Сегодня происходит трансформация образования: студентами все чаще становятся взрослые люди, появляется все больше возможностей онлайн-обучения, государственные программы конкурируют с частными. Также растет запрос на IT-специалистов. При этом роль городской образовательной среды снижается. О том, насколько тесно связаны территория, образование, культура и экономическое развитие регионов, а также о перспективах строительства частных образовательных городов поговорили на сессии Московского международного салона образования. Делимся ключевыми тезисами.

Участники дискуссии:

Дмитрий Крутов

Генеральный директор Skillbox

Никита Обидин

Директор по развитию и специальным проектам GeekBrains

Анатолий Валетов

Руководитель Московского инновационного кластера

Егор Евланников

Руководитель бизнес-клуба «Эквиум»

Наталья Царевская-Дякина

Представитель EdTech Hub

Елена Платонова

Директор по внешним коммуникациям ГК «А101»

Отправная точка

Ключевой проблемой регионов нашей страны является отток молодежи в крупные города. За счет наличия развитой инфраструктуры, образовательных учреждений и базирования офисов крупных компаний мегаполисы стали центром притяжения студентов и квалифицированных специалистов со всей страны. Можно ли изменить этот тренд, как преобразовать регионы, с чего необходимо начать?

Дмитрий Крутов: «Самое важное — это человеческий потенциал. Чтобы стать конкурентоспособным, нужно делать ставку на себя. Нам интересно готовить не только кадры, которые стартуют в профессии, но и взращивать специалистов для научного бизнеса, крупных компаний и решения масштабных инновационных задач. Для реализации этой идеи необходимо выстроить среду, в которой будут комфортно взаимодействовать бизнес, государство, научные и образовательные сообщества».

Наталья Царевская-Дякина: «Я всегда поддерживаю частные инициативы в образовании: и для детей, и для взрослых. Учебные центры действительно могут стать градо- и социобразующими инициативами. Уже в университетских стенах должны появляться перспективные стартапы, из которых на этой же территории будут создаваться большие технические компании.

Не зря говорят: студенты — вечные революционеры. Человек в процессе обучения меняет мир

Сейчас начала учиться взрослая часть населения — это здорово. Если таких людей станет больше, то потенциал улучшения мира усилится. Я поклонник онлайн-образования, но считаю, что в офлайне оно работает мощнее».

Никита Обидин: «Я верю в связку образовательных институтов и платформ; государственных инициатив и запросов от корпораций. Образовательные города могут закрывать конкретные цели и государства, и крупных компаний — в целом могут стать драйверами роста конкретных регионов как с точки зрения цифровой экономики, так и поведенческого фактора. Я занимаюсь в GeekBrains как раз такими связками, много езжу и общаюсь с министрами, губернаторами. Преобразовать регионы страны можно с помощью таких инициатив, как создание кампусов, в которых есть живая коллаборация с образовательными учреждениями, платформами (ДПО, СПО) и корпорациями в связке с государством».

Анатолий Валетов: «Сегодня уже сформулированы конкретные запросы компаний и задачи образовательных платформ. Нехватка специалистов цифровых профессий составляет порядка 1 млн человек, а количество IT-выпускников — 80 тысяч человек. Колоссальный разрыв необходимо заполнять. Решать проблему нужно глобально, не только в коммерческой плоскости. Наша задача — создавать инфраструктуру и делать это бесплатно; направлять финансовый, административный и информационный ресурс на удовлетворение запросов всех провайдеров образовательного контента. Для того чтобы делать это эффективно, нам важно сотрудничать со всеми участниками процесса».

Елена Платонова: «Территорию нашей страны необходимо развивать, предоставлять людям достойное качество жизни, образование, возможности для развития. Мы выстраиваем отношения с Департаментом образования города Москвы, работаем с вузами. Однако упираемся в некоторые границы. Например, когда строим школы, ищем для них кураторов среди вузов; однако многие из них не готовы расширять свои устоявшиеся связи».

Егор Евланников: «Я вырос в том мире, где образование представляло собой передачу контента от преподавателя в головы учеников. Сейчас человек за месяц усваивает столько же информации, сколько представитель XVII века за всю жизнь. Любой учебник устаревает еще до выхода в печать. Один из источников роста человека, который находится в сообществе, — обмен опытом, отдающий контент. Если люди будут уделять от 20 до 30% своего времени передаче знаний и навыков, они сами станут мудрее. Опыт становится опытом, когда он осмыслен, пережит и передан другому. С точки зрения среды город имеет все шансы стать платформой для коммуникаций и развития окружения».

Зарубежные кейсы

Частные образовательные территории существуют в различных странах. Бизнес-модели имеют и сходства, и различия. Не все практики и инициативы релевантны нам. Необходимо отобрать опыт, который может быть применен/использован в наших широтах.

Анатолий Валетов: «Я учился в одном из университетов США, в Пенсильвании. Это настоящий город-кампус: огромная территория с бюджетом в 50 млрд долларов, своими полицией, телевидением, радиостанцией, общежитием, лабораториями и другой инфраструктурой. США — огромный пример развития частных инициатив, и самое главное — это стало возможным только при поддержке государства».

Елена Платонова: «Задача девелопера — не только построить жилье, но и обеспечить жителей детским садом и школой. Мы много изучали зарубежный опыт: японский, французский, ездили в Финляндию, Данию и другие страны, были очарованы школой „Айб“ в Армении. Поняли, что школа становится одним из трафикообразующих объектов».

Егор Евланников: «На текущий момент город должен рождаться из частной инициативы. За счет бизнесменов, для которых это возможность оставить наследие. Деньги — энергия и фокус внимания. Если строить город, нужно его строить всей страной; теми людьми, которые на уровне ценностей понимают, что происходит».

Наталья Царевская-Дякина: «Город как формат трансляции знаний может работать только в случае, если соблюдены несколько параметров. Первый: детские сады, школы и вузы должны быть прибыльными. Второй: рядом с образовательными учреждениями необходимо наличие корпораций, научных, технических лабораторий, государственных и коммерческих предприятий и т. п. Желательно строить не просто район и здание школы. Нужно возводить образовательные учреждения под определенную концепцию, конкретный бренд, беря на себя обязательство предоставить качественное образование, ответственность за привлечение учеников и коммуникацию».

Никита Обидин: «Убежден, что в этом процессе должны участвовать несколько игроков: государство и регионы, бизнес — с точки зрения наполнения, и корпорации — в роли заказчиков и работодателей. Такая модель широко распространена в Америке».

Дмитрий Крутов: «Частное образование занимается бизнесом и практико-ориентированным треком, а вузы — академическим знанием. Здесь рождается коллаборация, все зарабатывают. Пример того, как это работает, — Белоруссия: крупная компания с выручкой в 100 млн долларов занимается аутстаффингом белорусских программистов за границу. Мы все понимаем, белорусские и российские программисты недооценены в мире. Другой пример: существуют разные сервисы для цифрового бизнеса. Но полностью в цифру уйти невозможно. Говоря про платформы, мы можем только давать ресурс. Государство может предоставлять, например, кредиты на образование. Так происходит в Америке: ряду образовательных платформ государство субсидирует часть затрат. Наверное, эти меры должны подстегнуть интерес и рост количества обучающихся».

Инициативы

Строительство образовательных городов в России — это уже набор инициатив, которые начинают развивать и государство, и регионы, и корпорации. Обсуждение темы выявляет множество вопросов: как детализировать проблему, кто должен участвовать в процессе и может стать драйвером развития, какие активности уже реализованы.

Никита Обидин: «Должна быть качественная связь между теми, кто строит город — думаю, это государство или региональные институты, — и теми, кто наполняет его знаниями и сущностями, — корпорации, которые являются заказчиками. Также важно правильно понимать отправную точку: из различных источников звучит цифра в 1 млн специалистов, которые необходимы IT-отрасли. Однако на текущий момент это значение эфемерно. Что за специалисты нужны, какая у них квалификация, профиль, навыки и т. п. Мы в GeekBrains подумали, что эту отправную точку надо оцифровать. Для этого на ПМЭФе подписали с правительством Татарстана соглашение на исследование, позволяющее оценить среди населения республики базовый срез цифровой компетенции и зрелости. Анкетирование было запущено на Kazan Digital Week. Следующим этапом хотим провести исследование на 300 тысяч человек в рамках Татарстана и глобальное исследование на федеральном уровне с Минцифры и Университетом 2035.

Такая аналитика может существенно изменить представление о пресловутой необходимости в 1 млн специалистов IT. Потом можно будет дискутировать на более твердые темы, предлагать более конкретные инициативы. Убежден, что государство и регионы должны участвовать в этом процессе, бизнес — наполнять его, корпорации — выступать заказчиками и работодателями. Такая модель широко распространена в Америке».

Анатолий Валетов: «Несмотря на то что мы Московский инновационный кластер, это не значит, что мы решаем задачи только Москвы. Проект создан по указу президента, и задачи у нас странового масштаба. Мы готовы предоставить свой ресурс — все наработки и контакты. Например, в этом году у нас была инновационная экспедиция по нескольким десяткам городов — везде полные залы: людям что-то надо, главное — сделать это правильно. В конце мая мы подписали с GeekBrains соглашение, ставшее началом построения инфраструктуры, в рамках которой мы агрегируем цифровой образовательный контент и привлекаем внимание к образовательным трекам. С точки зрения потенциального устройства мы стараемся быть проводником как для студентов, так и для корпораций. Так, в GeekBrains есть карьерный центр, но не все корпорации об этом не знают».

Елена Платонова: «Мы уже развиваем свою территорию с населением в 80 тысяч жителей, строим в одной локации — получается мини-город, больше, чем Вышний Волочек, раза в два. Когда застроим полностью наш земельный банк, получим 700 тысяч человек. Мы заинтересованы в том, чтобы территория развивалась, готовы к различным образовательным партнерствам и реализации эффективных инициатив».

Егор Евланников: «Я объездил более 40 городов России: жизнь в разных городах сильно различается. Тогда у меня зародилась идея развития малых городов. Сейчас занимаюсь управлением недвижимостью. От этой деятельности и вырастают смежные инициативы. Пять лет назад мы создали некоммерческий проект — сообщество предпринимателей. Это пространство стало катализатором мышления, энергии, создания ресурсов и повышения эффективности. Подобные инициативы могут стать социальным лифтом, в том числе для реализации идеи образовательных городов».

Дмитрий Крутов: «Нужно понимать, что студенты сегодня — это люди 18–45 лет. Необходимо изменить представление о студенте. Сейчас человек может в любой момент изменить карьерную траекторию. Важно создать условия, которые заставят релоцироваться огромное количество людей. Для многих жилье — первая мотивация. Однако строить новые города — убивать старые. Мы считаем, что создание образовательных центров поможет взрастить квалифицированные кадры, которые будут способствовать росту экономики. Идея в том, чтобы встроить такие центры внутрь города, тем самым создав правильную среду. Мы рассматриваем Вышний Волочек — город в Тверской области между Питером и Москвой, остановкой «Сапсана» и готовой объездной трассой. Хотим сделать так, чтобы студенты могли перемещаться по городу, потому что даже 1000 студентов, а также преподаватели и другой персонал изменят навсегда этот город. Трансформация культурного кода города и, как следствие, всей Тверской области — это первоначальный этап подготовки научных кадров. Создав один такой кейс, мы сможем масштабировать этот опыт на всю страну. Кроме того, мы как частная компания уже запустили 10 программ бакалавриата и магистратуры с вузами — именно такая коллаборативная модель и должна быть в будущем. Драйвером межвузовского кампуса должен стать бизнес, а вузы будут академическими партнерами, будут давать глубинные знания студентам».