Про концепцию life-long learning — непрерывное обучение — сейчас ведется немало разговоров. С одной стороны, это логично: действительность меняется с невероятной скоростью, навыки устаревают, практически ежедневно возникают новые инструменты и специальности, люди стараются учиться Согласно данным аналитического проекта Tinkoff Data, траты на образование заняли первое место по росту расходов россиян (в сравнении как с 2020, так и с 2019 годом). Наибольшим спросом пользуется изучение иностранных языков, также популярно обучение ИТ и диджитал-профессиям. и актуализировать свои знания. С другой стороны — не останется ли это просто хайпом на словах и как их перевести в реальные действия?

Надя Макова

CEO и управляющий партнер проекта «Теории и практики»

Что такое концепция непрерывного обучения

«Век живи, век учись» — знакомая с детства фраза лучше всего иллюстрирует концепцию life-long learning. В оригинале эта фраза древнеримского философа Луция звучит как: «Век живи — век учись тому, как следует жить». Сложно найти слова, которые лучше всего соответствуют нашей реальности — периоду непрерывных и порой кардинальных изменений. Как бы мы ни были успешны в своем деле в текущий момент и какое бы блестящее образование ни получили, необходимо непрерывно изучать новое. Чтение профессиональной литературы, курсы дополнительного обучения, переподготовка, расширение кругозора и освоение новых практик стало не выбором избранных, а нормой для каждого.

Главное отличие непрерывного обучения от классического фундаментального заключается в том, что life-long learning не предполагает формализма и больших временных и финансовых затрат. Учиться можно (и нужно) где угодно, когда угодно и чему угодно. Не зря EdTech-направление так быстро развивается в последние годы.

Ключевые характеристики непрерывного обучения:

  • добровольное;

  • целеустремленное;

  • необязательно платное;

  • необязательно официальное;

  • для удовлетворения личного интереса, любопытства, а не только профессиональной необходимости.

Как возникло понятие life-long learning

Считается, что о непрерывном образовании говорили с древних времен, но особая потребность в нем и специальное название сформировались только в 60-х годах прошлого века. Технологии развивались так быстро, что стало ясно: нужно постоянно доучиваться и переучиваться, а значит, этот процесс непрерывный и бесконечный. Спустя десятилетие об обучении длиною в жизнь говорили уже во многих странах.

В СССР, а позже и на постсоветском пространстве, образовательная траектория человека была простой: активная и разнообразная учеба в школьном возрасте, затем — получение профессии в техникуме или институте, а дальше — точечные повышения квалификации. Термин «непрерывное образование» впервые прозвучал в нашей стране в 1989 году, когда была утверждена первая «Концепция непрерывного образования».

За 35 лет ситуация кардинально изменилась. Сейчас люди получают несколько высших образований: Россия находится на втором месте после Кореи по количеству людей, имеющих высшее образование, — это 63% населения в возрасте 25–34 лет. Также эти люди регулярно проходят онлайн- и офлайн-курсы, увлекаются научно-популярной литературой.

Достаточно посмотреть на то, что в среднем российский EdTech-рынок растет на 20–25% в год, а половина его объема приходится на ДПО и ДО взрослых, чтобы понять, что life-long learning — это, к счастью, и наша реальность

Мы учимся ради удовольствия, для карьерного роста, смены профессии или создания собственных проектов. Даже если мы безумно влюблены в свое дело, уже не получится один раз потратить на образование несколько лет, а следующие пять десятков использовать эти знания и оттачивать свое мастерство исключительно на практике. Все равно придется осваивать новые навыки, знакомиться с технологиями и добавлять в свой набор навыков новые, используемые в других направлениях.

Для смены карьеры непрерывное обучение — обязательное условие. Пандемия также повлияла на наш интерес к непрерывному образованию — на курсы пошли даже те, кто раньше и не задумывался, сколько лет прошло с момента получения диплома. Во время пандемии к программам Coursera присоединилось на 640% больше пользователей, чем за аналогичный период прошлого года. Благодаря этому аудитория площадки выросла с 1,6 до 10,3 миллиона пользователей. Численность учащихся в Udemy буквально за месяц — с февраля по март прошлого года — выросла более чем на 400%. Если говорить про российский рынок онлайн-образования, то буквально за первые две недели самоизоляции количество регистраций на образовательном портале GeekBrains выросло на 648%. В целом за коронакризисный 2020 год EdTech-рынок России вырос на 60%.

Как непрерывное обучение влияет на нашу жизнь

Во-первых, life-long learning меняет отношение к учебе. Из обязательного и зачастую не самого лучшего жизненного этапа обучение превращается в хобби и приятную рутину.

Во-вторых, непрерывное обучение становится обязательным для каждого, кто планирует построить успешную карьеру. Это осознают все игроки рынка труда. Так, 53% работников не сомневаются, что автоматизация повлияет на их работу или вовсе сделает их нынешнюю профессию неактуальной. А Всемирный экономический форум (ВЭФ) предсказывает, что уже к 2022 году изменения коснутся 75 млн человек: они останутся без привычной работы из-за развития технологий и инноваций. Автоматизированы будут «механические» профессии, связанные с сортировкой, упаковкой, управлением базами данных, начислением заработной платы, административными задачами и проч. В целом в ближайшее десятилетие нас ждет исчезновение 30 таких профессий.

В-третьих, непрерывное обучение положительно влияет на продолжительность жизни. Исследования подтверждают, что постоянное получение новых знаний развивает нейропластичность и замедляет процессы старения.

И, пожалуй, последнее, но не по значению: знания — новая валюта. Еще в 2005 году ЮНЕСКО заявила в своем докладе, что человечество переходит к новой форме общества, в котором знание становится ключевой ценностью, а его доступность — одним из непременных условий для нормальной жизни.

Очевидно, что концепция непрерывного обучения с нами надолго. Поделюсь рекомендациями, которые помогут органично вписать life-long learning в вашу жизнь. Скажу сразу: это не исчерпывающее руководство. Мои рекомендации можно и нужно «докручивать» под себя.

5 шагов к привычке постоянно учиться

Сформируйте индивидуальный трек своего развития

Реальная ответственность за результат и собственную профессиональную и личную востребованность лежит исключительно на нас самих. Только мы сами лучше всего знаем, чему действительно хотим научиться и, самое главное, ЗАЧЕМ нам это нужно. Без четкого и принятого вами ответа на вопрос «зачем?» научиться чему бы то ни было крайне сложно. Выпишите все направления, которые хотели бы освоить, отсортируйте их по категориям «работа» и «хобби» и выберите из них те, по которым очевидно «зачем?». Из оставшихся оставьте те, которые в текущий момент ближе/интереснее всего, или те, что максимально повлияют на уровень жизни.

Следующий этап — найдите подходящие ресурсы. На это не требуется отдельного бюджета. Сейчас в открытом доступе огромное количество полезной, абсолютно бесплатной информации для прокачки практически любых навыков. Это могут быть книги, курсы, блоги, открытые лекции релевантных специалистов. Перечень ресурсов может постоянно пополняться, но только ваша задача — решать, что изучать в первую очередь.

Создайте комфортную среду

Оборудуйте дома отдельное учебное пространство. Даже небольшой отдельный уголок со столом и тумбочка для книг и тетрадей (в пандемию многие под эту историю крайне успешно оборудовали балконы — считаю, отличный лайфхак) сделают процесс обучения гораздо более продуктивным. Главное, чтобы вам было удобно и уютно находиться в этом месте. Тогда вы с гораздо большей радостью будете уделять время учебе даже в самом насыщенном графике.

Делитесь знаниями с другими

Чтобы начать учить других, не обязательно годами копить знания и опыт. Даже если вы впервые прочитали книгу про теорию струн, поделитесь с друзьями и коллегами, которые никогда не погружались в эту тему. Обмен знаниями — важный фактор укрепления личной мотивации, вы не просто храните ее для себя, но делитесь с окружающими и получаете одобрение, подпитывая свой интерес к узнаванию нового.

Этот шаг не про то, что нужно сразу создавать свой курс и набирать поток студентов (не делайте этого, пока не прочитаете хотя бы этот чек-лист). Я говорю про экологичный подход. Начните обсуждать новую для вас информацию с подписчиками в соцсетях или с коллегой за чашкой кофе, и вы заметите, что кто-то обязательно скажет, что вы открыли для него новые знания. Вас это обязательно замотивирует.

K-AMPUS  — это набор методических инструментов для построения индивидуальных планов развития каждого члена команды. Помогает запустить развитие по собственному пути, пройти обучение по рекомендации руководителя или получить план по итогам диагностики, встроенной в платформу. Полный цикл администрирования обучения от заявки до обратной связи.

Учитесь маленькими порциями, но часто

Если вам кажется абсолютно невозможным в супернасыщенном графике найти время на учебу, посмотрите на свое расписание дважды. Обязательно найдутся 30 минут в день в дороге, в ожидании в очереди, в ожидании заказа или опаздывающих на зум коллег. Обучение — это не обязательно сразу взять и отдать неделю жизни на углубленный курс, начните с 30-минутных учебных сетов. Позже доведите их продолжительность до 50 минут в день. Такая продолжительность занятия считается оптимальной для мозга: вы не успеваете сильно утомиться, но при этом держите себя в тонусе.

Процесс затягивает, и вы удивитесь, что время найдется само по себе. Планировать несколько занятий на один день можно. Просто сделайте между ними небольшие перерывы.

Ведите бумажные конспекты

Письмо от руки часто сравнивают с медитацией, потому что в этот момент вы концентрируетесь на том, что слышите и видите прямо сейчас. К тому же так вы лучше определяете и запоминаете ключевую информацию.

Да и покупку красивых канцелярских принадлежностей никто не отменял. Вспомните, как приятно вести конспект в красивом блокноте с хорошей бумагой. При всем уважении к гаджетам кажется, что они не могут подарить те же ощущения.

Возвращаясь к заглавной теме колонки, добавлю личное убеждение, что life-long learning — это никакой не хайп, а единственно возможный образ жизни современного человека. Выбор между учебой или не-учебой переформулируйте в выбор между востребованностью и забвением. К тому же life-long learning не подразумевает жизни в формате белки в колесе, баланс важен и необходим. Ключевое — это не количество времени и курсов, а постоянство, которое может быть и весьма неторопливым.

Если вы думаете иначе, с удовольствием подискутирую с вами.