Падение цен далеко не всегда можно оценивать как положительную тенденцию. Скорее всего, возникает такое явление, как дефляция, ведущее к закрытию производств, безработице, снижению уровня жизни. Рассказываем, что такое дефляция и почему она возникает.

Что такое дефляция

Дефляция — снижение общего уровня цен на товары и услуги. Явление в экономике, противоположное инфляции. Несмотря на то что эта тенденция кажется выгодной для потребителей, положительно ее оценить нельзя. Дело в том, что если этот процесс затянется, то последствия могут быть сокрушительными.

Причин дефляции несколько. Среди них — снижение спроса на деньги, рост необеспеченного спроса производства, резкое повышение ключевой ставки ЦБ, сокращение кредитования. Это также может произойти из-за слишком большой конкуренции и слишком низкой концентрации рынка.

Когда при низком спросе и снижении цен уменьшается и объем доступных средств, то образуется так называемая дефляционная спираль. Это самостоятельный механизм, где падение экономики вызывает дефляцию (падение цен), которая вызывает еще большее падение экономики и снижение цен. Происходит это в несколько этапов:

  • Происходит перепроизводство товаров и услуг.

  • Снижаются цены на товары и услуги.

  • Уменьшается прибыль производителей.

  • Сокращается производство.

  • Повышается уровень безработицы.

  • Уменьшаются расходы на товары и услуги.

Получается, что круг замыкается: потребители сокращают траты на товары и услуги, и снова происходит перепроизводство.

Исторические кейсы

Дефляция, как правило, сопровождает экономические кризисы. Среди крупных кейсов — падение цен на 30% во времена Великой депрессии в США (1929–1933). Но это все равно не помогало восстановить спрос на товары и услуги, так как множество людей оставались без работы или с минимальной зарплатой.

В состоянии умеренной дефляции до сих пор живет Япония. В 1990-х произошла «японская болезнь» в экономике. Дефляция началась в пределах −1%, казалось, что ситуация вполне решаема. Банк Японии снизил процентные ставки, но не удалось создать устойчивый рост денежной массы. В июле 2006 года политика нулевой ставки была прекращена.

Для того чтобы избавиться от дефляции, потребителям придется отказаться от жесткой экономии и начать покупать не только свой минимум. Тогда цены начнут расти, производства откроются, появятся новые рабочие места, вырастут доходы. Также государству стоит смягчить налоговые правила, чтобы инвесторы стремились помочь производствам, а Центробанк может снизить проценты по кредитам. Однако все эти меры на практике реализуются куда сложнее, и стратегии решения этой проблемы зависят от конкретной ситуации в стране.