Многие представляют себе образовательную среду как физическое пространство, где есть возможность для нетворкинга, общения с преподавателями. В онлайне кажется, что это все исчезает. Но это не так. Команда учебно-методического отдела и клиентского сервиса Нетологии рассказывает о том, как формируется комфортная образовательная онлайн-среда.

Что такое образовательная среда

Мы постоянно слышим, что современному человеку нужно учиться на протяжении всей жизни. Школа и вуз не гарантируют, что через 3–5 лет полученные знания останутся актуальными, поэтому в последние годы так много говорят о концепции lifelong learning. В этом ключе перед образовательными компаниями встает сложная задача — сделать процесс обучения комфортным, чтобы человеку хотелось учиться в любом возрасте.

За время обучения в школе и вузе мы привыкаем учиться очно. Преподаватель и другие студенты находятся рядом: все со звонком садятся за парту, к учителю можно подойти с вопросом, а в перерыв — поболтать с одногруппниками. Так многие и представляют себе образовательную среду. Поэтому, когда появляется необходимость снова пойти учиться, опасаются, что в онлайне просто останутся наедине с экраном.

На самом деле в полноценном онлайн-обучении образовательная среда еще более разнообразная, чем в офлайне. И порой оказывается для взрослого человека даже более подходящей. Рассказываем вместе с Нетологией, из чего она состоит и как это влияет на эффективность освоения знаний.

Образовательная среда — это все, с чем взаимодействует человек в процессе обучения. Она может включать:

  • помощь в постановке цели и сопровождение учащегося,

  • платформу, способ организации и форматы подачи материала,

  • комьюнити студентов и экспертов курса,

  • практические задания, проекты и конкурсы,

  • помощь в реализации конечной цели.

Задача комфортной среды — поддерживать в человеке желание учиться и делать это наиболее эффективно. Она помогает взрослому осваивать новые знания в условиях постоянной занятости, когда его внимание часто переключается и он перегружен информацией.

Олег Гавриленко, продуктовый методолог корпоративных образовательных проектов Нетологии

В основе комфортной образовательной среды лежат три важных принципа обучения:

  1. Взрослый человек приобретает знания и навыки, когда активно переживает опыт и анализирует его.

  2. На опыт сильно влияют эмоции и впечатления, в том числе получаемые через взаимодействие с другими людьми.

  3. Успешность освоения знаний напрямую зависит от личной мотивации человека, а директивная установка на обучение плохо сказывается на результате.

На эффективность обучения влияет вся среда в комплексе. А отсутствие необходимых элементов может осложнить процесс прохождения курса. Например:

  • Если человек приходит на обучение без конкретной цели и ему не помогают ее определить. Тогда с каждой неделей ему будет все сложнее находить время на занятия и справляться с трудностями.

  • Если платформа или содержание курса плохо организовано, студенту будет сложно использовать материалы и разобраться, как они связаны между собой.

  • Когда человек остается один на один с платформой, ему никто не помогает разобраться с трудностями, у него могут появиться фрустрация и нежелание продолжать обучение.

  • Если учащиеся не общаются между собой: не выполняют совместных заданий, нет места, где бы они могли поделиться своими переживаниями и получить поддержку, — то эмоциональная вовлеченность и ответственность за прохождение курса ниже.

  • Когда человек осваивает новую профессию, то нуждается в адаптации на рынке труда и обучении сопутствующим навыкам самопрезентации. Иначе конечной цели будет добиться сложно.

В зависимости от индивидуальных потребностей каждому студенту важны разные элементы образовательной среды. Одному человеку нужна поддержка в процессе обучения, а другому — нетворкинг с практикующими экспертами. При этом элементы могут быть взаимозаменяемы или дополнять друг друга. Тогда задачу обоих учащихся решит чат с одногруппниками и экспертами курса. Поэтому чем более развита образовательная среда, тем выше вероятность закончить обучение и получить положительный опыт.

Как организовать комфортную среду обучения

Олег Гавриленко, продуктовый методолог корпоративных образовательных проектов Нетологии

«Для создания комфортной среды необходимо знать, что нужно учащемуся, даже если он сам этого пока не знает. Требуется изучить его потребности, страхи, ожидания, ошибки, проблемы и предвосхищать желания. В этом помогают различные исследования целевой аудитории: интервью, опросы и наблюдения.

Нужно искать узкие места и оптимизировать путь, который проходит учащийся в процессе обучения. Тогда получится спроектировать такой сценарий, в котором все промежуточные стадии будут вести к достижению конечного результата».

Мария Панкова, руководитель учебно-методического отдела Нетологии
Мария Славская, старший методолог учебно-методического отдела Нетологии

«При выборе способа и средств организации обучения используются научные обоснования из психологии, педагогики и когнитивистики. Это могут быть уже доказанные принципы, такие как кривая забывания Эббингауза. В этом случае материал организован таким образом, чтобы обеспечить определенное количество повторений для закрепления знаний в долгосрочной памяти. Могут потребоваться и собственные исследования. Например, чтобы определить оптимальную длительность учебного видео для материалов разной сложности, Нетология проводила нейроэксперимент совместно с „Лабораторией знаний“».

Татьяна Андреева, руководитель клиентского сервиса Нетологии

«Чтобы наладить контакт с каждым учащимся и поддерживать его мотивацию, в онлайне требуются дополнительные сервисы и инструменты. Если на очном занятии преподаватель может просто увидеть, что стало непонятно и кто теряет интерес к обучению, то в онлайне для этого используются чаты, опросы, личное общение и аналитика. Для этого необходима целая команда людей, готовых помочь и нацеленных на результат студента».

Как может быть построена образовательная среда

В Нетологии мы задействуем элементы комфортной среды на разных этапах обучения. Вот как это у нас устроено:

Профориентация. Перед записью на обучение учащийся может пообщаться с сотрудником компании или бесплатный курс по выбору профессии. Как правило, это требуется, когда человек хочет в диджитал, но еще не определился, что ему подойдет по склонностям и какие компетенции нужно развивать.

Постановка цели. В начале обучения каждый студент проходит вводный модуль, где может четко сформулировать цель, узнать о техниках эффективного обучения и работы мозга. После каждого модуля он оценивает результат и, если необходимо, может скорректировать цель. Это помогает более осознанно подходить к своему образовательному пути и не бросить обучение, когда становится сложно.

Онбординг. Чтобы помочь сориентироваться в учебном процессе и объяснить все возможности на курсе, куратор проводит вводную лекцию. На ней рассказывает о структуре курса, сроках, заданиях и возможностях. Затем студенты знакомятся друг с другом в групповом чате и могут задать вопросы аспирантам курса. Это делает обучение понятным и формирует нужный уровень мотивации.

Сопровождение. В процессе обучения у студента на связи находятся кураторы, аспиранты, преподаватели и сотрудники поддержки. Все они стараются оперативно помочь: ответить на вопросы по программе, разобраться с заданиями и решить технические трудности. Так человек может сконцентрироваться на обучении и преодолеть сложные этапы, не чувствуя, что остался наедине со своими проблемами.

Комьюнити. В процессе обучения человек находится в сообществе единомышленников и экспертов: общается с ними в чате, на практических онлайн-занятиях и во время выполнения групповых проектов. Для кого-то это возможность поделиться своими мыслями и переживаниями с такими же, как и он, а кто-то использует это как возможность нетворкинга с практикующими специалистами.

Практика. Чтобы обеспечить практическую применимость знаний в будущей профессии, задания и учебные проекты соответствуют реальным рабочим задачам. Для их выполнения мы даем шаблоны и оцениваем их с точки зрения требований индустрии. Так человек постепенно адаптируется в будущей профессии.

Помощь в трудоустройстве. В конце обучения студент попадает в Центр развития карьеры. Здесь он может пройти курс трудоустройства: составить резюме, научиться грамотно откликаться на вакансии и проходить собеседование. А кроме того, получает доступ к вакансиям и попадает в среду выпускников. Это помогает расширить сеть профессиональных контактов и повышает шансы на трудоустройство.

Определить эффективность образовательной среды позволяют метрики: мы измеряем вовлеченность, доходимость и удовлетворенность. Также учащиеся ставят оценки занятиям, обращениям к сотрудникам и курсу в целом. А уже после окончания обучения мы отслеживаем качественные карьерные изменения, произошедшие в жизни студента. Такой постоянный анализ показателей и обратная связь помогают дополнять и перестраивать образовательную среду под потребности и пожелания учащихся.

Вывод

Комфортная образовательная среда становится необходимостью в современном мире и подспорьем для взрослого ученика. Поэтому при выборе курса нужно помнить, что на успешность его прохождения влияют не только формальные критерии, но и то, соотносится ли обучение с вашими внутренними потребностями и насколько оно будет интегрировано в вашу жизнь. Когда обучение выходит за рамки занятия и приносит удовольствие, то позволяет освоить максимум предлагаемых знаний и навыков и достичь конечной цели.

Иллюстрация: Background Master / Depositphotos.com