Все мы совершаем ошибки в процессе обучения. Раньше мы часто слышали, что на ошибках учатся, но ученые уже доказали, что это не так: учимся мы, осознавая и рефлексируя их. А для того чтобы осознание было полнее, нужно понимать, что за ошибки мы совершаем и что они значат для нас. Делимся с вами основными типами ошибок и инструкцией, как их понимать.

Как разделяются типы ошибок

Схему для определения типа ошибок разработали эксперты проекта MindsetWorks. По их мнению, тип ошибки зависит (в основном) от двух переменных: возможности к обучению (высокая или низкая) и преднамеренности (высокая или низкая). В связи с этим можно выделить 4 типа ошибок, в которых эти переменные будут сочетаться в разных значениях.

«Ага»-ошибки

Этот тип ошибок характеризуется высокой возможностью к обучению и низкой преднамеренностью. Она происходит, когда мы достигаем того, что намеревались сделать, но затем понимаем, что это было ошибкой из-за недостатка некоторых знаний, которые сейчас становятся очевидными. Примеров тому множество, например:

  • Когда нам не хватает знаний о содержании: не найдя воды, мы пытаемся потушить пожар спиртом, который, как мы не осознавали, легко воспламеняется.

  • Когда мы обнаруживаем больше нюансов, чем предполагали: рисуя картину, ребенок всегда окрашивает солнце в желтый цвет, а через некоторое время он начинает замечать, что светило не всегда только желтое.

  • Когда мы делаем неверные предположения: например, когда мы пытаемся помочь жалующемуся другу, думая, что раз он говорит о проблемах, то ему нужна помощь.

  • Когда мы делаем систематическую ошибку выжившего: например, когда мы даем профессиональные советы с высоты собственного опыта, полностью отрицая альтернативные пути решения проблем.

  • Когда мы неправильно запоминаем информацию: например, мы приглашаем друга на день рождения в правильный день, но не в тот месяц.

Эти ошибки можно предотвратить или извлечь из них пользу, если задавать правильные вопросы. Мы можем спросить себя: что было неожиданным? Почему произошел такой результат? Что прошло хорошо, а что нет? Что я могу сделать иначе в следующий раз? Мы также можем спрашивать окружающих нас людей об информации, о которой мы, возможно, не знаем, или о том, как улучшить свои навыки.

Ошибки растяжения

Ошибки растяжения случаются, когда мы работаем над расширением наших нынешних способностей. У них высокий показатель возможностей обучения и преднамеренности. Они случаются, когда мы пытаемся сделать что-то выходящее за рамки того, что мы уже можем сделать без посторонней помощи.

Это еще один вид позитивных ошибок. Если их нет — это значит, что мы никогда не ставили перед собой задачу получить новые знания или навыки.

Иногда, когда мы застреваем, совершая и повторяя одну и ту же ошибку растяжения, проблема может заключаться в том, что мы бездумно выполняем движения, вместо того чтобы по-настоящему сосредоточиться на улучшении своих способностей. В других случаях основная причина может заключаться в том, что наш подход к обучению неэффективен, и мы должны попробовать другую стратегию, чтобы освоить новый навык. Или может случиться так, что мы не рассчитываем свои силы и просто еще не готовы справиться с новым уровнем сложности.

Из-за этого мы можем чувствовать себя застрявшими. Чтобы это преодолеть, достаточно снизить требования и уровень сложности новых задач и переместиться в зону ближайшего развития. Эта зона немного превышает то, что мы уже можем сделать без посторонней помощи. Когда мы проходим через эту зону, мы можем постепенно повышать уровень сложности для выполнения следующих задач и освоения новых компетенций.

Ошибки из-за небрежности

Небрежные ошибки характеризуются низкой преднамеренностью и низкой возможностью к обучению. Они случаются, когда мы делаем то, что уже знаем, но делаем это неправильно, потому что теряем концентрацию. Мы все время от времени делаем небрежные ошибки, потому что мы люди. Однако, когда мы делаем слишком много этих ошибок, особенно в отношении задачи, на которой мы собираемся сосредоточиться в данный момент, это сигнализирует о необходимости повысить свой фокус внимания.

Иногда небрежные ошибки можно превратить в «ага»-ошибки. Если мы совершаем ошибку из-за того, что не сосредоточены на текущей задаче, или мы слишком устали, или что-то нас отвлекает, поразмыслив, мы можем получить инсайты, как повысить свою продуктивность, как организовать свое время, чтобы не переутомляться.

Ошибки высоких ставок

Иногда мы не хотим ошибаться, потому что это было бы катастрофой. Например, в потенциально опасных ситуациях мы хотим быть в безопасности. Большая ошибка человека, отвечающего за безопасность на атомной электростанции, может привести к ядерной катастрофе. Мы не хотим, чтобы водитель школьного автобуса рисковал, слишком быстро делая поворот, или учащийся в этом автобусе завязал глаза водителю автобуса. В таких случаях мы хотим внедрить процессы, чтобы свести к минимуму серьезные ошибки.

Помимо ситуаций, угрожающих жизни, мы можем иногда рассматривать эпизоды, в которых ставки не так серьезны, как жизнь и смерть, но все же довольно высоки. Например, если кому-то важно поступить в престижный университет, сдача экзаменов может быть очень важным событием. Или, если спортивная команда тренировалась годами, упорно работая над тактикой, финал чемпионата можно считать событием с высокими ставками.

В таких ситуациях мы делаем все возможное, чтобы работать как можно лучше и избегать ошибок. Но иногда мы все же можем не получить желаемый результат, и события, которые привели к такому исходу, будут считаться ошибкой высокой ставки.

Их сложно предотвратить, поскольку они происходят вопреки попыткам не допустить эти ошибки, поэтому секрет для извлечения выгоды из этого типа ошибок — рефлексия. Нужно оценивать как причины случившихся ошибок, так и ценный опыт, который они помогают получить. В конце концов, ведь если человек смог позволить себе сделать эту высокую ставку, значит, он неплохо поработал за время подготовки к важному событию. В ситуации такой ошибки нельзя обесценивать собственный опыт — наоборот, необходимо составить стратегию дальнейшего движения и усовершенствования.

Не все ошибки одинаковы и не всегда желательны. Кроме того, обучение на ошибках не всегда происходит автоматически. Чтобы извлечь из них максимальную пользу, нам нужно задуматься над нашими ошибками и извлечь из них уроки.

Нам всем повезло, что мы можем получать удовольствие от роста и обучения на протяжении всей жизни независимо от того, каков уровень наших способностей на данный момент. Никто никогда не сможет забрать у нас этот источник удовлетворения.

Если мы будем более точными в нашем собственном понимании ошибок, это повысит осознанность, вовлеченность и эффективность как учащихся.