Год от года сервисы онлайн-обучения цифровым профессиям становятся все популярнее. Люди обращаются к ним с разными целями. Большинство мечтает сменить профессию, чтобы стать востребованным ИТ-специалистом и получать более высокий доход. Насколько успешно онлайн-школы справляются с задачей рескиллингаПереобучение и приобретение новых навыков.? Обязателен ли опыт в IT для входа в новую профессию? Как много выпускников добиваются цели? Эти вопросы сегодня особенно актуальны для многих россиян, которые чувствуют неуверенность в будущем и хотят упрочить свои позиции на рынке труда. Чтобы дать на них ответы, исследователи Института образования ВШЭ по просьбе Яндекс Практикума изучили карьерную траекторию и поделились результатами.

Как считали

В исследовании, проведенном с марта по июнь 2022 года, участвовали выпускники сервиса онлайн-обучения цифровым профессиям Яндекс Практикум, которые завершили обучение в 2021 году. Эксперты поставили перед собой цель отследить изменения в карьере на достаточном отрезке времени, поэтому лаг между завершением курсов и участием в опросе составил 7 месяцев и более. Выпускникам задавали вопросы о том, как быстро они нашли первую работу в новой области или получили повышение, как менялась их зарплата с течением времени. В результате исследователи получили много интересных инсайтов на тему того, как влияет на карьеру предыдущее образование и опыт, а также возраст, пол и регион проживания выпускников.

В исследовании поучаствовали более 889 выпускников 13 различных курсов: «Веб-разработчик», «Python-разработчик», «Инженер по тестированию», «Аналитик “данных», «Специалист по Data Science», «Интернет-маркетолог», «Дизайнер интерфейсов», «Разработчик C++», «Middle Python-разработчик», «Алгоритмы и структуры данных», «React-разработчик», «Middle фронтенд-разработчик” и «Критическое мышление».

Большинство респондентов имеет высшее образование: 51% — в области инженерных или технических наук, 26% — гуманитарных. В гендерном соотношении 38% — женщины, 62% — мужчины. Возраст большинства (72%) — от 26 до 40 лет. У 55% выпускников не было опыта работы в IT-сфере, при этом у пятой части выпускников (6%) опыта работы не было вообще. Две трети (69%) выпускников проживают в городах-миллионниках, но среди опрошенных есть и жители совсем маленьких населенных пунктов, и респонденты из других стран.

Зачем учились?

Студентов онлайн-курсов по цифровым специальностям можно условно разделить на 2 группы. Самая большая часть (66%) — это те, кому нужен рескиллинг, то есть радикальная смена профессии. Остальные заинтересованы в апскиллинге — усовершенствовании своих навыков. Это действующие профессионалы, которые приходят за конкретными знаниями, чтобы выполнять более сложные и интересные задачи как в роли наемного сотрудника на текущей работе (9%), так и фрилансера (3%) или же в рамках собственного бизнеса (6%). В третьей группе — остальные, менее популярные цели: например, повышение или смежная должность. Также апскиллинг может быть условием для достижения определенных карьерных целей: например, повышения или получения смежной должности.

Остановимся подробнее на тех, для кого учеба цифровой специальности стала ключом к смене профессии. Треть из них проявили целеустремленность и уверенность в полученных знаниях, начав поиски работы еще до окончания курса. Чуть больше половины перед этим завершили обучение. И только каждый десятый по каким-то причинам к моменту опроса еще не приступил к поискам (далее будем исключать их из данных по карьерным результатам).

Что происходит с теми, кто впервые попал в IT после курсов?

По итогам рескиллинга 77% выпускников нашли работу, причем 71% — в срок до полугода. Внутри этой временной рамки одним респондентам потребовалось несколько месяцев, другим — несколько дней. Так, среди всех трудоустроенных почти каждый второй (43%) добился цели еще во время обучения или не позже чем через месяц после окончания курсов.

Три четверти трудоустроились именно по той специальности, которую изучили на курсах. Остальные благодаря обучению нашли работу в смежных областях, где были востребованы их новые знания. Это говорит о том, что содержание программы и полученные навыки соответствуют запросам работодателей. Похоже, новая работа оправдала и ожидания самих выпускников. Ведь на момент опроса большинство выпускников (84%) продолжали работать на первом (после курсов) месте трудоустройства.

Судьба фрилансера привлекала лишь трех человек из ста. Абсолютное большинство выбрало роль наемного сотрудника. Каждый второй трудоустроился с помощью сайтов вакансий, 11% — по рекомендациям. Примерно каждого десятого выпускника нашли сами работодатели. Среди других каналов поиска успешно сработали соцсети, мессенджеры и профессиональные сообщества.

Почти половина прошедших рескиллинг посетили 1–2 собеседования (29%) или вовсе обошлись без них (15%). Еще 24% сходили на 3–4 интервью. Остальным пришлось приложить больше усилий — и, вероятнее всего, времени, — чтобы добиться желаемого. Но практика показала, что даже тот, кто предпринял больше десяти попыток, в конце концов достиг своей цели.

Что влияет на конкурентоспособность после рескиллинга?

Посмотрим, как влияют различные факторы на успех в поиске работы — а заодно и на справедливость мифов о низких шансах начать карьеру в IT среди женщин, людей старше 30, жителей регионов или гуманитариев. Исследование показало, что факт трудоустройства в течение полугода после рескиллинга не зависит от пола выпускников, уровня и профиля их образования, а также от места их проживания. У женщин и мужчин примерно равные шансы, как и у студентов с кандидатами наук. Это же касается профиля высшего образования: у инженера или «технаря» нет статистического преимущества перед врачом или социологом. Скорее наоборот: процент трудоустройства среди гуманитариев даже несколько выше (77% против 67%). Среди обладателей дипломов медицинского профиля показатель достигает 74%, а лидирует категория «искусство и культура» — 92% (!).

Удивительно, но предыдущий опыт в IT также не играет заметной роли. Что касается места проживания, то разница в трудоустройстве между жителями обеих столиц и других городов очень незначительна.

Есть только один фактор, который действительно повышает шансы найти работу в течение полугода. Он объективен для всего рынка труда — возраст. В группе моложе 25 лет доля трудоустройства достигает 80%, тогда как после 41 года — 54%.

Процент трудоустройства в течение полугода после курсов, %
  • Алгоритмы и структуры данных 86

  • Инженер по тестированию 85

  • Middle фронтенд-разработчик 78

  • Веб-разработчик 74

  • Разработчик C++ 73

  • Аналитик данных 72

  • Интернет-маркетолог 72

  • Python-разработчик 70

  • Дизайнер интерфейсов 60

  • Специалист по Data Science 55

Кроме того, показатель трудоустройства отличается на разных курсах. Однако это не значит, что в каких-то профессиях найти первую работу проще, чем в других. Разница может быть вызвана разными причинами: некоторые выпускники не спешат начинать поиск работы сразу по окончанию курсов и предпочитают отдохнуть после учебы, другие какое-то время продолжают работать в предыдущем статусе и параллельно брать парт-тайм проекты по новой профессии.

А еще в некоторых профессиях средний срок получения оффера выше, чем в других. Например, значительный процент выпускников курса Data Science трудоустраивается в промежутке между 6 и 9 месяцев после обучения, а значит — не попадает в статистику нашедших работу в первые полгода.

Как после рескиллинга меняются зарплаты?

Исследователи задавали вопросы об изменении дохода в динамике: на первой работе, которую выпускники нашли в результате рескиллинга, и через полгода. Выяснилось, что средняя зарплата в новой профессии на старте поднялась на 17%. А через полгода с начала обучения она выросла в среднем на 33%.

Зарплата в большей или меньшей степени в течение полугода поднялась у выпускников 11 специальностей. Исключение составили только интернет-маркетологи, чей доход снизился по сравнению с тем, что был до обучения. Это частично связано с тем, что в маркетинг переходят люди, которые в предыдущей профессии уже получали довольно высокий доход — по сравнению с теми, что переучивается на программистов, тестировщиков или дизайнеров.

Выпускники продвинутых курсов сделали более внушительный рывок в зарплате: от 38 до 146%, у выпускников курсов для новичков эта вилка скромнее: 20–52%. Первое место заняли слушатели продвинутого курса «Middle фронтенд-разработчик» (188 тысяч рублей и самый высокий процент прироста дохода: 85% на новой работе, 145% спустя полгода), второе — «React-разработчик» (160 тысяч рублей), третье место — «Разработчик C++» (145 тысяч).

Результаты исследования говорят о том, что обучение на IT-курсах действительно помогло подавляющему числу выпускников 2021 года добиться карьерных целей. Процент трудоустройства и динамика зарплат — это четкие показатели, по которым можно судить о качестве получаемых знаний. Выпускники в равной степени нашли свое место на рынке труда, будь то студенты продвинутого уровня или те, кто впервые решил изменить свою карьерную траекторию и войти в мир IT, устроившись на начальные позиции. Многие кажущиеся барьеры — такие как пол, место проживания или предыдущий опыт — оказались несущественными. Наиболее важным фактором для работодателей стали реальные навыки, которые прошли проверку временем и позволили кандидатам закрепиться в компаниях.