Главная цель человека, ответственного за обучение взрослых (и тем более в рамках компании), заключается в том, чтобы сделать обучение максимально эффективным и увлекательным. Но как? Один из способов — понять, как работает ум вашего ученика. Когда мы говорим о корпоративном образовании, ученик — это взрослый специалист, со своим багажом знаний, навыков, опытом и, конечно же, особенностями обучения, которыми занимается наука андрагогика. Сделали адаптированный перевод статьи по теме, которая рассказывает о теории обучения взрослых и ее применении для улучшения L&DLearning and development (L&D) — термин, называющий функцию обучения и развития в компаниях..

Что такое теория обучения взрослых?

Теория обучения взрослых, андрагогика, разработанная Малкольмом Ноулзом в 1968 году, представляет собой концепцию, или исследование, того, как учатся взрослые и чем этот процесс отличается от обучения детей. Задача андрагогики — определить стили обучения, которые подходят взрослым больше всего.

С годами теория дополнялась и адаптировалась, и сейчас, по сути, содержит пять ключевых предположений о взрослых учениках и четыре основных принципа. Теория андрагогики хорошо применима для бизнеса, поскольку отлично работает для выполнения целей обычных учебных курсов, например развития soft skills.

5 ключевых предположений теории обучения взрослых Ноулза

Центральная часть теории обучения взрослых Ноулза основывается на пяти (иногда шести) предположениях — в каждом из них представлены общие способы, с помощью которых взрослые воспринимают обучение, и то, как они предпочитают учиться.

  • Я-концепция

По мере взросления мы переходим от зависимости к независимости, что отражается на том, как мы предпочитаем учиться. Взрослый подход — это переход от обучения под руководством инструктора к более самостоятельному.

  • Наличие опыта

Взрослые имеют большой фоновый опыт, из которого они регулярно черпают знания и рекомендации. При обучении этот опыт можно использовать для извлечения полезных уроков.

  • Готовность учиться

Взрослые хотят или готовы учиться, когда для этого есть четкая причина, например необходимость роста и развития для получения лучших карьерных возможностей.

  • Направленность обучения

Взрослые хотят, чтобы то, что они изучают, было применимо в повседневной жизни, а не было общим изучением предмета. Взрослые хотят получить практические навыки, которые помогут решать проблемы и лучше работать.

  • Мотивация к обучению

В детстве мы учимся под воздействием внешних факторов, таких как родители и учителя. Однако, став взрослыми, мы хотим учиться по своим собственным причинам, например для прогресса в работе или повышения самооценки.

Учитывая, что способ обучения взрослых уникален, существует четыре основных принципа, которые помогают его улучшить:

  1. Когда дело доходит до их обучения, взрослые обычно хотят участвовать в его планировании и проведении и поэтому должны это делать. Они хотят контролировать то, чему, когда и как они учатся.

  2. Взрослые получают больше, если они могут использовать в процессе обучения прошлый опыт. То, что они знали ранее, добавляет больше контекста.

  3. Запоминание фактов и информации — неправильный способ обучения взрослых. Чтобы наилучшим образом усвоить информацию, взрослым нужно решать проблемы и рассуждать.

  4. Взрослые хотят знать «Как я теперь могу использовать эту информацию?», а значит, то, что они изучают, должно быть применимо в их жизни и реализовано немедленно.

K-AMPUS  — это набор методических инструментов для построения индивидуальных планов развития каждого члена команды. Помогает запустить развитие по собственному пути, пройти обучение по рекомендации руководителя или получить план по итогам диагностики, встроенной в платформу. Полный цикл администрирования обучения от заявки до обратной связи.

Применение теории обучения взрослых к корпоративному обучению персонала

Как провайдер обучения может использовать андрагогику практически в рамках L&D? Вот несколько советов:

Проанализируйте существующую систему обучения с учетом теории

Многие методологии учебного дизайна, например ADDIE, имеют фазу анализа, на которой определяется все: от кто, что, когда и где до как. И первичный анализ — прекрасное время, чтобы подумать о том, как вы можете применить принципы андрагогики. На этом этапе вы должны оценить, как обучение проходило раньше и насколько оно уже соответствовало установленным рамкам взрослого учебного опыта. Также обязательно спросите себя, как вы можете спланировать практическое применение обучения, чтобы сотрудники видели его реальную ценность.

Работайте совместно

Как упоминалось выше, взрослым нравится участвовать в каждом этапе обучения, поэтому вовлекайте их как можно больше. Например, прежде чем начать разрабатывать курсы для сотрудников, спросите их, чему они на самом деле хотят научиться и как они хотели бы это делать. Во время обучения поощряйте сотрудничество, высказывание мнений и обсуждение с другими учащимися и преподавателями. Затем, когда обучение будет завершено, попросите обратную связь по всем аспектам — от экзаменов до содержания курса и программного обеспечения, используемого во время обучения. Все вместе это обеспечит взрослым чувство участия на протяжении всего процесса.

Разрешите быть самостоятельными

В прошлом корпоративное обучение часто было обязательным мероприятием, проводимым в строго определенное время. Теперь, с такими технологиями, как LMS и LXP, вы можете создать гораздо более самостоятельную и независимую среду обучения для взрослых учащихся. Вы можете позволить им тренироваться, когда и где они хотят, предложить им выбор курсов, на которые они могут записаться, и позволить им самостоятельно устанавливать цели своего обучения.

Используйте реальные обучающие примеры

Согласно андрагогике, взрослые хотят знать, какую немедленную пользу принесет им тренинг и где они могут применить полученные знания как можно скорее. Поэтому при создании содержания курса добавьте в него как можно больше реальных примеров. Если вы обучаете тому, как пользоваться тем или иным продуктом, пошагово проведите человека по процессу, четко укажите, как и почему он будет его использовать, а затем используйте реальные кейсы.

Позвольте взрослым разобраться

Поскольку взрослые предпочитают решать проблемы, а не просто получать факты, при создании учебного контента лучше не предоставлять им все необходимые ответы сразу. Почему бы вместо этого не проявить творческий подход и не создать курсы, которые заставят включить мышление и немного подумать? Вы можете сделать это несколькими простыми способами, например добавить симуляции, которые будут описывать конкретные и вероятные проблемы, а затем побудить учащихся использовать свои навыки для их решения.

Теория обучения взрослых имеет множество практических применений в рамках корпоративного обучения. Но, как всегда, ключ к хорошему учебному опыту — это эксперименты и проверка теорий. Так что возьмите те или иные части андрагогики, примените их к обучению своих сотрудников и посмотрите, как это улучшит опыт обучения.

Материал подготовлен при поддержке K-AMPUS — облачной IT-платформы для автоматизации корпоративного обучения. Сервис позволяет персонализировать обучение, обеспечить онбординг новых сотрудников и получить доступ к тысячам материалов для развития профессиональных и гибких навыков.