В какой момент человек встает на тропу успеха? Некоторые в раннем детстве показывают лидерские задатки, когда самозабвенно гоняют гусей в деревне или в пятилетнем возрасте начинают спокойно читать и писать. У некоторых путь к успеху начинается после тридцати, как у Ван Гога. Но в 1960-х годах ученые из Стэнфордского университета с помощью эксперимента с зефирками выяснили, что способность к ожиданию удовольствия может стать залогом успеха в жизни. Рассказываем, как работала эта теория и что с ней происходит сейчас.

Описание эксперимента

На дворе 1960-е годы. Молодой профессор личностной и социальной психологии Уолтер Мишел разрабатывает теорию, которая в последующие годы принесет ему известность, а в 2002 году благодаря своей теории он станет одним из самых цитируемых психологов в истории.

Это теория отложенного удовольствия, в соответствии с которой человек, способный отказаться от моментального удовлетворения потребностей в пользу долгосрочной цели, будет более успешен в жизни. Для того, чтобы проверить эту теорию, Уолтер Мишел проводит серию экспериментов с зефирками.

Детей в возрасте от 4 до 6 лет приводили в комнату без отвлекающих факторов. На столе перед ними лежало угощение — зефир, печенье или крендель, в зависимости от того, что предпочитал ребенок. Взрослые, организаторы эксперимента, предлагали детям выбор — съесть угощение сразу или подождать 15 минут, после чего сладостей дадут в два раза больше.

После этого взрослые выходили и оставляли ребенка наедине с угощением. Они фиксировали, сколько детей дождались двойного угощения — из всех детей, принявших участие в эксперименте, таких была примерно ⅓. У тех детей, которые не удержались и съедали сладость сразу, организаторы замеряли время, в течение которого дети не решались приняться за угощение.

Известные люди с помощью мягких навыков изменили мир. Хотите также? На примере пяти гениев рассказываем, как менять жизнь вокруг.

Эксперимент длиною в жизнь

Но одним фиксированием результатов дело не ограничилось. Уолтер Мишел сохранил результаты эксперимента и через несколько лет пошел с ними проверять, чего дети-участники добились в жизни, когда стали взрослее. Так его теория подтвердилась: дети, которые выбрали путь отложенного удовольствия, имели более высокие академические показатели, а впоследствии строили более успешную карьеру.

На несколько лет теория отложенного удовольствия стала одной из самых популярных в вопросах воспитания детей, ее взяли на вооружение люди, которые хотели вырастить гениев. Также концепцию маршмеллоу-теста начали адаптировать в бизнес-практиках, например, норвежский миллиардер Петтер Стурдаллен даже использует эту концепцию в своей книге «Ура, понедельник!», которая призвана научить людей жить с драйвом.

Впоследствии эксперимент повторяли много раз и теория Мишела подтверждалась, пока в 2018 году не вышло исследование, подточившее его гипотезу.

Все дело не в зефире

В 2018 году вышло исследование, опровергающее, что только сила воли, проявляющаяся в дошкольном возрасте, способна помочь ребенку добиться успеха. Организаторы эксперимента: Тайлер Уоттс, Грег Данкан и Хаонан Кван обратили внимание, что все дети, принимавшие участие в Стенфордском эксперименте с зефирками, были учениками детского сада при университете, а их родители были сотрудниками университета. Поэтому в новом исследовании ученые пригласили участвовать более 900 детей из разных семей: с различным уровнем дохода, разной расовой принадлежности.

В результате выяснилось, что сам по себе ребенок проявляет низкую способность к откладыванию награды. Зато в ходе анализа результатов ученые заметили другую взаимосвязь: уровень жизни и доход семьи напрямую влияли на то, что ребенок мог выбрать награду через 15 минут.

А в долгосрочной перспективе результаты маршмеллоу-теста вообще не были связаны с академическим успехом, карьерным ростом. Те, кто действительно смог отказаться от сладости и подождать большую награду, составляли скорее статистическую погрешность.

Эти результаты наталкивают на мысль о том, что более бедные родители не всегда мотивируют своих детей мыслить в долгосрочной перспективе. Для них выбрать сладость сейчас, сегодня, гораздо более надежный вариант, чем ждать награды потом, потому что «потом» может не наступить или измениться. А для бедных детей получение небольшой радости сегодня может сделать жизнь более терпимой, особенно если нет гарантии, что завтра будет больше радости. В то время как родители с более высоким уровнем дохода и образования будут мотивировать своих детей мыслить на перспективу.

Будем на связи! Подписывайтесь на нашу рассылку и получайте каждую неделю подборки актуальных и интересных статей от нашей команды.

Иллюстрация: rixipix / Depositphotos.com