Рынку нужны специалисты с определенным набором компетенций в их профессиональной области. Перед образовательными компаниями стоит задача создавать курсы, на которых можно освоить навыки, соответствующие требованиям большинства работодателей. А у специалиста должна быть возможность выбирать, что изучать именно ему.

Команда учебно-методического отдела «Нетологии» рассказывает, как в этом помогает матрица компетенций, в чем ее преимущества и как она реализуется на практике.

Анна Коршунова

Руководитель группы исследований и компетенций в учебно-методическом отделе «Нетологии»

Владимир Синицын

Директор образовательного продукта в «Нетологии»

Мария Панкова

Руководитель учебно-методического отдела «Нетологии»

Владимир Синицын
Директор образовательного продукта в «Нетологии»

«На рынке труда, особенно в диджитал-сфере, постоянно появляются новые профессии и изменяются старые. Образовательной компании нужно успевать трансформировать программы под меняющиеся требования, а также персонализировать обучение под каждого пользователя. Все это требует гибкости системы.

Мы искали способ выстроить кастомизированный процесс создания программ и в результате выбрали компетенции. Во-первых, они согласуются с модульным подходом, который позволяет обеспечить гибкость и масштабирование. Во-вторых, на основе компетенций можно строить цифровой профиль студента. И в-третьих, они уже используются на рынке труда: многие диджитал-компании сами строят матрицы компетенций, а вузы опираются на государственные профстандарты. Компетенции — это подход, понятный и специалистам, и работодателям, и образовательным организациям».

Что такое матрица компетенций

Матрица компетенций — это новый инструмент для проектирования образовательных программ, созданный в Нетологии на базе компетентностного подхода и модульной системы. По своей структуре она похожа на карты компетенций персонала (профессиональный портрет сотрудника) и представляет собой подробную схему всех навыков и знаний, необходимых в конкретной профессии.

Основная единица матрицы — это компетенция. Она отражает способность успешно выполнять определенную деятельность в профессиональной сфере. А карта компетенции детализирует эту деятельность и включает все навыки, которые требуются для ее выполнения.

Компетенция имеет несколько уровней: базовый, продвинутый и экспертный. Уровни определяются на основе таких характеристик, как глубина знаний, самостоятельность, сложность задач и скорость их выполнения. Чем глубже знания, автономнее работа и неопределеннее задачи, тем выше уровень компетенции у специалиста.

Компетенция может быть применима в нескольких профессиональных областях. Например, в образовательном проекте и исследователю, и продюсеру приходится делать анализ рынка. Для исследователя это ключевая компетенция, поэтому она должна быть развита на экспертном уровне, а продюсеру достаточно продвинутого.

Как работает матрица компетенций и какие у нее преимущества

В отличие от других подходов к разработке образовательных программ, матрица компетенций предполагает глубокое исследование на начальном этапе. Данные о требованиях к специалисту собирают с использованием различных методов. Это:

  1. Кабинетные исследования вакансий, существующих образовательных программ, ФГОСов, академических статей и блогов.

  2. Проведение HR-интервью, адаптированного под создание образовательных продуктов, с носителями профессии. Позволяет получить поведенческие примеры.

  3. Обсуждение итоговой матрицы с представителями крупных компаний — экспертами, HR-специалистами и руководителями. Позволяет составить наиболее полный и актуальный список компетенций и навыков.

Добиться нужного уровня детализации можно с помощью поведенческих индикаторов. Это мельчайшие единицы профессиональной деятельности внутри каждого навыка. Они одновременно отражают, в каких конкретных действиях проявляется навык, и позволяют оценить владение им. Например, в компетенции «Прогнозная аналитика» есть навык выполнения статистических расчетов. Чтобы его освоить, HR-аналитик должен знать формы и виды статистического наблюдения, уметь применять формулы, знать этапы статистической группировки и как ее использовать для решения HR-задач, а также обладать рядом других знаний и умений. В результате он сможет выполнять статистические расчеты и строить прогнозы на базовом уровне.

Навык и его индикаторы в матрице комп...

Навык и его индикаторы в матрице компетенций HR-аналитика

Измерение результатов — важная часть программы с применением компетентностного подхода. Для этого используются различные виды тестирований, проверка заданий преподавателем и анкетирование. Оценка проводится на разных этапах:

  • в начале обучения — для определения входящего уровня компетенции;

  • в процессе ее освоения — для отслеживания прогресса;

  • по окончании программы — для определения востребованности специалиста на рынке и построения его дальнейшей траектории профессионального развития.

Мария Панкова
Руководитель учебно-методического отдела «Нетологии»

«Матрица компетенций — это логичный и четко описанный подход. Она позволяет учесть каждую мельчайшую единицу профессиональной деятельности при проектировании курса и обеспечить ее достаточным количеством практики. Так у выпускника онлайн-курса будет меньше шансов столкнуться в работе с неизвестными ему задачами и обнаружить пробелы в знаниях».

Таким образом, программа с применением матрицы компетенций дает ученику:

  • уверенность, что все полученные знания и навыки актуальны и применимы в его профессиональной деятельности;

  • прогнозируемый и понятный результат обучения;

  • уверенность, что он справится с выполнением конкретных рабочих задач;

  • возможность влиять на дальнейшее обучение и самостоятельно строить его дальнейшую траекторию.

Как матрица компетенций реализуется на практике

В Нетологии мы постепенно переходим на проектирование образовательных программ с помощью матрицы компетенций: перестраиваем на ее основе существующие и разрабатываем новые.

Если раньше мы быстро делали исследования, а потом долго и скрупулезно проектировали программу, то теперь, наоборот, первый этап занимает больше времени.

  1. Сначала мы проводим разносторонние исследования: собираем данные о задачах и требованиях к специалисту во всех доступных источниках, выделяем компетенции и навыки, разделяем их на уровни, а потом дорабатываем с экспертами рынка и верифицируем с ними итоговый вариант.

  2. Ко второму этапу у нас уже есть основа для программы с готовым набором компетенций, навыков и индикаторов. Остается только определить очередность их освоения и наполнить программу теоретическими и практическими материалами.

Поскольку образовательные программы состоят из набора компетенций, а компетенции используются в разных программах, мы объединили матрицу компетенций с модульным подходом. Каждая компетенция на определенном уровне (базовом, продвинутом или экспертном) формируется в модуль, каждый навык превращается в одно занятие, а индикатор — в материал. Например, компетенция «Прогнозная аналитика» становится модулем в программе «HR-аналитика». В ней 3 навыка, на освоение которых нужны 3 занятия. При этом теоретический материал универсален для разных программ, а практическую часть мы разрабатываем под каждую конкретную специализацию. Это позволяет собирать программу, как конструктор, из разных компетенций и кастомизировать ее.

Для оценки результатов мы пока используем систему анкет, в которых ученик отвечает, насколько уверенно овладел навыком, и оценивает себя по 5-балльной шкале. Например, оценка 5 соответствует утверждению «легко и уверенно применяю на практике», а 3 — «знаю теорию, но сложно сделать это даже с чьей-то помощью». Так человек видит детальный список требований к его компетенциям, осознает результат своего обучения и понимает, что нужно подтянуть. В дальнейшем мы планируем реализовать объективную систему оценки с помощью тестирований и оценки заданий преподавателем.

Вывод

Матрица компетенций — шаг навстречу персонализированному обучению. Разделение программ на компетенции и объективная оценка каждого навыка позволят сделать образовательный процесс гибким. В такой системе каждый ученик сможет собирать необходимый ему набор компетенций в персонализированную образовательную программу и выстраивать индивидуальную траекторию обучения.