Наш мозг стремится все обобщать: так проще. Из-за этого мы принимаем неверные решения, делаем неточные выводы и выстраиваем нездоровую коммуникацию. Одно из когнитивных искажений, связанное с этим, — эффект ореола. Подробнее рассказываем о нем и его последствиях.

Что это за эффект и при чем здесь «ореол»

Гало-эффект (эффект ореола) — когнитивное искажение, при котором суждения о каких-то частных характеристиках или особенностях человека, предмета выводятся из общего представления о нем. Так, если спикер во время публичного выступления выглядел аккуратно, уверенно, публика может сделать вывод о том, что он умен, даже не слушая его выступление.

Об эффекте ореола впервые написал психолог Эдвард Торндайк в 1920 году в статье «A Constant Error in Psychological Ratings». В 1915-м он провел эксперимент, в ходе которого офицеры описывали своих подчиненных по следующим критериям: физическим (спортивность, аккуратность, голос) и личным (лояльность, ответственность, надежность). Ученые увидели связь между оценками внешней привлекательности и чертами характера. Так, физически развитых сотрудников чаще всего оценивали как умных, надежных и обладающих лидерскими качествами. То есть оценщики неосознанно завышали баллы по другим критериям тем, кто был привлекателен.

Внешне привлекательным людям приписывают положительные черты характера, а также высоко оценивают их умственные способности

Другое исследование, проведенное в 2011 году, показало связь между оценкой интеллекта и черт характера, таких как дружелюбие, чувство юмора. Если человека считали умным, то ему приписывали и другие положительные качества.

Как эффект ореола мешает работать, принимать решения и коммуницировать

Суждение о человеке или предмете по одной его характеристике может привести к принятию неверных решений. Например, вы выберете ноутбук, ориентируясь только на его дизайн, и проигнорируете другие характеристики или примите на работу кандидата, который произвел приятное впечатление благодаря своей харизматичности и внешней привлекательности.

Эффект ореола используют в рекламе и маркетинге. Клиентов побуждают покупать новые продукты этой же компании, так как у них уже был положительный опыт использования предыдущих товаров или услуг. Например, пользователи iPhone, скорее всего, охотно приобретут iPad.

Еще одна стратегия используется при работе с инфлюенсерми. Если блогер с положительным имиджем рекламирует какой-то продукт, аудитория воспринимает его положительно и автоматически считает, что продукт обладает высоким качеством и другими характеристиками.

Не поддаться когнитивным искажениям помогает развитое критическое мышление. Так, вы не поддаетесь первому впечатлению о чем-либо, а рассмотрите человека или явление с разных сторон и сформируете мнение, основанное на фактах.