Люди уникальны в своих предпочтениях, и с этой точки зрения кажется абсурдным рассуждать на тему идеальной фигуры, наиболее привлекательного цвета волос или «оптимального» роста. Тем не менее, иллюзорное представление о том, как должна выглядеть красивая женщина, присутствовало всегда, в абсолютно любую эпоху. Разобрались, как этот идеал трансформировался с течением времени и что делали девушки, чтобы ему соответствовать.

Древняя Греция

До V века нашей эры в античной культуре огромное, чуть ли не первичное внимание уделялось внешнему виду: считалось, что красивая женщина по определению умна и образованна. Поэтому многие девушки стремились соответствовать этому образу и вызывать восхищение у противоположного пола.

По представлениям древних греков, женщина должна была обладать широкими бедрами, пухлыми губами и бледной кожей. Последнего, к слову, добиться было проблематично, так как девушки в Греции были преимущественно смуглыми, так что им приходилось отбеливаться, купаясь в молоке или умываясь оливковым маслом. Волосы на теле также не поощрялись, но зато огромный интерес вызывали длинные ресницы и густая монобровь. Некоторые девушки, за неимением таковых от природы, наклеивали себе искусственные, чтобы соответствовать канонам красоты. В Древнем Китае, к слову, густые и темные брови также пользовались популярностью, однако у придворных девушек многих династий были скорее короткие брови, чем сросшиеся на переносице.

Также в Древней Греции симпатичным считались розовые щеки, поэтому античные дамы не пренебрегали косметикой, ведь естественным путем получить такой цвет так же нереально, как и осветлить смуглую кожу.

Средневековье

В Средневековье каноны женской красоты также формировались под действием культуры, а точнее — под влиянием церкви и религии. В отличие от Древней Греции, выставлять свое тело напоказ в те времена было не принято, поэтому девушки преимущественно одевались скромно и закрыто. Согласно религиозным представлениям тело было лишь футляром для души, и поэтому оно не так важно.

Тем не менее, на некоторые вещи все же обращали внимание. Например, в XV веке мужчины смотрели в первую очередь на кожу, так как многие болезни того времени оставляли свой след и свидетельствовали о состоянии здоровья девушки, а точнее — о ее способности родить здорового ребенка. Так что худенькие девушки маленького роста и с тонкой линией губ — результат большого количества болезней. В XVI веке была в моде внешность, которая как бы говорила о здоровье: красивая женщина была не худой и не толстой, но с покатыми плечами и небольшим животом. В это же время в почете оставалась бледная кожа, которая свидетельствовала о принадлежности к интеллигенции, поэтому многие девушки в самую солнечную погоду носили с собой зонтики.

Барокко

В эпоху Барокко, это XVII–XVIII века, в сознании людей еще больше укрепилось стремление всячески соответствовать аристократическому образу. В то время отвергали естественность, считали ее невежественной и приземленной — иначе говоря, далекой от возвышенности, которой и должна была обладать дама этого времени. Женщины по-прежнему сохраняли бледность кожи, а губы красили в неестественно яркие красные цвета. Они украшали лицо звездочками, цветочками и прочими элементами из ткани.

Что касается фигуры, идеальными считались широкие бедра, тонкая талия и большая грудь. Поэтому девушки поголовно носили корсеты и старались визуально увеличить свое тело за счет объемных платьев и пышных юбок.

Эпоха индустриализации

Так как XIX век преимущественно славится научными открытиями, развитием экономики и упадком религии, возможностей у городских девушек становилось все больше, а значит и мода менялась значительно чаще. Правда, в основном это сказывалось на одежде, которая в XIX веке стала скорее способом самовыражения, нежели показателем статуса. Если говорить о внешности, требования к красоте не сильно отличались от эпохи Барокко. В моде по-прежнему были широкие бедра и узкая талия, к которым добавились покатые плечи: их было принято оголять, чтобы «выделить» голову и лицо.

«Женщины совершенно правы, предпочитая тем узким ножнам, в которые вдевали себя их бабушки и матери, юбки широкие, пышные, объемистые, заметные. Благодаря обилию складок, расширяющихся книзу, словно фустанелла вертящегося дервиша, талия становится изящной и тонкой; просторная юбка выгодно подчеркивает совершенства верхней части тела и придает всей фигуре пленительное сходство с пирамидой. Нагромождение богатых тканей создает своего рода пьедестал для бюста и головы, которые ныне, в эпоху, когда наготе нет места в обществе, сделались наиболее значительными частями тела…», — Теофиль Готье, «Мода как искусство».

В это же время удивительным образом ценилась «романтическая изнеможденность», которая, как правило, свидетельствовала не об утонченности женской натуры, а о чахотке. Однако это все равно считалось внешне красивым, поэтому хандрящие девушки с влажным блеском в глазах пользовались особым расположением у противоположного пола.

XX век

Попытки уравнять права женщин и мужчин предпринимались и в прошлом столетии, поэтому уже тогда в моду начали входить ботинки вместо туфель, костюмы и фраки, которые с радостью примеряли на себя дамы — правда, они все равно часто сталкивались с осуждением, если выходили в таком виде в свет.

В XX веке вопрос женских свобод встал особенно остро, распространились они и на моду, чему также способствовало активное сотрудничество между странами. В культуру Европы начали проникать греческие хитоны, арабские шаровары и рукава кимоно. От корсетов, которые доставляли девушкам сильный дискомфорт, начали постепенно отказываться, причем даже на публике — чего стоит одна Айседора Дункан, которая выходила к людям в длинной рубашке, сильно напоминавшей античную одежду.

Иначе говоря, девушки все больше освобождались от четких рамок красоты и все чаще выражали себя через, например, короткие волосы и яркий макияж. Что касается внешности, в XX веке предпочтения менялись особенно быстро:

  • в 20-е годы привлекательными казались мальчишеские фигуры;

  • 50-е напоминали Барокко и XIX век — были популярны широкие бедра и тонкая талия;

  • в 60-е, наоборот, в почете была худоба вплоть до анорексии;

  • в 80-е начал набирать популярность тренд на крепкую, спортивную фигуру;

  • в 90-е привлекал высокий рост и параметры 90–60–90.

Современное время

Ритм жизни, который начал ускоряться еще в XIX веке, в XXI приобрел фантастическую непредсказуемость. Девушки стали настолько свободны в самовыражении, что не стесняются пробовать себя в совершенно разных стилях и формах. В моде одновременно и худые женщины, и plus-size, а натуральный цвет волос выглядят также красиво, как и яркие, порой неестественные оттенки.

«Будь собой», — так гласила фраза на футболке бренда Pierre Balmain, французского дома высокой моды, креативный директор которого, Оливье Рустен, прославился своим вниманием к эстетике, особенно женской. Например, вместе с Ким Кардашьян он помог популяризировать понятие «стройная полная»: широкие бедра и большая грудь, но при этом подтянутый и спортивный живот.

Современные девушки стремятся быть максимально свободными, а любое ущемление из-за веса, цвета кожи и других особенностей уже приобретает политический характер. Границы красоты расплываются, уступая место идее о том, что каждое тело уникально, оттого и прекрасно.

Бонус

Идеальные типы женского тела сквозь историю

BuzzFeed наглядно продемонстрировали то, как менялись взгляды общества на женскую красоту с течением времени и от культуры к культуре