Знания и навыки устаревают быстрее, чем мы успеваем их осваивать. Но все же есть ряд компетенций, которые помогут оставаться конкурентоспособным в условиях непрерывных перемен. Совместно с экспертами ТюмГУ рассказываем о 10 навыках.

В детстве возможностей выбирать практически нет — за ребенка это делают родители, а в школе — преподаватели. Когда же студенты оказываются в университете, они сталкиваются с необходимостью делать выбор. Современная система образования 2+2+2 предполагает построение индивидуальной образовательной траектории. Например, такая модель реализована ТюмГУ. Но трудность заключается в том, что первокурсники не привыкли выбирать самостоятельно. Им мешает страх сделать неверный шаг, нежелание брать на себя ответственность. Во взрослой жизни неумение выбирать может стать серьезной проблемой в профессиональной и личной жизни. Наоборот же, те, кто обладает этим навыком, могут построить наилучшие для себя пути не только в карьере, но и в личной жизни, в обучении, саморазвитии.

Уметь работать в команде — значит взаимодействовать с другими людьми и использовать индивидуальные навыки так, чтобы эффективно достигать общей цели. Для этого нужно синхронизироваться с другими участниками, слышать их, распределять обязанности. Для работодателей этот навык крайне важен, так как команды являются основной организационной единицей во многих компаниях.

Сегодня ценятся специалисты, которые способны принимать решения в стрессовых условиях. Для этого нужно уметь оценивать текущую ситуацию, продумывать наперед и взвешивать все «за» и «против». В условиях неопределенности на продолжительный анализ нет времени — действовать приходится быстро.

Во время процесса непрерывного развития необходимо «останавливаться» и анализировать происходящее. Это важно в обучении, в карьере, построении личных взаимоотношений и процессе саморазвития. Благодаря рефлексии мы понимаем, что нам подходит, а что — нет. Как минимум, человек периодически может задавать себе вопросы: что у меня получается и что у меня не получается? Почему? Что я могу сделать, чтобы учиться эффективнее? Чувствовать себя лучше? Во время самоанализа цель может меняться — это тоже результат рефлексии.

Иногда цели долгосрочной перспективы кажутся размытыми. Целеполагание же помогает четко сформулировать ее, определить шаги и критерии, по которым можно оценить результат. Кроме того, целеполагание предполагает приоритизацию задач. Такая системность помогает упорядочить повседневную жизнь, процесс образования, развития и работы.

Аналитическое мышление нужно, чтобы оценивать ситуации, принимать взвешенные решения, прогнозировать и планировать. Развитие этого навыка помогает структурировать образовательный и рабочие процессы. Как следствие, это повышает уровень психологического комфорта и снижает степень неопределенности.

Развитое критическое мышление позволяет анализировать и объективно оценивать явления для составления обоснованных выводов. Этот навык также подразумевает проверку поступающей информации на достоверность. Все это помогает нам защититься от фейков, навязанных мнений и предостеречь себя от импульсивных решений.

Цифровые навыки включают в себя умение пользоваться электронными таблицами, BI-инструментами, таск-трекерами (программы для управления проектами), понимать основы кибербезопасности для защиты персональных данных. Эти навыки пригодятся всем.

Навык коммуникации необходимо адаптировать под разные условия. Речь идет не только об эффективном ведении переговоров. Умение слышать собеседника, считывать его запросы, понимать настроения, ставить и удерживать цель разговора, аргументировать свою точку зрения — все это входит в коммуникативный навык.

Этот навык позволяет решать проблемы и предотвращать их негативные последствия. Выражается он через умение системно анализировать процессы, оценивать и предотвращать риски.

Как развивать этот навык? В ходе обучения. В ТюмГУ применяется модель problem based learning — она предполагает, что в ходе обучения студенты развивают навык решения проблем в теоретических и практических ситуациях.

Мир не стоит на месте, и образование развивается вместе с ним. Актуальные тенденции в российском высшем образовании мы рассматриваем в спецпроекте «Образовательный навигатор» совместно с ТюмГУ.