В течение целого месяца мы делились полезными советами по безопасности в сети. Теперь вы можете делиться этой информацией с другими и обучать их. Только как объяснить, как пользоваться интернетом безопасно, людям пожилого возраста? Такие слова, как «двухфакторная аутентификация», «VPN», «шифрование данных», только запутают. Но есть все же базовые правила, о которых стоит знать тем, кто не дружит с техникой.

1. Использовать сложные пароли

Напомним критерии надежного пароля: в нем содержатся буквы верхнего и нижнего регистров, не менее 12 символов, цифры. Не стоит использовать фамилии и даты рождения, а также простые цифровые комбинации, такие как 12345 или 123123.

2. Разговаривать с мошенниками из банка

Мошенники, которые представляются сотрудниками банка, — отличные манипуляторы. Они воздействуют на эмоции и могут даже припугнуть: например, сказать, что если не передать данные карты сейчас, то она будет заблокирована насовсем. Предупредите пожилых пользователей о том, что сотрудники из банка не звонят клиентам и тем более не запугивают, не повышают голос. То, что к человеку обращаются по имени и фамилии, называют номер карты, не означает, что ему звонят реальные работники банка.

Мошенники могут представиться сотрудниками правоохранительных органов. Они могут предлагать перевести какую-то сумму денег родственнику, который оказался в затруднительной ситуации.

В таких случаях не стоит поддаваться панике и делать что-либо поспешно: стоит прервать разговор и позвонить по официальному номеру банка, указанному на обратной стороне банковской карты или на официальном сайте.

3. Передавать свои данные кому-либо

Предупредите о том, что не стоит передавать свои данные третьим лицам: реквизиты банковской карты, паспортные данные, ПИН-коды, коды подтверждения из СМС и пр.

4. Использовать отдельную банковскую карту для совершения онлайн-покупок

Лучше всего совершать онлайн-покупки вместе с пожилым человеком и проверять, на какие сайты он заходит. Но если такая возможность есть не всегда, заведите отдельную банковскую карту для онлайн-шопинга и попросите держать на ней ограниченную сумму.

5. Не разговаривать с незнакомцами

Лучше всего блокировать подозрительные аккаунты. Особенно если с них присылают какие-то ссылки или просят передать информацию. Подозрения должны вызывать слишком выгодные предложения: возможно, это уловки. Также стоит быть осторожным и с призывами о перечислении средств на благотворительность: мошенники могут создать фальшивые аккаунты и выдумать историю о больном ребенке, чтобы вызвать жалость и манипулировать этим чувством.

6. Не использовать публичные сети Wi-Fi
При подключении к публичной сети Wi-Fi данные находятся под угрозой — их легко перехватить. Лучше не использовать ее вовсе.

7. Проверять все письма, СМС и сообщения и не спешить переходить по ссылкам
Расскажите пожилым пользователям о том, что им на почту или в личные сообщения в социальных сетях могут приходить сообщения и письма от незнакомцев (а иногда даже от знакомых!), в которых содержатся вредоносные ссылки. Научите ваших родителей проверять ссылки хотя бы наведением курсора на них и просмотром реального адреса.

Материал создан в рамках проекта «Твой гид по киберграмотности» при поддержке команды «Ростелеком-Солар» — национального провайдера кибербезопасности. Компания занимает активную позицию в повышении уровня киберграмотности населения и в формировании цифровой культуры для бизнеса.