Иногда рабочая среда становится воплощением ночного кошмара: коллеги развлекаются психологическим насилием и жонглируют ответственностью, руководство закрывает на это глаза, дедлайны горят. В таких обстоятельствах остается либо писать сценарии для сатирических ситкомов, либо — увольняться. Как выяснило исследование центра Pew, многие миллениалы действительно готовы уволиться из-за нездоровой атмосферы на рабочем месте. Рассказываем, как можно предотвратить проблему токсичных коллективов.

Почему коллективы становятся токсичными?

Токсичный коллектив узнать легко. В нем все равны, но одни люди «равнее других», может присутствовать дедовщина, жонглирование ответственностью, распространение слухов и сплетен, коллеги могут проявлять друг к другу пассивную агрессию, а могут устраивать и открытые скандалы. Также не исключено проявление эмоционального насилия: в ходу оскорбления, унижения (в том числе и публичные), постоянно происходит нарушение личных границ, сотрудники живут по принципу «звонок для учителя (здесь — для руководителя)».

Токсичность может развиваться как «сверху вниз», когда главным источником дисгармонии становится руководитель, так и «снизу вверх», когда беспорядки учиняют сами сотрудники (например, из-за профессиональной ревности). Часто появление обоих типов токсичности продиктовано самой средой внутри компании. Вот несколько факторов, которые способствуют проблемам внутри коллектива.

Ценности компании остаются только на бумаге

При этом они не внедрены во внутреннюю жизнь самой компании. Например, организация ставит главной ценностью удовольствие клиентов от высококлассного сервиса, но при этом за пределами поля видимости клиентов с самими сотрудниками общаются только через ругань и унижение. Или в компании главной ценностью считаются инновации и развитие, но при этом работа продвигается по принципу: «еще мой дед так делал».

Не происходит интеграция сотрудников в корпоративную культуру

Например, компания нанимает высококлассного специалиста, который блестяще справляется со своими задачами, но совершенно не умеет взаимодействовать с другими людьми. Такой человек мало того, что в принципе не очень умеет и хочет общаться, так его еще не предупредили о том, что бывают коллективные брейнштормы, сессии обратной связи или стендапы. Пока человек не будет введен в курс дела, он будет воспринимать корпоративную среду как враждебную.

Сотрудники не защищены от стресса/компании/конфликтов и т. д.

Во многих компаниях крепко укоренилась позиция, что компания фактом трудоустройства защищает сотрудника от безработицы и голодной смерти, а от всего остального он защитит себя сам. В современных реалиях этот подход уже утратил актуальность, часто работодатель становится непосредственным участником отношений, происходящих в рабочей среде: компания вовлекается в медиацию конфликтов, создание рабочей атмосферы, проведение неформальных мероприятий, организацию обучения. Если же сотрудники брошены на произвол судьбы, но обязаны под страхом увольнения отвечать на рабочие имейлы в любое время дня и ночи в течение пяти секунд, то тут тоже могут появиться первые признаки токсичности.

Эти три фактора становятся благодатной почвой для развития различных конфликтов. В каких-то обстоятельствах главную роль может сыграть личность участника конфликта (может, ваш руководитель отдела — «успешный психопат», который со всеми мил, но неугодных раскатывает в лепешку). С тем же успехом залогом проблем может стать и обстановка за пределами компании, когда за окном разгорается экономический кризис, и весь коллектив находится в напряжении, боясь, что объявят сокращение кадров.

Актуальные статьи и подборки в вашем смартфоне. Подписывайтесь на наш Telegram-канал и получайте все материалы, которые выходят на нашем сайте.

Как понизить градус токсичности в коллективе?

Токсичность — серьезная проблема, которая может привести к текучке кадров. Сегодня люди достаточно высоко ценят свое эмоциональное благополучие, чтобы отказаться от работы, которая больше напоминает страдание. Если вам кажется, что среди ваших сотрудников ощущаются ядовитые вибрации, вот несколько шагов, которые помогут приблизиться к решению проблемы:

  1. Признайте факт проблемы
    Не обязательно вызывать на ковер руководителей, чтобы те потом в своих отделах насаждали любовь и взаимопонимание. Лучше дайте сотрудникам высказаться самостоятельно и без последствий: например, предложите им пройти анонимный опрос на оценку рабочего климата в компании. Затем соберите данные и проанализируйте результаты, лучше всего к этому процессу привлечь HR-отдел.

  2. Создайте условия для медиации и решения конфликтов
    Уберечься от конфликтов сложно, иногда они приобретают вселенские масштабы, поэтому часто в коллективе нужно как пространство, где коллеги могут обсудить волнующие вопросы вдали от посторонних глаз и ушей, так и человек, который поможет решить конфликт, не доводя до кровопролития и переходов на личности. Не стоит бросать подчиненных на произвол судьбы в стиле «сами разберутся», в некоторых конфликтах нужно участие в том числе и руководства. Например, если руководитель отдела нарушает должностные инструкции и злоупотребляет своим положением.

  3. Проявите заботу о сотрудниках
    Очень часто токсичная атмосфера отражает стресс, в котором находятся сотрудники под влиянием внешних событий. В силах организации снизить уровень стресса сотрудников, не тратя на это половину годового бюджета: небольшие неформальные мероприятия, офисная библиотека или организованное корпоративное обучение помогут поддержать эмоциональное здоровье сотрудников. Важно не забывать и о таких базовых вещах как work-life balanc — ни один тренинг и вечер игр не помогут, если ваши сотрудники работают 24/7 против своей воли.

К сожалению, до сих пор не придумано универсальное лекарство для токсичных коллективов. Но эти несколько шагов помогут проанализировать и немного стабилизировать ситуацию, чтобы затем приступить к решению проблемы.