Любому менеджеру периодически приходится менять цель команды или средства ее достижения из-за внешних факторов — например, развития технологий. Как понять, когда это нужно сделать, и не упустить момент? Здесь поможет трендвотчинг. Рассказываем, что это и как менеджеру с ним работать.

Что такое трендвотчинг

Трендвотчинг — это регулярное отслеживание зарождающихся трендов, их анализ и применение к бизнес-процессам и целям. Он позволяет компании вовремя реагировать на изменения вокруг, а значит, правильно использовать свои ресурсы.

Тренды бывают нескольких видов:

  1. Мегатренды — масштабные изменения в культуре, социуме или экономике. Это, например, урбанизация, цифровизация, глобальное потепление. Они влияют на все сферы жизни человека и могут существовать десятилетиями.

  2. Макротренды возникают в конкретных индустриях и могут влиять на смежные области. К примеру, в рамках технологического прогресса (мегатренда) можно выделить макротренд — развитие технологий искусственного интеллекта. Такие тренды стоит учитывать в перспективе 5–10 лет.

  3. Микротенды развиваются в рамках одной индустрии и затрагивают напрямую потребителей. Они могут исчезнуть очень быстро или, наоборот, стать более масштабными. Например, социальные сети изначально были нишевым явлением — а потом изменили мир.

Иногда выделяют еще один подвид трендов — увлечения (fads). Это тренды-обманки: они быстро появляются и исчезают, как только у людей пропадает ощущение новизны. Яркий пример — повальное увлечение спиннерами в 2017 году, которое довольно быстро практически сошло на нет.

Менеджеру стоит следить за трендами, чтобы:

  • помогать компании и своей команде адаптироваться к переменам;

  • вовремя внедрять инновации и улучшать продукты;

  • получать преимущества быстрее конкурентов;

  • эффективно управлять целями.

Как менеджеру работать с трендами?

Первый шаг — определить глобальную цель своей команды в рамках общей цели компании, например с помощью методики OKR. Так вы поймете, за трендами в какой области стоит следить наиболее внимательно.

Затем начинается собственно трендвотчинг — выявление слабых и сильных сигналов.

Слабые сигналы — это инновации, которые еще не стали массовыми, но могут определить будущее отрасли. Например, технологии, используемые всего в нескольких стартапах. Сильные сигналы — это массовое внедрение технологий, идей, подходов, развитие новых направлений. К ним относится, к примеру, роботизация промышленности.

Как правило, сильные сигналы указывают на процессы, на которые одна компания или команда вряд ли может повлиять. Вряд ли вы сможете остановить распространение удаленного формата работы, если ваша команда будет работать только в офисе. Под такие процессы приходится подстраиваться всем, пусть и в разной степени. Слабые сигналы, наоборот, чаще связаны с конкретными людьми и компаниями.

Чтобы выявить сильные и слабые сигналы, можно:

  • следить за новостями своей отрасли;

  • изучать аналитические отчеты и исследования консалтинговых агентств;

  • изучать статистику отрасли;

  • следить за обновлениями баз трендов (например, Springwise);

  • анализировать, что делают конкуренты;

  • собирать мнения целевой аудитории.

Следующий шаг — найти взаимосвязи в сигналах и предположить, могут ли они образовать тренд. Для этого нужно описать каждый сигнал: почему он важен? для какой аудитории? с какими задачами и проблемами соотносится? А затем — выделить схожие параметры и проанализировать, достаточно ли данных, чтобы говорить о макро- или мегатренде.

Итак, тренд выявлен. Оцените, насколько он глобален и как быстро развивается. На изменения нужно время, поэтому, если вы понимаете, что тренд идет на спад и не подразумевает действительно масштабных сдвигов, стоит подумать о более перспективных направлениях.

Теперь попробуйте спрогнозировать, как будет развиваться отрасль и что это значит для компании и команды. Можно использовать сценарное планирование или проводить форсайт-сессии. И останется последний шаг — изменить работу своей команды или компании, основываясь на результатах трендвотчинга.