Как известно, развитая культура обучения — важное конкурентное преимущество любой компании. Оно открывает новые возможности и для самих сотрудников, и для бизнеса в целом. Но на чем лучше всего сосредоточиться при обучении? Сделали перевод отчета Udemy Business об актуальных трендах корпоративного обучения и самых важных сегодня навыках.

Развитие в условиях перемен

Ни для кого не секрет, что ситуация в компаниях постоянно меняется. Мы адаптируемся к удаленному или гибридному формату работы, ищем новые способы повышения производительности, перестраиваем структуру организации. Все эти и многие другие изменения очень сильно влияют на сотрудников — не каждый успевает сориентироваться в происходящем. Девять из десяти опрошенных руководителей говорят, что их компании либо уже сталкиваются с нехваткой нужных кадров, либо прогнозируют это.

Справиться с ситуацией можно, если развивать у сотрудников навыки, которые помогут им быстро адаптироваться к новым условиям и оставаться конкурентоспособными на рынке труда. Эти навыки можно разделить на три группы:

  • power skills («навыки власти»);

  • тактические;

  • технические.

Power skills

Во многом это переосмысление soft skills (гибких, или мягких навыков). Они связаны с лидерством, работой в команде, коммуникацией, планированием и тайм-менеджментом. Называть их «мягкими» — значит сильно недооценивать их. По мнению некоторых специалистов, именно эти навыки дают людям возможность управлять своей работой, получить над ней некоторую власть. И это не зависит от формальной должности.

Power skills — основа гибкой корпоративной культуры и залог успешного будущего компании. Исследования института McKinsey показывают, что каждому сотруднику, независимо от отрасли, профессии или места проживания, нужен базовый набор навыков, которые позволят:

  • привносить в компанию собственную, уникальную ценность как специалиста;

  • работать в цифровой среде;

  • постоянно адаптироваться к новым решениям и технологиям.

Среди всех power skills есть несколько приоритетных направлений.

Коммуникация и работа в команде

В 2020 году мы были вынуждены перейти на удаленный формат работы, а с ним — и на регулярное общение по видеосвязи. Мы узнали, что такое «усталость от «Зума»: наш мозг перегружается, когда мы весь день смотрим на свое изображение на экране. И еще поняли, как на самом деле важна эффективная коммуникация.

В этих условиях сотрудникам потребуются:

  • умение проявлять настойчивость, когда это необходимо;

  • умение управлять групповым обсуждением;

  • умение работать в команде;

  • навыки делового письма;

  • критическое мышление.

Лидерство и менеджмент

Лидерские и управленческие навыки нужны всем, а не только менеджерам. Компании, которые развивают эти навыки у сотрудников всех уровней вне зависимости от их карьерных стремлений, имеют в 4,2 больше шансов добиться роста выручки,

прибыли и рентабельности капитала. Одновременно, по данным Udemy, все больше компаний работают над повышением инклюзивности и разнообразия в своей внутренней культуре. Это позволяет каждому сотруднику больше вовлекаться в работу и чувствовать свою ценность для организации.

В этих условиях сотрудникам потребуются:

  • умение поддерживать инклюзивность и разнообразие;

  • умение использовать OKR;

  • стратегическое мышление;

  • навык комплексного решения проблем;

  • навыки выстраивания процессов.

Продуктивность и совместная работа

Поскольку многие до сих пор продолжают работать из дома, а распределенные команды становятся нормой, организация совместной работы с коллегами становится особенно важной. Чтобы такая работа была продуктивной, сотрудники должны уметь четко излагать свои идеи и эффективно организовывать свои рабочие процессы, а еще — пользоваться различнымипрограммами и сервисами.

В этих условиях сотрудникам потребуются:

  • компьютерная грамотность, в том числе владение необходимыми программами;

  • навыки тайм-менеджмента.

Личное развитие и благополучие

Личная и профессиональная жизнь сотрудников тесно связаны друг с другом. Многие из них даже ожидают, что их личное развитие и хорошее самочувствие будет одним из приоритетов работодателя. Для руководителей это означает, что у сотрудников должна быть возможность изучать темы и осваивать навыки, которые не связаны непосредственно с их должностными обязанностями. Вкладываясь в личное развитие сотрудников, помогая им оставаться активными и выделять время на хобби вне работы, компания многое получает взамен. Люди лучше выполняют свои задачи, поскольку чувствуют себя отдохнувшими и могут быть более продуктивными. А исследование Гарвардского университета показало, что за каждый доллар, потраченный на программу личного развития, потери, связанные с болезнями сотрудников, сокращаются на 3,27 доллара.

Можно предложить сотрудникам развиваться в следующих направлениях:

  • изучение языков (например английского);

  • дизайн;

  • музыкальное образование;

  • физическая активность.

Тактические навыки

После пандемии многие компании столкнулись с высокой текучестью кадров. По результатам опросов, 88% руководителей говорят, что в их компании текучесть кадров выше, чем обычно. Это может быть связано с тем, что признание удаленного формата работы эффективным позволило людям задуматься о карьере, которую раньше они и представить не могли.

Для компаний такая ситуация означает одно: нужно сделать все, чтобы удержать профессионалов. Важно показать, что у них есть возможность карьерного роста. Причем у всех сотрудников, а не только тех, кто работает в технических отделах и может быстрее других получить повышение. Хороший способ показать это — позволить людям в любой момент освоить навыки, необходимые для желаемой должности. Во многих случаях они еще и помогают эффективнее выполнять текущие обязанности. Бизнес-аналитика может быть полезна для HR-команд, а UX-дизайн — для сотрудников отдела маркетинга.

Здесь мы расскажем о тактических навыках, которые становятся все более востребованными. Возможно, некоторые из них вы решите добавить в планы обучения своих сотрудников.

Бизнес-аналитика

Умение работать с данными сегодня необходимо для любого бизнеса. Но многие компании не чувствуют себя уверенно в этой области. Даже если они закупают нужное программное обеспечение, без обучения персонала оно не приносит пользы. При этом только 21% сотрудников уверены в своих навыках работы с данными.

Можно научить сотрудников:

  • использовать необходимые для анализа данных программы;

  • извлекать нужную информацию из массива данных;

  • использовать инструменты статистического анализа.

Перед тем как включать в план развития сотрудников обучение бизнес-аналитике, оцените, в каком состоянии находится управление данных в вашей компании. Возможно, вы решите привлечь нового поставщика или использовать другое программное обеспечение, что может потребовать дополнительного обучения сотрудников.

Дизайн и UX

Первое впечатление о вашем приложении, сайте или продукте очень важно для аудитории. Вы не сможете удержать пользователей без интуитивно понятного интерфейса или визуально целостного оформления. И наоборот: если сайт, приложение или продукт будут удобными, это заставит клиентов возвращаться снова и снова. Поэтому стоит задуматься о том, чтобы основными навыками дизайна и UX владели не только специалисты соответствующих отделов, но и те, кто работает с клиентами.

Можно предложить сотрудникам освоить:

  • графический дизайн;

  • продуктовый дизайн;

  • веб-дизайн;

  • дизайн мобильных приложений.

Финансы и бухгалтерский учет

Хорошо, если все сотрудники понимают, как те или иные действия влияют на финансы компании. Это позволяет им принимать более эффективные решения. Кроме того, важна личная финансовая грамотность, особенно в условиях растущей популярности инвестиций и новых форм денежных единиц, например криптовалюты. По данным Udemy, сохраняется интерес и к более традиционным финансовым темам — бухгалтерскому учету и анализу рынков. Они остаются важными для бизнеса.

Можно предложить сотрудникам узнать больше о:

  • криптовалюте;

  • алгоритмической торговле;

  • дей-трейдинге;

  • буккипинге.

HR и развитие талантов

Сегодня HR-команды отвечают не только за формальные вопросы, связанные с организацией работы. Их важная задача — развивать главный актив компании, то есть ее сотрудников. И здесь наблюдаются две тенденции. Во-первых, HR-специалисты ищут или создают контент, адаптированный к потребностям компании и персонала. Во-вторых, они уделяют особое внимание программам подготовки менеджеров. При этом более традиционные задачи — охрана труда, безопасность, кадровая аналитика, предоставление льгот и компенсаций — не становятся менее значимыми.

Можно предложить сотрудникам узнать больше о:

  • создании онлайн-курсов;

  • управлении персоналом;

  • развитии менеджерских навыков;

  • дизайне учебных систем.

Маркетинг

Как мы знаем, маркетинг уже не первое десятилетие сосредоточен на цифровом мире. В последнее время маркетологи стали уделять больше внимания тому, как использовать данные потребителей. Они изучают поведение клиентов и пытаются влиять на него с учетом данных маркетинговой аналитики.

Чтобы оценить успех маркетинговой деятельности, нужны четкие показатели. Важно понимать, как клиенты взаимодействуют с компанией, что на это влияет, какие метрики будут ключевыми и как их считать. Все эти данные не только направляют работу отдела маркетинга, но и позволяют корректировать общение с клиентами (отдел продаж) или сделать продукт либо сайт компании более удобным для пользователя.

Можно предложить сотрудникам узнать больше о:

  • маркетинговой аналитике;

  • маркетинговой стратегии;

  • контент-маркетинге;

  • различных аналитических сервисах.

Управление проектами

По данным Udemy Business, в последние годы растет интерес к эффективным системам управления проектами, таким как Scrum и Agile. И это важно не только для IT-команд. Навык управления проектами полезен в любой отрасли и сфере — от строительства до здравоохранения и маркетинга. Без стратегии управления проектами команды не могут четко сформулировать цели, оценить риски и просчитать бюджет.

Согласно исследованиям Project Management Institute, к 2030 году потребуется 25 миллионов новых менеджеров проектов. Поэтому, чтобы не столкнуться с нехваткой кадров, важно повышать квалификацию сотрудников уже сейчас.

Можно предложить сотрудникам:

  • изучить методику управления проектами, например Scrum;

  • освоить навыки управления качеством;

  • освоить навыки управления рисками;

  • повысить уровень коммуникативных навыков.

Продажи и отношения с клиентами

За время пандемии и продажи, и отношения с клиентами стали в первую очередь удаленными. Сотрудники, привыкшие к личному взаимодействию, смогли использовать это время для развития навыков, которые позволили им лучше понимать своих клиентов. Стало понятно, какие навыки всегда будут востребованными.

К ним относятся:

  • умение убеждать;

  • ведение переговоров;

  • забота о клиентах;

  • коммуникация с клиентами;

  • навыки B2B и B2C продаж.

Технические навыки

Технологии уже стали важным конкурентным преимуществом для любой компании. Они открывают новые возможности, в том числе связанные с повышением производительности и скорости вывода продукта на рынок. Многие организации учитывают это, принимая ключевые решения. По некоторым данным, 40% CEO компаний считают, что мнение IT-руководителей должно быть одним из важнейших факторов при разработке бизнес-стратегии.

Навыки разных IT-специалистов все больше пересекаются друг с другом. Например, поскольку компании внедряют некоторые облачные решения в свою инфраструктуру, многим IT-менеджерам приходится разбираться с технологиями облачных вычислений. А понимание процессов, связанных с разработкой, может помочь, например, специалистам по кибербезопасности. Поэтому важно составлять планы обучения IT-сотрудников исходя из реального функционала и приоритетов компании, а не формальных должностей.

Можно предложить сотрудникам изучить следующие направления:

  • облачные вычисления;

  • кибербезопасность;

  • data science;

  • управление IT-процессами;

  • разработка программного обеспечения.