Интернет-пользователи нередко сталкиваются с публичными оскорблениями, агрессией, получают сообщения сексуального характера от незнакомцев — и это далеко не все примеры нарушения онлайн-этикета. Компания Microsoft в 2021 году провела исследование «Вежливость, безопасность и взаимодействие онлайн» («Civility, Safety & Interaction Online») и проанализировала поведение людей в сети. Т&Р перевели его и поделились основными тезисами, в которых говорится о буллинге со стороны работодателей, влиянии пандемии на культуру в сети и последствиях негативного поведения.

Основные понятия и показатели исследования

В исследовании используется такой показатель, как DCI, — индекс цифровой культуры, который позволяет оценить уровень безопасности и степень подверженности рискам интернет-пользователей как в конкретной стране, так и по всему миру. «Цивилизованное онлайн-общение, в основе которого лежит сопереживание, должно быть общепринятым способом взаимодействия. Благодаря этому интернет станет безопасным пространством для общения, обмена идеями, обучения, игр людей во всем мире», — отмечают представители компании.

В ходе исследования определили, что показатель DCI вырос на 3 балла, причем этому во многом способствовали подростки. Среди опрошенных 34% оценили уровень культуры поведения в сети положительно, 43% — нейтрально, и 24% — отрицательно.

Microsoft выделила четыре группы рисков неподобающего поведения в интернете:

  • Поведенческие — грубое или агрессивное обращение, троллинг, оскорбления.

  • Репутационные — нанесение ущерба репутации личности, доксинг (обнародование информации о личной жизни пользователя).

  • Сексуальные — отправка нежелательных сообщений сексуального характера с фото- и видеоизображениями, сексуальные домогательства или выкладывание в сеть интимных фото без согласия владельца.

  • Риски нежелательных коммуникаций — нежелательные коммуникации, дискриминация, своттинг, экстремизм.

Проанализировав поведение пользователей в 2020 году, эксперты отметили, что подростки во многом способствуют уменьшению этих рисков (за исключением категории «сексуальные»).

Улучшения показателей по категориям рисков, с которыми сталкиваются пользователи

В 2017 году компания запустила инициативу Digital Civility Challenge. Она призывает людей всегда руководствоваться четырьмя ключевыми принципами поведения в интернете и делиться этими правилами в социальных сетях с использованием хэштегов #Challenge4Civility и #Im4DigitalCivility. Основные принципы:

  1. Относиться уважительно и по-доброму к другим пользователям интернета.

  2. Уважать точку зрения других людей. В случае несогласия аргументировать свои возражения, не переходить на личности и избегать навешивания ярлыков.

  3. Тщательно продумывать комментарий, прежде чем писать его. Думать о чувствах собеседника и его репутации.

  4. Обращаться за помощью в случае столкновения с рисками в интернете, оказывать поддержку тем, кто стал жертвой негативного воздействия в сети, сохранять доказательства неподобающего или небезопасного поведения.

В исследовании отмечается, что увеличению показателей цифровой культуры на 7% (с 50% до 57% с 2019 по 2020 год) способствовал рост активности в челлендже (DCC). Среди опрошенных 57% предпринимали какие-либо действия, соответствующие принципам DCC. При этом те, кто не следовал этим правилам, имели более высокий уровень беспокойства, подвергались рискам, указанным выше.

Страны с наиболее высоким уровнем цифровой культуры

Среди стран, в которых индекс цифровой культуры повысился за 2020 год, оказались

Нидерланды, США, Сингапур и Бельгия. Среди наиболее частых рисков, с которыми жители этих стран сталкиваются в интернете, оказались нежелательные коммуникации, действия сексуального характера (интимные фото и видео от незнакомцев), мошенничество и обман.

Виды негативного поведения в сети, его источники и последствия

Несмотря на некоторые улучшения показателя DCI, учащаются такие случаи, как:

  • Нежелательные коммуникации в интернете без согласия пользователей.

  • Люди подвергаются издевательствам, преследованиям в интернете.

  • Пользователи сталкиваются с нежелательными запросами сексуального характера.

  • Ущерб личной или профессиональной репутации людей в интернете.

При этом источники неподобающего поведения чаще всего являются анонимными. Негативное поведение интернет-пользователей имеет негативные последствия, среди которых более редкое пользование социальными сетями, понижение уровня доверия людям, ухудшение сна, денежные потери, негативное влияние на успеваемость в учебе и на работе, у некоторых жертв даже возникали мысли о самоубийстве.

Каждый четвертый участник исследования столкнулся с буллингом — 38%. Из них при этом 21% стали свидетелями инцидента, а 19% — жертвами.

При этом 54% жертв буллинга не сообщали об издевательствах, так как злоумышленник все равно не будет наказан, а 41% опрошенных подростков боялись возмездия

88% взрослых столкнулись с буллингом со стороны работодателя. 60% жертв не стали сообщать об этом по причине того, что этот человек не будет наказан. Из-за подобных нападений пользователи:

  • Чувствовали себя униженными — 58%

  • Были деморализованы — 52%

  • Потеряли уверенность в себе — 51%

  • Чувствовали себя подавленными — 48%

  • Стали менее продуктивны на работе — 47%

  • Испытывали беспокойство или панические атаки — 41%

Как пандемия повлияла на культуру поведения в сети

Каждый четвертый опрошенный отметил, что уровень культуры в интернете повысился во время COVID-19 (26%), 52% участников не наблюдали изменений, а 22%, наоборот, увидели ухудшения. Улучшения проявились в следующих поступках:

  • Больше людей стали помогать другим.

  • Появилось чувство общности.

  • Люди объединились, чтобы справиться с кризисом.

  • Все больше людей восстановили отношения с друзьями и семьей.

  • Пользователи больше воодушевляли и поддерживали друг друга.

  • Было меньше нападок или негативных комментариев.

  • Меньше инцидентов с террористами и экстремистами.

В то же время те, кто сообщил об ухудшении показателя DCI, наблюдали следующее:

  • Увеличение распространения ложной информации.

  • Люди стали менее терпимы.

  • Стало больше негативных комментариев.

  • Пользователи стали вести себя более эгоистично.

  • Все больше людей чувствуют себя напуганными или одинокими.

В заключение

Главные выводы:
  1. Подростки способствуют повышению уровня культуры в интернете в 2020 году.

  2. Уровень цифровой культуры оценен менее негативно, чем в 2019 году.

  3. Риски, распространяющие ненависть и разногласия, продолжают расти (среди них — нежелательные контакты, мошенничество, нежелательный секстинг, троллинг, дискриминация, сексуальные домогательства).

  4. Почти четверо из десяти становились свидетелями или жертвами буллинга в сети.

  5. Каждый четвертый участник отметил, что культура в сети стала лучше во время пандемии.

Пользователи ожидают, что возьмут ответственность и внесут вклад в повышение уровня онлайн-культуры в 2020-х годах такие организации, как:

  • Компании социальных сетей — 52%

  • СМИ — 42%

  • Образовательные учреждения — 41%

  • Правительство — 40%

  • Технологические компании — 35%

  • Неправительственные организации — 19%

  • Религиозные группы — 12%

  • Деловые организации — 9%