения Шелли. Как это случилось?

Когда революционеры бросили вызов абсолютной власти короля Людовика XVI, они вдохновили радикалов и напугали консерваторов, поставив под сомнение все традиционные ценности. На практике революционеры внесли лишь скромные изменения в существующие законы, регулирующие сексуальность. Они либерализовали развод. Помимо конкретных достижений, Французская революция оказала сильное влияние на радикальное мышление во всем мире и вдохновила людей на переосмысление ценностей своего собственного общества.

В то время британские радикальные интеллектуалы представляли собой сплоченную группу, сосредоточенную вокруг издателя Джозефа Джонсона. Его постоянные авторы собрались в его лондонском доме. Одним из самых ярких светил была Мэри Уолстонкрафт. Вынужденная зарабатывать на жизнь без формального образования, она попробовала свои силы в управлении школой и работала гувернанткой. Прежде чем отправиться в Лондон в 1787 году, она решила стать писателем. Она сделала вопросы сексуальности главной темой для обсуждения.

Уолстонкрафт была активным сторонником Французской революции. Она написала «Защиту прав человека», защищая революционеров от нападок Эдмунда Берка и других консерваторов. Затем она выпустила свой феминистский шедевр «Защита прав женщины», в котором подвергла критике устоявшиеся двойные стандарты, когда допускается терпимость к мужскому распутству, в то время как жизнь женщин разрушается любым сексуальным проступком. Ее главная цель состояла в том, чтобы доказать необходимость женского образования. Она сказала, что только когда женщины станут равными компаньонами мужчин, брак может стать настоящим партнерством, а не формой рабства.

Уолстонкрафт призвала людей расширить свое представление о правах и свободах. Она показала, что интимные отношения были политическими, и призвала своих читателей подумать, как идеалы революции могут применяться к частной сфере.

Томас Холкрофт показал влияние феминизма Уолстонкрафт в своем романе «Анна Сент-Айвс». Хотя его книга была опубликована в том же году, что и «Защита прав женщины», Холкрофт ознакомился с аргументами Уолстонкрафт, которые он слышал от нее на обедах у Джонсона. В отличие от своего лучшего друга Уильяма Годвина, которого отталкивала властная манера разговора Уолстонкрафт, Холкрофт был очарован ею. Позже он напишет ей восторженное фанатское письмо, назвав ее «философом, который прослеживает, сравнивает и комбинирует факты на благо будущего». […]

Уильям Годвин в то время писал свой трактат «Исследование о политической справедливости». Под давлением Холкрофта Годвин добавил раздел об интимных отношениях. В нем он привел два аргумента. Во-первых, он утверждает, что брак — это нежелательная форма собственности, он назвал его «самой отвратительной из всех монополий». Во-вторых, брак — это обещание, и Годвин считал, что выполнение обещаний по своей сути несправедливо. Люди должны быть свободны от всех внешних ограничений своей свободы, как политической, так и социальной, с правом изменить свое мнение, когда они сочтут это нужным. Годвин утверждал, что люди должны быть свободны иметь столько отношений, сколько они хотят. Он ясно дает понять, что секс — это то, чем он лично не наслаждается, и не думает, что другие люди тоже должны. Он говорит, что в обществе, где правительство и собственность отсутствуют, люди развились бы в более утонченных существ, у которых не было потребности в «чувственном общении». Трактат Годвина был опубликован в 1793 году и неожиданно стал бестселлером. Его нападки на брак стали печально известными.

В конце 1792 года Уолстонкрафт переехала во Францию, чтобы своими глазами увидеть революцию. Там она влюбилась в хамского американского авантюриста Гилберта Имлея. Имлей в то время только что закончил роман. Журнал Monthly Review похвалил его за проведение параллели между «суровостью супружеских институтов» и «государством гнетущей вассальной зависимости». В 1794 году Уолстонкрафт родила Фанни, дочь от Имлея. Верный своим антибрачным принципам, Имлей бросил ее вскоре после рождения Фанни, в результате чего Уолстонкрафт вернулась в Англию, где у нее завязались новые отношения — с Годвином. Вскоре Уолстонкрафт снова забеременела, и, чтобы избавить своего ребенка от клейма незаконнорожденности, они решили пожениться.

Уолстонкрафт умерла от послеродовой горячки вскоре после рождения ее дочери Мэри Уолстонкрафт Годвин. После ее смерти Годвин опубликовал две работы, которые, как и «Защита», сформировали образ Уолстонкрафт среди ее современников: «Мемуары автора книги „Защита прав женщины“».

Перси Шелли был в позднем подростковом возрасте, когда впервые столкнулся с произведениями Уолстонкрафт и Годвина. Выгнанный из Оксфорда за открытый атеизм, он присоединился к различным радикальным политическим идеям. То, что он читал Уолстонкрафт и Годвина, убедило его, что моногамия не для него. В 1812 году он заявил, что «не сомневается в пороках брака: миссис Уолстонкрафт слишком хорошо рассуждает для этого». И он использовал «план Годвина» как сокращенный термин для свободной любви.

В 1812 году, узнав, что Годвин все еще жив, Шелли разыскал старого философа. Позже в том же году он встретил дочь Годвина Мэри, которой тогда было 15 лет, и сразу же был очарован. Шелли в то время был женат, целыми днями проводил философские беседы с Годвином, а по вечерам пропадал с Мэри». Она была менее впечатлена, и Шелли так и не склонил ее к своему идеалу свободной любви.

Противодействие Шелли моногамии коренилось в оригинальной философии любви. Его взгляды были гораздо ближе к взглядам Уолстонкрафт, чем к взглядам Годвина и Лоуренса. Он отвергал простую распущенность, как он сказал в рецензии на роман Хогга «Воспоминания князя Алексея Хайматова». Шелли писал, что не может относиться к одобрению в романе «беспорядочного сожительства без ужаса и отвращения». Шелли не думал, что секс может быть отделен от любви, и он видел любовь в возвышенных духовных терминах. Он считал, что нас побуждает любить красота, которую мы видим в других, будь то «мысли, действия или личность». У Платона он нашел подтверждение идеи Уолстонкрафт о том, что истинная любовь представляет собой партнерство равных. Он считал, что секс был естественной и неотъемлемой частью этого мистического союза. Когда мы влюблены, за нами непреодолимо следует физическая страсть. Он осуждал целомудрие как «монашеское и евангельское суеверие». Уолстонкрафт, как и Шелли, считала, что идеальные отношения рождаются из союза романтической любви и физической страсти.

Таким образом, любовь должна быть свободна от «принуждения», то есть она должна быть неисключительной. Шелли говорит, что в то время как любовь в «своем обычном значении предполагает эгоистичную монополию», истинная любовь «увядает под принуждением: сама ее сущность — свобода: она несовместима ни с послушанием, ни с ревностью, ни со страхом».

Шелли умер в 1822 году, и в Британии его идеи о свободной любви были забыты, поскольку страна скатилась к консерватизму Викторианской эпохи. То, что мы сейчас знаем как движение «Свободная любовь», зародилось в США в 1850-х годах и было сформировано идеями французского социалиста Шарля Фурье. Цели «свободных любовников» были ближе к целям Уолстонкрафт, чем к Шелли. Они стремились облегчить женщинам доступ к разводу и контролю над рождаемостью, но оставили норму моногамии без изменений. Более радикальным идеям Шелли придется подождать еще столетие, прежде чем они найдут широкую аудиторию. Только после сексуальной революции 1960-х радикальные группы, такие как Weathermen, превратили «сокрушительную моногамию» в боевой клич, сделав свободную любовь неотъемлемой частью контркультуры.