Планировать будущее в условиях неопределенности сложно — тем более если это будущее команды или всей компании. Как понять, к каким целям стремиться, когда все вокруг непрерывно меняется? Как управлять рисками и планировать свои действия? Рассказываем, какие инструменты целеполагания в этом помогут.

Форсайт-сессии

Форсайт-сессии — это инструмент, который позволяет группе выработать общее видение будущего и определить основные действия для его достижения. Фактически это создание самосбывающегося пророчества. Участники анализируют актуальные тенденции в конкретной области, на этой основе формируют желаемый образ будущего, а затем разрабатывают план его достижения.

Стоит различать собственно форсайт-сессии и форсайт-исследования. Сессии обычно длятся несколько дней, и в среднем в них участвуют от 7 до 15 человек. Они подойдут скорее для планирования развития команды, чем компании. Исследования, в свою очередь, более масштабны и подробны.

Как провести форсайт-сессию:

  1. Соберите группу. В ней должны быть ключевые сотрудники вашей команды или компании, модератор и внешние эксперты в обсуждаемой области.

  2. Подготовьте список вопросов об актуальных трендах — технологических, экономических, социальных. Важно понять, как они влияют на вашу команду либо компанию.

  3. Опросите участников группы.

  4. Проанализируйте разницу в прогнозах. Если мнения по некоторым вопросам диаметрально противоположны, подумайте, почему так происходит. Нет ли здесь неочевидного тренда?

  5. Обсудите с группой, какие варианты будущего они видят на основе сделанных прогнозов. Какие варианты кажутся лучшими? Какие действия стоит предпринять для их достижения?

  6. Зафиксируйте все результаты обсуждения. Впоследствии на их основе можно будет провести сессию сценарного планирования.

Сценарное планирование

В нестабильном мире выживают те компании, которые могут подстроиться под практически любые изменения во внешней среде. Конечно, предсказать их все нельзя: как показала, например, пандемия, даже самые глобальные перемены часто происходят внезапно. Тем не менее готовиться к неожиданностям нужно — например, с помощью сценарного планирования.

Сценарное планирование позволяет представить разные варианты будущего компании. Как отмечают

Матс Линдгрен и Ханс Бандхольд, авторы книги „Сценарное планирование. Связь между будущим и стратегией“, сценарий в этом случае — «тщательно продуманный ответ на вопрос „Что случится предположительно?“ или „Что произойдет, если…?“. Он отличается и от прогноза, и от видения, которые имеют тенденцию скрывать риски. Сценарий же, напротив, дает возможность управлять рисками».

Как разработать такой сценарий? Линдгрен и Бандхольд предлагают использовать алгоритм TAIDA:

  1. Наблюдение (Tracking) — отслеживаем изменения, признаки угроз и потенциальных возможностей.

  2. Анализ (Analyzing) — анализируем последствия угроз и составляем сценарии.

  3. Создание образа (Imaging) — моделируем желаемый вариант будущего с учетом потенциальных возможностей.

  4. Принятие решения (Deciding) — выбираем стратегии, в том числе для альтернативного развития событий.

  5. Действие (Acting) — определяем краткосрочные цели и начинаем реализовывать план.

Диаграмма Исикавы («Рыбья кость»)

Это модель, которую разработал японский теоретик менеджмента Каору Исикава в середине прошлого века. Изначально она использовалась, чтобы выявить недостатки в промышленном производстве — например, на заводах Toyota. Сейчас ее применяют в том числе для снижения рисков при планировании.

В общем виде диаграмма Исикавы выглядит так:

Как использовать ее для управления рисками?

  1. Вместе с командой определите, какую проблему вы хотите решить. Предположим, вы выпускаете онлайн-курсы китайского языка и хотите выяснить, что может снизить уровень спроса на них в ближайшие два года. Это будет «головой» рыбы.

  2. В формате мозгового штурма определите источники рисков. Например, на спрос может влиять востребованность именно этого языка, изменение уровня доходов аудитории, действия конкурентов. Это будут большие «кости».

  3. Затем конкретизируйте риски. Допустим, конкуренты могут разработать новую, более эффективную программу обучения. Это будет маленькая «кость».

В конце проанализируйте, какие риски будут наиболее вероятными — именно на них стоит сосредоточиться прежде всего. Так вы сможете если не предотвратить их, то хотя бы учесть при целеполагании.

PEST-анализ

PEST-анализ позволяет оценить влияние внешних факторов на компанию в долгосрочной перспективе. Как правило, он составляется на 3–5 лет и ежегодно обновляется. Инструмент позволяет минимизировать риски при принятии стратегических решений.

Что именно оценивают при PEST-анализе?

  1. Политические факторы: тенденции во внешней и внутренней политике, ситуацию в мире, изменения в законодательстве.

  2. Экономические факторы: уровень инфляции, ВВП, общее состояние экономики, уровень доходов населения, курс валют, налоговую политику страны.

  3. Социально-культурные факторы: обычаи и традиции населения, демографию, уровень образования, зарплатные ожидания.

  4. Технологические факторы: уровень развития технологий, влияние инноваций на конкретную отрасль, технологический потенциал компании и ее конкурентов.

Чтобы провести PEST-анализ, для начала определите, какие факторы из каждой группы влияют именно на вашу компанию. Затем соберите данные по ним: изучите отраслевые отчеты, публикации в СМИ, маркетинговые исследования. Проанализируйте тренды. Как может развиваться этот фактор в будущем? Как изменится его влияние на компанию? Последний шаг — оценить, какие изменения и почему наиболее вероятны, и занести данные в таблицу.