На протяжении столетий педагоги, психологи, экспериментаторы размышляют о том, как создавать значимое, ценное и эффективное обучение. Появляются прикладные инструменты и конкретные указания для преподавателей, методистов, тренеров. И теперь создание образования уже не интуитивная практика. Автор книги, сооснователь и куратор School of Education Соня Смыслова, в новой книге рассказывает о том, что такое системное проектирование образовательного опыта и как его конструировать.

Образование и обучение — огромная и очень сложная сфера, представленная большим количеством различных дисциплин, таких как психология, социология, философия, история, когнитивные науки. Первая глава посвящена ориентации на местности — что такое создание обучения? Откуда взялось это понятие? Как мы представляли себе образовательный процесс сто лет назад и как представляем сейчас?

Исследуя историю ключевого термина (instructional design, учебный дизайн) в проектировании обучения, в этой главе мы немного заглянем в хронологию и пронаблюдаем путь от бихевиористов и конструктивистов до сегодняшнего дня. Помимо исторической ретроспективы, нас будет интересовать и философская — зачем вообще необходимо обучение и образование? Какую задачу они решают? Ответить на этот вопрос нам помогут «идеологии содержания образования», которые, несмотря на свою ориентацию на содержание, а не на опыт обучения, дают системную почву для осмысления целей образования. Какие определяющие разветвления рождаются из изученного нами контекста? Раскроем заявленный в предисловии тезис о разделении двух противоборствующих (так ли это?) позиций — ориентацию обучения на результат и на человека и его личность.

Откуда взялось понятие проектирования?

Почему сегодня мы не представляем себе создание образовательного опыта без его системного проектирования? Чтобы ответить на этот вопрос, попробуем чуть внимательнее заглянуть в историю прошлого столетия.

В середине XX века возникла необходимость встроить в послевоенную реальность сотни тысяч ветеранов, подготовить новые кадры и возобновить рост экономики. Кроме того, были необходимы технологии и подходы, способные обеспечить наилучшую квалификацию армии (над крупнейшими мировыми державами дамокловым мечом висела холодная война). Поэтому практически все внимание общества впервые сфокусировалось на профессиональном обучении и переобучении. Прошедшая война стала главным драйвером развития обучения — так, Воздушные силы США (US Air Force) вкладывались в создание исследовательских центров, которые изучали методы обучения и способы повысить эффективность этого процесса. Один из них — American Institutes for Research (AIR) под руководством Джона Фланагана — позже внесет значимый вклад в область учебного дизайна: там создадут одну из первых системных моделей проектирования обучения.

Чуть раньше, в довоенное время, преподавательское сообщество грезило образовательными технологиями (educational technology), подразумевая под ними включение в процесс обучения различных средств и медиа: видеоуроков, слайдов и фильмов. В новом переосмыслении учебный дизайн не только фокусируется на технологиях, но и помогает найти ответ на вопрос, как построить наиболее эффективный процесс обучения. Важную роль в этом переосмыслении сыграла статья Б.Ф. Скиннера «Наука обучения и искусство преподавания». Обстоятельно раскрывая особенности обучения на примере двух голубей, играющих в пинг-понг (многие родоначальники дизайна обучения были бихевиористами), Б. Скиннер описывает логику, впоследствии ставшую ключевой для проектирования. Ее суть в том, что обучение разбивается на шаги, для каждого из которых устанавливается цель: так мы можем оценить, достиг ли ее ученик, и при необходимости скорректировать шаги в будущем.

Это восприятие обучения как намеренного проектирования серии учебных событий и материалов обладало еще одной важной чертой, сформировавшейся под гнетом холодной войны и ориентации на достижения. Обучение — больше не процесс, который складывается ситуативно и хаотично; оно должно быть ориентировано на результат. Более того, этот результат должен быть измеримым и прогнозируемым (про то, как это модифицировалось в современном проектировании, мы поговорим подробнее в этой главе дальше).

И не в рамках одной программы, где за счет харизмы педагога или влияния администрации ученики достигают превосходных академических или личностных результатов. А в рамках всей системы образования — школьной, профессиональной, национальной.

Вся вторая половина XX века оперирует терминами «образовательный результат», «измеримые компетенции», «уровень образования». Появляются стандартизированные тесты, призванные сравнивать результаты образования в разных странах: PISA (Program for International Student Assessment), SACMEQ (Southern and Eastern Africa Consortium for Monitoring Educational Quality), PIRLS (Progress in International Reading Literacy Study), LLECE (Latin American Laboratory for the Assessment of the Quality of Education).

За следующие несколько десятилетий область проектирования обучения пополнится огромным количеством данных, результатами экспериментов и теориями. В свое время системное проектирование обучения станет революционным подходом: это будет уже не просто передача контента от преподавателя к ученикам, а интеграция различных средств и методов для развития системы оценивания достижения образовательного результата. Однако неизменной останется пассивная, несубъектная роль ученика, для которого создали последовательность учебных событий, не оставив ему пространства для влияния на учебный процесс. Он участвует в обучении, но не в проектировании.

Аутентичное обучение

Рефлексия над тем, как «включить» учащегося в обучение и сделать его активным участником процесса, придется на 90-е годы — все большую популярность будет набирать конструктивистский подход к обучению. Немаловажную роль в этом сыграет массовизация субъектной позиции в обучении. Раньше важность ученика-субъекта понимали инноваторы-педагоги, создававшие авторские школы. Зачастую вместо признания они переносили гонения или презрение. Так, например, случилось с Яснополянской школой Льва Толстого, где в основе обучения была заложена идея «свободного воспитания». Но на рубеже нового тысячелетия право на индивидуальность становится более распространенным явлением. Появляется широкое представление о том, что каждый человек уникален и познание есть результат индивидуального опыта; оно закрепится в общественном сознании спустя почти столетие после того, как появилась конструктивистская теория.

  • Бихевиоризм — теория обучения, которая предполагает, что поведение можно контролировать и модифицировать за счет внешних стимулов.

  • Конструктивизм — направление теорий обучения, которые предполагают, что обучение есть значимый индивидуальный опыт, который формируется за счет деятельности и социальных связей.

В отличие от бихевиористского (поведенческого) подхода, конструктивисты предполагают, что проживание и осмысление опыта будут ключевыми для обучения и что опыт этот всегда субъективен, потому что у каждого он свой. Как следствие, появляется понятие «аутентичного обучения» — подхода, который предполагает, что студент исследует, обсуждает и конструирует новые смыслы в деятельности, включающей реальные проблемы или задачи, релевантные ему самому. И здесь нас ждет ключевой поворот: вне зависимости от области обучения (профессиональное или высшее, школьное или дополнительное) и от определенных образовательных результатов (чему научится человек), центральную роль играет студент. Его интересы, способности, желания и возможности будут отправной точкой для выстраивания образовательного процесса и его же главным лейтмотивом.

Аутентичное обучение получило неожиданное переосмысление в нынешнем десятилетии, еще даже до того, как его оригинальная концепция успела прочно войти в обиход. Например, ежегодный отчет Open University Innovating Pedagogy 202010 выделяет новый тренд — обучение на основании открытых данных для решения реальных проблем. Беря за основу источники с открытыми большими данными, образовательные организации строят учебную деятельность студентов на решении аутентичных задач. От упорядоченного проектирования шагов, в каждом из которых четко регламентировано, как и что должен делать студент, мы переходим к конструированию условий, позволяющих ему получить уникальный личный опыт и на основании этого опыта конструировать необходимое знание. Отсюда и название — аутентичное обучение.

От проектирования обучения к проектированию опыта

В начале нулевых и позже возникает новая терминология — привычный instructional design, то есть последовательное проектирование учебных материалов, сначала станет итеративным, а потом и вовсе превратится в проектирование опыта (learning experience design). Во-первых, не последнюю роль в этом играют гуманистические ценности и западноевропейская тенденция в ориентации на человека в процессе проектирования сервисов, продуктов и даже компаний и государств. Во-вторых, чем больше ускоряется мир и производство нового знания, тем сложнее выстраивать прогнозируемую траекторию обучения. Про то, как системное проектирование обучения позволяет программе становиться гибкой и не терять при этом логичность и системность, мы еще поговорим в седьмой главе.

Так в обучении появляется новая парадигма проектирования. Если ID задается вопросом «Как лучше организовать процесс обучения и материал, чтобы донести его до ученика?», то LXD скорее вопрошает «Как мне создать среду и процесс для человека, чтобы вовлечь его в этот опыт?». ID говорит про контент и учебные активности; LXD смотрит на человека.

Отправляясь в путешествие по изучению проектирования образовательного опыта, мы должны учитывать, что оба подхода причудливо переплетаются в реальной практике, заимствуя друг у друга идеи, инструменты и иногда даже систему мышления. В этой книге мы будем все больше смотреть в сторону именно проектирования учебного опыта и постараемся расширить систему координат профессиональным дизайнерам обучения (instructional designers), а также дать подробную и прикладную систему для тех, кто только начинает свой путь в создании обучения.

Идеологии образования

Зачем существуют обучение и образование? Почему одно образование мы считаем «правильным», а другое — «неправильным»? И как наше понимание глобальных целей образовательного процесса влияет на его проектирование?

Кого бы вы ни спросили, зачем нужно образование, — вы непременно получите ответ, и не один. Однако ответы эти будут разительно отличаться: один скажет, что образование развивает личность человека, другой предположит, что благодаря хорошему образованию можно получить работу или повысить свою ценность на рынке труда. Кто-то просто ответит «так надо», не поясняя, почему и кому надо, а самое главное — зачем.

Сегодня принято выделять четыре основных ответа на вопрос «зачем?». Эти ответы — направления исследований идеологии содержания обучения, или curriculum ideologies (philosophies).

В данной книге мы будем придерживаться разделения на следующие четыре основных идеологии, объясняющие цели образования:

  • Scholar Academic — академическая миссия,

  • Social Efficiency — миссия служения запросам общества,

  • Learner Centered — ориентация на личность человека,

  • Social Reconstruction — миссия реконструирования общества.

Эти названия — не единственные, которые можно встретить в литературе. Например, идеология ориентации на личность (Learner Centered) наверняка знакома вам как «прогрессивное обучение» или «конструктивистский взгляд на образование». Мысли, заложенные в каждую из этих идеологий, определяют наше представление о том, что такое хорошее образование и как оно должно быть устроено.

Вопрос о целях образования задают себе ученые, мыслители и исследователи на протяжении всей истории образовательного процесса. Майкл Широ, разбирая противоречия и сложности в разделении этих четырех сущностей, обращает внимание на то, что многие преподаватели воспринимают эти идеологии как противоречащие друг другу, и если «в школе принята какая-то одна точка зрения, все остальные становятся врагами». Однако, следуя призыву М. Широ считать эти идеологии четырьмя вариациями единого целого, мы предлагаем читателю представить некий ползунок, который глобально настраивает целеполагание будущей образовательной программы, частично забирая ценности и видение из различных подходов.

В рубрике «Открытое чтение» мы публикуем отрывки из книг в том виде, в котором их предоставляют издатели. Незначительные сокращения обозначены многоточием в квадратных скобках.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.