Обучение в течении всей жизни — это уже не модный тренд, а настоящий образ жизни. Если вы хотите развиваться как профессионал или отращивать новые нейронные связи, вам нужно постоянно узнавать новое и расширять свой кругозор. Но что делать, если учиться хочется, но как только вы приступаете — чувствуете выгорание? Делимся полезными советами из подкаста «Не то, чему учили в школе» от Нетологии и «Теории и практики». В первом выпуске ведущая, Саша Жирновская, вместе с Егором Апрельским, СТО Лаборатории Знаний, и Марией Панковой, руководителем учебно-методического отдела Нетологии, собирают формулу идеальной мотивации, которой не страшны лень, усталость и стресс.

Слушайте подкаст прямо на нашем сайте или на другой удобной для вас платформе: Яндекс.Музыка || ВКонтакте || Apple Podcasts || Overcast || Podcast Addict || Castbox || Pocket Casts

Карта подкаста

  • 01:25 Где брать мотивацию к обучению?

  • 02:50 Краткосрочная и долгосрочная мотивация

  • 07:35 О важности практико-ориентированности

  • 11:22 Источники демотивации: лень, скука и стресс

  • 16:28 Как работать с ленью

  • 23:26 Как образовательная среда влияет на мотивацию

  • 31:15 О влиянии обратной связи на мотивацию

  • 37:37 Выводы

Где искать мотивацию?

Мотивация имеет сложную структуру, это волевое усилие. Она появляется в результате когнитивных процессов, когда человек может сам себе объяснить, почему ему нужно совершать то или иное действие: просыпаться каждое утро в семь часов, есть яблоки вместо пончиков, проходить курсы вместо того, чтобы мониторить бывших в соцсетях.

У многих привычка учиться формируется еще в школьные годы, но вырабатывается она с формулировкой «ну, надо» или по методу «кнута и кнута», когда, если ты не будешь учиться, тебя отчислят или ты пойдешь «дворником работать». Но во взрослом возрасте нас уже не так сильно волнует отчисление, если мы учимся на онлайн-курсах, равно как и сомнительными карьерными перспективами не напугаешь человека, который уже является специалистом и имеет стаж работы. Поэтому взращивать мотивацию нужно альтернативными способами.

Сформулируйте личные цели

Иногда мотивацию подтачивает осознание, что выбранное направление — «не ваше». Возможно, вы выбрали его, потому что это модно, перспективно, друзья посоветовали, но стоит начать заниматься — и руки опускаются сами собой, потому что вы не понимаете, зачем это нужно лично вам. Попробуйте сделать небольшое упражнение — на чистом листе бумаги выпишите все свои цели, которые это обучение позволит осуществить. Ни в чем себе не отказывайте, будьте честны с собой. Выделите цветом самые важные на сегодняшний день цели и закрепите их где-нибудь на видном месте, например на рабочем столе. Так они всегда будут перед глазами и помогут собраться в моменты, когда вы начнете сомневаться в своих силах и желании продолжать учиться.

Не торопитесь

Если вы только планируете пойти учиться, исследуйте рынок образовательных возможностей, просмотрите нескольких провайдеров курсов. Структура курса и формат обучения напрямую влияют на мотивацию. Одним из важнейших факторов является наличие обратной связи. Специалист по мотивации Сьюзан Фаулер отмечает, что сотрудники и студенты достигают больших успехов, когда наставники оказывают поддержку, пусть даже эмоциональную. Поэтому, если у вас есть такая возможность, отдавайте предпочтение образовательным трекам, которые предполагают сопровождение со стороны наставников: это поможет отслеживать прогресс и вовремя исправлять ошибки.

Рассчитывайте свои силы

Еще один важный фактор мотивации — это то, насколько уверенно вы себя чувствуете в процессе обучения. Когда у вас получается выполнять задания, а прогресс виден, дофамин автоматически «награждает» наш мозг за получение новой информации. Поэтому при выборе образовательного направления выберите трек, который соответствует вашим навыкам. Если он будет слишком сложным — вы рискуете скатиться в фрустрацию, а если слишком легким — столкнетесь со скукой. Ни то, ни другое не способствует здоровой мотивации.

Как сохранять и поддерживать мотивацию?

Мотивировать себя, чтобы начать обучаться, не так сложно. Куда труднее сохранять деятельный настрой на протяжении всего обучения. Отток мотивации случается в основном по двум причинам: из-за отсутствия видимых результатов и скуки. К счастью, с каждой из этих проблем можно разобраться.

Отсутствие видимых результатов

Когда прогресс незаметен, нам кажется, что ничего не получается и время вместе с другими ресурсами было потрачено впустую. Это приводит к чувству фрустрации, с точки зрения физиологии оно близко к стрессу — вырабатывается кортизол, повышается тревожность, фокус внимания рассеивается, и желание продолжать действовать дальше исчезает.

Как справиться?

Фиксируйте прогресс. Например, каждый месяц вы можете анализировать, что у вас начало получаться лучше. Может, вы научились с легкостью решать задачи, которые не поддавались вам в начале обучения. Или вы освоили совершенно новый навык.

Также вы можете визуализировать свой прогресс — начинайте применять полученные навыки в своей повседневной деятельности или в свободное время. Если вы учитесь на дизайнера интерьеров — создайте проект дома своей мечты, учитесь на программиста — напишите простой код для своего будущего приложения. Эти проекты в будущем могут стать важной частью вашего портфолио.

Скука

Есть несколько видов скуки — продуктивная, когда вам нечем заняться и вы начинаете делать все подряд, например листать ленту в соцсетях, читать книги, рисовать картины по номерам. В этом состоянии нужно уметь переключать свой фокус внимания именно на учебу, и постепенно получится влиться в ритм. Но если скука становится деструктивной, когда вам неинтересны задачи, ничего не хочется делать — мотивация пропадает, ее «съел» наш кортизол.

Как справиться?

Усложняйте свои задачи. Здесь вы, так же как в случае с фрустрацией, можете давать себе задание «со звездочкой» и экспериментировать с полученными знаниями, создавать собственные проекты и пополнять портфолио.

Также разрешайте себе отдыхать, переключайте фокус внимания, чтобы не перегореть раньше времени.

Как усилить мотивацию?

Порой мотивация может снижаться. Это неудивительно, ведь выполнять долгосрочные цели, для которых мы ее формируем, весьма утомительно. Порой хочется просто получить быстрый результат здесь и сейчас, чтобы в полной мере ощутить, что время и силы не были потрачены зря. Приверженцы маршмеллоу-теста назвали бы это слабым самоконтролем, когда человек готов отказаться от долгосрочной цели в пользу быстрого удовольствия, но на самом деле такие «маленькие радости» могут подкрепить наше желание двигаться дальше.

Для усиления мотивации вы можете выбирать короткие образовательные практики, например мастер-классы или конкурсы, хакатоны, открытые олимпиады — важно, чтобы они соответствовали направлению вашего обучения. Принимайте в них участие, чтобы опробовать полученные знания на практике, а также познакомиться с новыми людьми. Такой нетворкинг поможет вам окружить себя единомышленниками — это тоже усиливает мотивацию.

Главное — помните, что такие короткие образовательные мероприятия не заменят долгих образовательных треков. Зато они могут стать надежным подспорьем для вашей мотивации.