Долгое время женщины могли лишь заниматься рукоделием, а рисовали на любительском уровне. Они не имели возможности учиться живописи профессионально, и только в 30-х годах XIX века девушкам разрешили быть вольными слушателями в некоторых образовательных художественных учреждениях. Так в российских и международных галереях постепенно стали появляться работы русских художниц, которые вы, скорее всего, видели, но не знали авторов. Т&Р рассказали о том, как женщины стремились к получению художественного образования и чего им удалось достичь.

Каким было художественное образование для женщин

Малое количество женских имен среди художников связано с недоступностью художественного образования для женщин. В России (в то время Российской империи) такая возможность появилась только в 1830-х годах: при Императорском сообществе поощрения художеств появились рисовальные классы. Среди известных учениц — Евдокия Бакунина. Она стала первой женщиной, которая была в 1835 году отправлена за границу Академией художеств. В Московском училище живописи, ваяния и зодчества вольными слушательницами были Антонина Ржевская и Эмилия Шанкс. Они были единственными женщинами в сообществе передвижников. В 40-х годах XIX века в Санкт-Петербургской рисовальной школе открылись вечерние классы для всех. В этот период в Императорскую академию художеств были допущены 30 женщин в качестве вольных слушательниц, в том числе будущая жена Ивана Шишкина — Ольга Лагода-Шишкина.

Ольга Антоновна Лагода-Шишкина, «Девочка в&nbsp...

Ольга Антоновна Лагода-Шишкина, «Девочка в траве». 1880 год

В 1854 году золотую медаль Императорской академии художеств получила Софья Сухово-Кобылина за два крымских вида, написанных с натуры, и картину «Сосновый бор в окрестностях Мурома». Момент награждения Софья запечатлела на автобиографической картине и тем самым продемонстрировала победу женщин на пути к получению художественного образования.

Свое награждение золотой медалью Софья Васильевна впоследствии изобразит на автобиографичном полотне «Софья Васильевна Сухово-Кобылина, получающая на Акте в Академии художеств первую золотую медаль за „Пейзаж“ с натуры» (1854), тем самым продемонстрировав, что путь в академическую живопись отныне открыт и для женщин.

В 1873 году в Академии разрешили заниматься в одних классах и девушкам, и юношам. Смешанное обучение на тот момент было передовой идеей. Еще через 20 лет, в 1893 году, женщинам наконец разрешалось учиться не только в качестве вольных слушательниц, они стали полноправными студентками.

С этих пор начали появляться женские имена художниц, однако тех, кого обычно называют «великими», практически не было. Американская исследовательница Линда Нохлин раскрыла эту тему в своем эссе «Почему не было великих художниц», где подчеркнула, что система образования все равно не позволяла студенткам художественных учреждений полноценно развиваться.

«То положение, что есть и было в искусстве и в сотне других областей, обессмысливает, притесняет и обескураживает всех (в том числе женщин), кому не посчастливилось родиться белым, принадлежать предпочтительно к среднему классу, и главное — быть мужчиной. Виной тому не наши судьбы, наши гормоны, наши менструальные циклы или наши полые внутренние органы, но наше институциональное устройство и наше образование — под образованием здесь понимается все, что происходит с нами с того момента, как мы вступаем в этот мир значимых символов, знаков и сигналов. Просто чудо, что, несмотря на огромный перевес сил отнюдь не в пользу женщин или черных, столь многим из них удалось достичь совершенства в таких вотчинах белых мужчин, как наука, политика или искусство».

Фрагмент эссе Линды Нохлин «Почему не было великих художниц»

Русские художницы, которых стоит знать

Наталья Гончарова

Наталья была вольной слушательницей в Московском училище живописи, ваяния и зодчества на скульптурном отделении в классе скульптора-импрессиониста Павла Трубецкого. Далее она уезжает в Крым, где пишет свои картины и их приобретает коллекционер Иван Морозов. По возвращении в училище в 1904 году ее учителем становится Константин Коровин. Первая выставка авангардистки Натальи Гончаровой продлилась всего три дня — ее пришлось закрыть, так как часть публики посчитала картину «Натурщицу на синем фоне» непристойной.

Популярность Наталья Гончарова приобрела в 1914 году, когда начала создавать эскизы для костюмов и декораций к театральной антрепризе Сергея Дягилева «Русские сезоны».

Ольга Розанова

В 1907 году будущая авангардистка Ольга Розанова пыталась поступить в Императорское Строгановское центральное художественно-промышленное училище, однако ей отказали. Тогда она стала ученицей художественной школы Константина Юона. А через четыре года поступила в школу ученицы Ильи Репина Елены Званцевой. В 1913 году со своим возлюбленным, поэтом Алексеем Крученых, Ольга создала футуристическую книгу «Тэ ли лэ», где текст и изображение были одним целым. В 1917 году Розанова создала такие известные картины, как «Зеленая полоса» и «Беспредметная композиция».

Александра Экстер

Александра Экстер была вольной слушательницей в Киевском художественном училище. В 1907 году она уехала в Париж, где училась в парижской академии Гранд-Шомьер. Тогда Экстер познакомилась с Пикассо, Браком и Аполлинером, что значительно повлияло на ее творчество. Она стала представительницей русского авангарда, одной из основоположниц стиля ар-деко.

«Венеция», 1924

«Венеция», 1924

Первая персональная выставка художницы состоялась в Берлине в галерее «Штурм» в 1927 году, через год — в Лондоне, и еще через год — в Париже в Galerie des Quatre Chemins. На ней были представлены не только картины, но и эскизы к костюмам к театральным постановкам.

Любовь Попова

Художница-авангардистка Любовь Попова работала в направлениях супрематизма, кубизма, кубофутуризма, конструктивизма. В 1908 году она брала частные уроки в художественной школе Константина Юона, через два года уехала в Италию, где продолжила заниматься живописью, и в 1912 году училась у французского художника, представителя кубизма Анри Ле Фоконье. По возвращении в Россию Любовь Попова стала членом группы Казимира Малевича «Супремус», объединившего художников-авангардистов.

В 20-х годах Попова увлеклась оформлением театральных постановок. Так, она стала художественным оформителем спектаклей Театра имени Мейерхольда «Великодушный рогоносец» и «Земля дыбом».