Вы наверняка не раз пытались вести свой экспертный блог, задумывались о том, чтобы написать книгу или писать статьи в СМИ. Но каждый раз, когда нужно написать пост или статью, мозг находит десятки отговорок, чтобы отложить эту задачу. «Срочно надо просмотреть почту», «Может, еще чашечку кофе?», «Ой, сообщение пришло, нужно ответить».

Дорога к тому, чтобы сесть и написать текст, часто напоминает не идеально ровную взлетную полосу, а грунтовую, в ухабах и колдобинах. Часто это происходит потому, что непонятно, о чем вообще писать, чтобы это было интересно. Раньше я писала 2 поста в неделю, сейчас у меня выходят сотни текстов в блоге. Поделюсь с вами проверенными на практике приемами сторителлинга, которые помогут быстро начать и разогнаться, снимут вопрос, о чем писать в блоге, и благодаря которым вы сможете писать так, что ваши подписчики будут зачитываться.

Марина Васильева

Автор курсов по продающему сторителлингу, контент-наставник топ-блогеров и экспертов.

Снизьте значимость

Часто мы подходим к творческой задаче написать пост или подготовить историю для выступления с твердым намерением написать нетленку, достойную быть высеченной в граните. Нам хочется, чтобы каждая фраза из поста разлеталась на афоризмы и крылатые выражения, а в комментах писали: «Ай да Пушкин, ай да сукин сын». Но на задачу «Давай напишем шедевр» мозг реагирует однозначным «Хочу еще кружечку кофе» и «Ой, еще немножко посмотрю котиков, а потом обязательно начну». В таких случаях я говорю своим клиентам — экспертам и блогерам: «Хватит поправлять очки на носу, у тебя нет задачи написать шедевр, просто напиши первое, что приходит в голову».

Черновик — это трамплин

Переписывать и редактировать написанное проще, чем писать. Первая итерация текста, плана, первый черновик помогает понять, что же вы хотите сказать на самом деле. Так создайте этот черновик и оттолкнитесь от него, как от трамплина. Например, я написала план этой статьи, а когда начала писать, четко увидела, что именно хочу переделать. Наверняка у вас такое тоже много раз бывало.

Скорость решает: стратегия Паттерсона

Привычка тщательно обдумывать каждую фразу — это тупиковая стратегия. Сколько раз вы начинали писать текст, а потом застревали над обдумыванием и бросали, а текст оставался неопубликованным. Я пробовала разные стратегии написания текстов, а я создаю сотни текстов за год для своего проекта. И однажды услышала, как Джеймс Паттерсон — один из самых коммерчески успешных и продаваемых авторов в мире — рассказывал о том, что он пишет текст быстро, практически не думая. Затем откладывает и через день так же быстро перечитывает и правит стилистические ошибки, которые попадаются ему на глаза. Он не задумывается над каждой фразой. Он быстро пишет, быстро перечитывает, быстро правит. И это позволило ему стать одним из самых плодовитых и богатых авторов в мире.

Замечайте инфоповоды

Инфоповодами в СМИ принято называть громкие события. Но эта стратегия подходит для новостных СМИ. А я использую это понятие, чтобы обозначить любую ситуацию из жизни, которая может стать поводом для поста. А это может быть и утренний кофе, и подгоревшая яичница, и поход в магазин. И я вижу, какой огромный интерес это вызывает у моих подписчиков. Потому что это рвет шаблоны. Оказывается, можно интересно рассказывать даже о бытовой рутине? И пока другие блогеры уезжают на Мальдивы, чтобы прогреть аудиторию к запуску нового курса через картинки красивой жизни, я показываю в своем блоге подгоревшие котлеты и рассказываю, как увлечена своей работой. А подписчики читают и тоже начинают использовать приготовленный борщ как инфоповод.

Создавайте инфоповоды

Однажды известного бизнес-тренера спросили: «А можно ли рассказывать придуманные истории?» Он ответил: «Конечно, нет, нельзя обманывать своих читателей. Но можно придумать историю, прожить ее и рассказать о ней». Я взяла это на вооружение и стала создавать инфоповоды в своей жизни. Я подписываю договор на третье высшее, придумываю и провожу живой мастер-класс в Москве, устраиваю фотосессию на набережной, заказываю такси с самым дорогим тарифом, смотрю, как за короткую поездку с меня списывают 3 тысячи рублей, и подмечаю свои ощущения, собираю друзей. И рассказываю об этом через сторителлинг в своем блоге. Такой подход позволяет все время создавать себе возможности для нового опыта и делает жизнь насыщенной и интересной.

Вдохновляйтесь

У меня такое бывает редко, но иногда писать ну совсем не хочется. Я знаю, что это ловушка, и знаю, как ее обойти. Мой любимый прием — «прикурить». Я открываю книгу и читаю несколько страниц, нахожу интересные идеи, задумываюсь, а что я думаю по этому поводу, — и вот идея для поста или статьи готова. Читайте и наблюдайте за собой: с чем вы согласны, с чем хотите поспорить, что вызывает у вас горячий внутренний отклик и рождает инсайты?

Коучинговые вопросы

Подмечать в обычном необычное, видеть за простыми событиями повод высказаться о важном помогают коучинговые вопросы самому себе. Если вам кажется, что день прошел и ничего интересного не случилось, вы просто не научились вычленять из событийного ряда ключевые точки. Отключите телефон на 5 минут и спросите себя: что происходит прямо сейчас? Что я при этом чувствую? Что это значит для меня?

Возможно, вы устали, потому что забыли о технике «помодоро» и работали без перерыва. Это повод поделиться с читателем осознанием важности пауз в работе. Возможно, вы горите рабочей задачей и ищете решение. Это повод рассказать в своем блоге о том, как важно выбирать задачи, которые мотивируют вас и вдохновляют исследовать тему и развиваться.

Опишите картинку через 5 органов чувств

Писатели часто описывают бытовые ситуации из жизни так, что читаешь — и невозможно оторваться. Для нас рабочий стол и рабочий стул, кружка кофе на столе и любимый саундтрек — это обыденность, а для читателей это возможность подглядеть за вашей жизнью. Опишите, где вы находитесь прямо сейчас, что вы видите, что вы осязаете, что вы слышите, какой запах вы чувствуете, какой вкус вы ощущаете. Видите, насколько объемная картинка получается? Вы как будто сняли маленький фильм, сцену из своей жизни.

Примерьте разные роли

Представьте, что вам написал крайне недовольный или, наоборот, благодарный заказчик. Вам нужно ответить от лица Миранды Пристли, от лица молоденькой секретарши, от лица кассирши из «Пятерочки», от лица директора завода. Какой стиль вы будете использовать? Какие слова подберете? Насколько эмоциональны будете в своем тексте? А теперь используйте такой прием в текстах. Из какой роли вы хотите написать сегодня? А может быть, в своем тексте вы смиксуете разные роли?

Пересмотрите серию любимого сериала

Смотреть сериалы может быть крайне полезным для блога занятием. Включите серию «Теории Большого взрыва», «Друзей» или другого любимого сериала. Что происходит с героями? Что они говорят друг другу? На какие мысли и воспоминания вас это наводит? Вспомните похожую ситуацию из жизни и опишите ее по аналогии. В хороших сериалах вы найдете самые отборные приемы драматургии, которые сможете использовать в своих текстах.

Например, моя студентка, юрист по профессии, часто упоминает в своем блоге договор, который составил Шелдон из «Теории Большого взрыва» как пример неоправданной дотошности в составлении договоров.