В пандемию онлайн-образование стало невероятно популярным — как из-за волны повсеместной диджитализации, так и из-за неопределенности, связанной с финансами и карьерой. Вместе с EdTech бум переживали и все остальные направления технологического бизнеса. Следствием этого стал дефицит кадров в IT-индустрии. Пока отрасль пытается справиться с кадровым голодом, образовательные платформы обещают, что их выпускники будут востребованы на рынке труда и что им помогут найти работу в крупных компаниях. Так ли это на самом деле и что особенно важно в нынешнее турбулентное время, выяснили в Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК).

Об исследовании

Кластер EdTech Российской ассоциации электронных коммуникаций изучил показатели трудоустройства выпускников онлайн-курсов. РАЭК проанализировала результаты выпускников самых крупных и популярных образовательных платформ — Skillbox и GeekBrains. Платформы предлагают несколько сотен образовательных продуктов (более 780 у Skillbox, и свыше 640 у Geekbrains) в сферах программирования, маркетинга, дизайна, игровой индустрии, менеджмента и других. Целью исследования было выяснить, достигают ли люди, окончившие онлайн-курсы, образовательных и карьерных целей, которые они ставили перед началом обучения. Была и другая задача — понять, как разнообразие образовательных платформ влияет на IT-индустрию, которая из года в год фиксирует кадровый голод.

РАЭК опросила людей, которые проходили программы на выбранных для исследования платформах с января 2019-го по январь 2022 года. Согласно результатам опроса, своих образовательных целей достигли 73% респондентов после обучения на платформе Skillbox и 57% — в GeekBrains. Цели включали трудоустройство по новой профессии, повышение квалификации на текущем месте работы и общее развитие.

Skillbox

Среди выпускников Skillbox работу нашел каждый третий. Эти данные были получены благодаря онлайн-анкетированию, результатам телефонного опроса в рамках исследования, а также информации от Центра карьеры Skillbox — команды HR-консультантов, которые помогают студентам формировать карьерные цели и трудоустраиваться. 5669 из 15 573 опрошенных выпускников отметили, что успешно нашли работу по профессии, которой обучались на платформе.

С 28 марта по 3 апреля 2022 года, то есть за одну неделю, специалисты Центра развития карьеры Skillbox завершили 77 кейсов по трудоустройству студентов и выпускников. К кейсам относятся стажировки, фриланс, проектная работа. За квартал реализовано 490 таких кейсов, а суммарно с начала 2020 года — ​​3358. Самые популярные направления — это программирование (34,4%), дизайн (27,7%), маркетинг (21,5%), игры (8,3%), управление (4,7%) и дизайн среды (3,2%).

Результаты исследования показали, что в среднем выпускники получают свыше 170 предложений от работодателей в месяц. Среди крупных компаний респонденты назвали Сбер, «Перекресток», «Ростелеком», «Яндекс», VK и другие. Средняя зарплата выпускников на позиции младшего менеджера в сферах программирования и дизайна составляет от 80 до 100 тысяч рублей, а в маркетинге — от 50 до 90 тысяч.

GeekBrains

Как было отмечено выше, 57% респондентов отметили, что достигли своих целей после обучения в GeekBrains. 44% из них приходили, чтобы освоить новую профессию и сменить работу, 26% планировали повысить квалификацию и глубже изучить текущую специальность, 18% — закрыть часть карьерных задач, а 16% хотели пройти обучение для общего развития. Смена позиции на текущей работе и подработка по новой специальности интересовали респондентов меньше: эти пункты выбрали 5% и 4% соответственно.

Почти 70% опрошенных выпускников отметили, что компания существенно им помогла в освоении новой профессии. При этом свыше 35% респондентов уточнили, что обучение позволило им стать настоящими профессионалами в новой отрасли.

Определенных результатов достигли 16% тех респондентов, кто поставил обучение на паузу: не учится сейчас, но и не прошел курс до конца. 72% опрошенных в этой категории планируют вернуться на платформу, чтобы закончить программу.

Выводы

По мнению аналитиков РАЭК, трудоустройство выпускников и достижение их образовательных целей — самые важные показатели качества онлайн-образования. Кроме того, стало ясно, что образовательные платформы существенно влияют на развитие кадров цифровой индустрии и поддерживают баланс спроса и предложения на рынке труда.

Оценить эффективность обучения будет проще, если поставить четкие цели и сформулировать ожидания от программы. Без этого будет сложно зафиксировать результат. Цели могут быть разными: освоение конкретных навыков, рост на текущем месте работы, кардинальная смена деятельности. Образовательные платформы предлагают инструменты для достижения каждой подобной цели, которые подходят даже тем, у кого еще нет необходимого опыта или базовых знаний. Например, в Skillbox отмечают, что больше половины их студентов — новички в изучаемой профессии с разным набором навыков.