Согласно теории поколений, миллениалы, бумеры, зумеры, представители поколения Х обладают общими чертами характера, ценностями, взглядами. Это определяет культурные, социальные и политические мировые события. Теория не раз подвергалась критике, а один из главных аргументов против нее заключался в том, что людей нельзя маркировать в зависимости от их года рождения, ведь формирование личности — процесс индивидуальный, а характеристики меняются на протяжении всей жизни. И если в 20 лет человек стремится экономить, то в 40 лет он вполне может забыть об этом. Т&Р перевели статью Forbes, где говорится о противоречивости этой концепции и на примерах объясняется, почему охарактеризовать поколение невозможно.

Что такое теория поколений

Теория поколений впервые была описана в 1991 году американскими учеными Нейлом Хоувом и Уильямом Штраусом. Они выпустили книгу, в которой были собраны биографии представителей различных поколений. В 1997 году ученые представили теорию как цикличное повторение моделей поведения различными поколениями. Им присвоили условные обозначения и выделили беби-бумеров, представителей поколения X, миллениалов (Y) и зумеров (Z). Согласно выдвинутой Штраусом и Хоувом концепции, представители этих поколений отличаются моделями поведения, ценностями, взглядами на жизнь.

Смена поколений происходит через 20 лет. Четыре периода составляют полный цикл, который длится около 80–90 лет и называется «естественный век». Каждое поколение проходит следующий цикл: подъем — пробуждение — спад — кризис. Эти этапы Штраус и Хоув назвали «сезонами истории» и сопоставили этап пробуждения с летом, подъем и спад — с весной и осенью, а кризис — c зимой.

Характеристика поколений помогает объяснять поведение и политические и экономические изменения. Однако к самой теории относятся неоднозначно, и критики полагают, что описания бумеров, зумеров, миллениалов носят лишь теоретический характер и далеки от реальности.

Почему теория поколений бессмысленна

Маркировка людей в соответствии с их годом рождения помещает их в ящик стереотипов, из которого они не могут выбраться. Это мешает нам ценить других и не позволяет им быть собой. Теория поколений предполагает, что внешние социальные и культурные события определяют личность в большей степени, чем полученный жизненный опыт. Так называемые Gen-Experts (эксперты в теории поколений) создали стереотипы, которые мешают раскрытию личностного потенциала.

Gen-Experts пишут книги и статьи, продают билеты на семинары, где объясняют: чего хотят миллениалы? Что определяет поколения? Как нам лучше всего работать вместе? Как преодолеть разрыв между бумерами и зумерами? Проблема в том, что исследования, на которых основаны эти рекомендации, противоречивы, а результаты — абстрактны.

Стереотипы о поколениях мешают естественному росту и развитию личности, по мере того как человек переходит от одного жизненного этапа к другому

Например, были попытки охарактеризовать поколения с точки зрения готовности людей участвовать в волонтерской деятельности. Хоув и Штраус утверждают, что миллениалы — это «поколение добровольцев». Но Мэган Джонсон и Ларри Джонсон, авторы книги «Generations Inc», приписывают эту характеристику беби-бумерам. При этом, по статистике, волонтерами чаще всего становятся люди в возрасте от 35 до 44 лет (29,8%). Это так называемое поколение X.

Gen-Experts помещают людей в маркированные коробки. Некоторые описывают миллениалов с позитивной точки зрения, например Хоув и Штраус, авторы книги «Восход миллениалов: следующее великое поколение». Другие, например Брюс Талган, автор книги «Не всем достанется трофей: как управлять поколением Y», менее оптимистичны и не считают, что это поколение способно изменить мир к лучшему.

Дело в том, что многие характеристики и стереотипы, которые мы приписываем разным поколениям, часто связаны с временным жизненным этапом.

Если бы поколение действительно определялось внешними обстоятельствами, то черты людей оставались бы неизменными независимо от возраста

Согласно теории, если представитель поколения Y бережлив, он будет таковым всегда и никакие внешние обстоятельства не могли бы на это повлиять. Однако это не так. Поколение, пережившее Великую депрессию 1930-х годов, было названо «бережливым». Километровые очереди за хлебом, повсеместная бедность, плохие жилищные условия якобы заставили людей всегда заботиться о своем финансовом положении и экономить. Но, как известно любому, кто прошел базовый курс логики, корреляция не подразумевает причинно-следственную связь. Допустим, кто-то привык экономить, большинство американцев имеют фиксированный доход на пенсии. Уровень экономической активности лиц в США старше 65 лет составляет 11,5% по сравнению с 83,7% для лиц в возрасте от 25 до 54 лет. Возможно, бережливость является естественным следствием жизни с фиксированным доходом и не определяется принадлежностью к поколению, и те же нынешние зумеры, которые достигнут пенсионного возраста, станут экономнее.

После Второй мировой войны экономический бум 1950-х годов породил концепцию «Не отставать от Джонсов» («Keeping up with the Joneses») — в каждой семье должен быть автомобиль и телевизор. Итак, дети, пережившие Великую депрессию, которые в теории поколений описываются как «бережливые», стали «Джонсонами» в 1950-х годах. Это опять же говорит о спорности теории поколений и непрактичности выведенных характеристик.

Подобных примеров можно привести бесконечное множество, средства массовой информации и эксперты стремятся поставить под сомнению теорию поколений и доказать, что она условна.