Кризис — это индикатор того, что старые способы работы, мышления или поведения перестали быть эффективными. При этом новое еще не сформировано. Все это создает ощущение пустоты и фрустрации. Специалист в области карьерных стратегий Елена Резанова уверена, что такие периоды нормальны и являются частью процесса развития. Перечитали книгу Елены «Это норм» и поделились ключевыми тезисами из нее.

Триггеры карьерного кризиса

Карьерный кризис не возникает на пустом месте только потому, что время пришло. Вот несколько триггеров, которые его запускают:

Триггер №1. Ощущение, что вы переросли нынешний уровень и остановились в развитии

Создается впечатление, что вы можете гораздо больше. А то, чем вы заняты сейчас, уже слишком понятно и неинтересно.

Триггер №2. Событие, которое напоминает о приоритетах

Иногда происходят не связанные с работой события, которые подталкивают к переоценке ценностей. Вы осознаете, что вы хотите другой жизни. В этот момент происходит обесценивание: вам кажется, что если сейчас что-то «не так», то и весь предыдущий путь был неверным.

Триггер №3. Сигнал «с другого берега»

Может быть, в вас пробудился какой-то новый интерес или вы встретились с человеком, который развивается в какой-то привлекательной для вас сфере. Тогда вы невольно задумываетесь: «А может быть, и мне развернуться на 180 градусов?»

Карьерные кризисы позволяют пересмотреть собственную траекторию развития и скорректировать ее, благодаря чему и выйти на новый уровень. Причем речь идет не только о новой работе или должности, а об улучшении навыков и компетенций. Елена Резанова считает, что кризисы не стоит рассматривать как ошибку, скорее это новая точка роста.

Период кризиса можно спутать с другим ощущением потерянности и бесконечного поиска. Подумайте, был ли у вас период, когда вам нравилось то, что вы делаете? Если был, а сейчас что-то пошло не так, скорее всего, это кризис. Если такого периода не было вообще и вы постоянно ощущаете, что «это не то», то в этом случае работа над собой будет совершенно иной.

Многие сталкиваются с проблемой поиска «работы мечты» и сами себе же вредят. Автор выделила опасные критерии, из-за которых вы можете не найти желаемое:

  • узнается с первого взгляда;

  • что-то новое/другое;

  • всегда приносит удовольствие;

  • получается быстро;

  • понятно для окружающих;

  • финансово предсказуемо;

  • раскладывается на понятные шаги.

Это ложные ориентиры, которые сбивают с верного пути. На самой любимой работе бывают трудности, ошибки, потери интереса, неприятные задачи — но все это не делает ее хуже.

Сбивает с пути и поиск «предназначения». Такая установка сразу загоняет вас в рамки: вы начинаете думать, что путь к жизни мечты возможен только через одну дверь. Тем самым человек отказывается от разнообразных возможностей.

Как понять, что вам действительно нужно

Техника №1. Антицель

Возможно, вам сложно четко ответить на вопрос «Чего вы хотите?». Попробуйте действовать иначе. Составьте список того, чего вы не хотите, допустим, через пять лет. Эти антицели могут быть не связаны с карьерой напрямую. Однако они могут стать точкой, из которой запускаются перемены к лучшему. Вы сможете понять, какие дороги вам точно не подходят и какие действия стоит изменить уже сейчас.

Техника №2. Метод астронавта

Обратимся к распространенной детской мечте — стать астронавтом. Чем должен заниматься будущий астронавт, если ему сейчас девять лет? Что можно сделать, чтобы начать подготовку немедленно? Какие решения окажутся правильными уже завтра?

Это пример того, как большая, сложно реализуемая цель помогает человеку прямо сейчас. Даже если эта цель довольно абстрактная — например, стать великим ученым или успешным предпринимателем.

Например, вы хотите работать в международной компании в другой стране, в любом случае вам понадобится английский. И пока вы конкретизируете цель, вы уже начнете двигаться к ней.

Техника №3. Карьерный прототип

Допустим, у вас есть какие-то идеи насчет новой деятельности. Но все же могут быть сомнения: «А вдруг не мое?» Карьерный прототип — способ снизить риски и заплатить совсем небольшую цену за эксперимент. А еще это способ как можно скорее включиться в дело. У хорошего прототипа четыре признака:

  1. Имеет контакт с реальностью, а не сводится к перемалыванию прежних данных в голове.

  2. Достаточно маленький и реалистичный по сравнению с глобальной целью.

  3. Недорогой: требует мало времени, денег и энергии.

  4. Вызывает положительные эмоции, а не парализующий страх.

Суть в том, чтобы начать двигаться в новом направлении, не отказываясь при этом от предыдущего опыта. Разрешите себе эксперимент, пробный период. Например, вы давно мечтали начать писать книги — попробуйте в течение месяца писать какие-то маленькие рассказы. Или же вы мечтали о собственном деле, тогда запустите новый проект на своей работе или же протестируйте свою идею вместе с единомышленником.

Как понять свои интересы

«Включить наблюдателя»

В течение недели отмечайте моменты, когда в вас появляется интерес — будь то во время прогулки, чтения новостной ленты, просмотра фильма, рабочей встречи. Для этого заведите специальный блокнот и записывайте в него все, что срезонировало. При этом постарайтесь отличать это от эмоциональных вызовов. Дело в том, что настоящий интерес развивается постепенно и не выдается в готовом виде. Во многом мы сами его генерируем.

«Инструкция»

Представьте себе, что по какой-то причине ближайшие три года вы окажетесь не на связи. Вам нужно передать коллегам инструкцию, благодаря которой коллеги смогут найти ответы на нужные вопросы. Это будет ваша область компетенций.

«Пять любимых запросов»

В начале рабочего дня вы открываете почту, и все запросы, которые вы там видите, вызывают у вас желание немедленно приняться за дело. Какие запросы это могут быть? Сформулируйте минимум три, а лучше пять. Не берите примеры из вымышленных, несуществующих идеальных карьер.

Свобода

В основе нашей мотивации лежит автономия, то есть потребность знать, что действия продиктованы нашим собственным выбором, а не навязаны извне. У этого фундамента есть три составляющие.

Накопленный опыт

Выгорев, мы часто обесцениваем опыт и считаем, что он ничего не стоит, все придется начинать с нуля. Ваш опыт неоднороден. У вас есть:

Специфический багаж

Знания и навыки, применимые только в специфическом формате: знание конкретных инструментов на определенных должностях, знание конкретных продуктов и процессов. Как правило, эта часть быстро исчезает, как только вы уходите из компании.

Несгораемый багаж

А. Отраслевые навыки: знание сферы в целом. Вы находитесь в определенной нише внутри отрасли, уже играете на определенном поле и заработали очки в этой игре.
B. Универсальные навыки: переговоры, управление проектами и людьми, умение выступать, запускать продукт и т. д.
C. Персональные навыки: ваш собственный подход к решению задач, стиль ведения переговоров, способ генерировать идеи и находить выходы из проблем.

Связка с реальностью

Если благодаря профессионализму вы научились решать проблемы или задачи, актуальные для других, у вас появилась вторая составляющая востребованности — связка с потребностями внешнего мира.

Репутация

«Репутация» не равно «известность». Репутация прирастает с каждой выполненной задачей, с каждым «спасибо», с каждым достигнутым результатом. Поэтому в первую очередь зарекомендуйте себя как качественно работающего сотрудника, иначе, даже если вы станете известным, вас легко разоблачат.

Что значит «работать на себя»

Работать на себя не означает быть ненаемным сотрудником, иметь собственный бизнес или стать фрилансером. Работать на себя — это глубже. Можно быть независимым предпринимателем, но не работать на себя (то есть работать против себя), не развиваясь и истощая свои ресурсы. Можно быть наемным сотрудником и работать на себя, становясь ценнее и дороже с каждым проектом.

Вы работаете против себя, когда:

  • бежите за свободой ради свободы;

  • перестаете развиваться;

  • соглашаетесь с тем, что есть;

  • ждете волшебного пинка;

  • не создаете интересный круг общения;

  • не становитесь востребованнее.

Вы работаете на себя, когда:

  • понимаете свои приоритеты;

  • становитесь ценнее с каждым проектом;

  • смотрите шире заданной темы;

  • не ограничиваете себя одной ролью;

  • несете ответственность за собственное развитие;

  • корректируете свою траекторию с учетом своих ценностей;

  • работаете на свою востребованность.

Карьера в эпоху перемен

Раньше карьера в одной области считалась нормой, а критериями успешности были стабильность, предсказуемость и надежность. Под ростом понимали нечто вертикальное. Сегодня же переходить из одной сферы в другую абсолютно нормально, а критериями успешности стали самовыражение, возможность зарабатывать благодаря любимому делу и свобода выбора.

Елена Резанова выделила три типа профессиональных сфер по уровню определенности и возможности выстроить долгосрочную стратегию.

  1. Сферы с четко прописанными правилами, иерархией и критериями успеха. Сегодня к таким относятся только профессиональный спорт, армия, отчасти наука.

  2. Сферы с часто меняющимися правилами, но со стабильной основой. Например, всегда являются важными здоровье, еда, психологическое благополучие.

  3. Зоны высокой сейсмической активности: объект неустойчив и постоянно меняется, рынок нестабилен, спрос возникает и падает. К этой группе можно отнести большинство профессий реального мира из сфер IT, маркетинга, права, HR.

Какие метакомпетенции нужны, чтобы жить и развиваться в таком изменяющемся мире?

  • толерантность к неопределенности;

  • нелинейное планирование;

  • контакт с собой и умение быть автором своей истории.