В XX веке благодаря стремительному развитию науки и техники изобразительному искусству удалось изменить одну из основных характеристик — статичность. Художественные произведения начали существовать во времени и пространстве, а зритель мог соприкасаться с ними и приводить в движение. Кинетические скульптуры перемещались, звучали, отбрасывали необычные тени и даже разрушали самих себя. Рассказываем о принципах кинетизма, его представителях и необычных арт-объектах.

Предпосылки кинетизма и его принципы

Главной характеристикой кинетического искусства является динамичность. Арт-объект не просто перемещается в пространстве, но и трансформируется. Эти изменения происходят под воздействиям света, ветра, электромагнитных сил.

В кинетическом искусстве важен не сам объект, а то, как он видоизменяется и как эти трансформации воспринимает зритель. Художники чаще всего используют металлические материалы, их соединяют со световыми устройствами и моторами — такие конструкции называются «мобилями». Усилить эффект также позволяет перемещение самого зрителя в пространстве, а также видео- и звуковые эффекты.

Основная идея кинетизма — в том, что движение и свет создают произведение искусства

Импрессионисты первыми стали исследовать свет, цвета и стремились создать движение с помощью отрывистых мазков. Этот эффект продолжили исследовать сюрреалисты, конструктивисты и дадаисты. Например, одной из протокинетических работ стала «Стоящая волна» Наума Габо. Железная трехмерная пластина движется под воздействием мотора, вращаясь по своей оси.

Источник: artchive.ru

Источник: artchive.ru

Художники этого направления часто представляли произведения искусства, которые основывались на механизированном движении, и исследовали возможность совмещения искусства с научным знанием. Они выражали свою позицию относительно автоматизации мира. Например, те, кто был подвержен влиянию конструктивизма, предполагали, что механическое искусство можно интегрировать в повседневную жизнь. Художники, близкие к дадаизму, показывали порабощение человечества наукой, технологиями и капиталистическим производством. Художник-кинетист становился инженером и должен был знать основы физики, понимать, как привести в движение, казалось бы, недвижимые предметы. Представители кинетизма нередко задумывались над тем, как связаны машины и человек, что у них общего и кто кого поработит.

Одной из первых кинетических работ стало «Велосипедное колесо» Марселя Дюшана. Позднее, в 20-х годах прошлого столетия, он придумал первую оптическую машину «Вращающиеся стеклянные диски» и «Вращающуюся полусферу». В России основоположником этого направления стал Владимир Татлин. Он создал модель «Памятник III Интернационала», однако советские власти не принимали подобное искусство, и башню так и не построили.

«Идея гигантского, высотой 400 м, памятника Октябрьской революции в Петербурге возникла у Татлина в начале 1919 года. Отдел ИЗО Наркомпроса поддержал этот проект. Татлин с помощниками начали строить модель в мастерской бывшей Академии художеств в Петрограде. Материалом служили дерево, фанера, шпагат, жесть и металлический крепеж. Башня стояла на круглом подиуме, покрытом бумагой. Внутренние прозрачные формы приводились в движение с помощью ручки, расположенной под подиумом. […] К 1 февраля 1925 года работа была закончена, но сопровождать ее в Париж Татлина не пустили. Потом модель передали в Русский музей, и Татлин до конца жизни считал, что там она и находится, но и эта модель была утрачена».

Екатерина Яшанова. «Невзятая высота» // Вокруг света

Американский художник Александр Колдер создал «мобили» в 20-х годах. Первые модели двигались благодаря моторам, а более поздние — за счет баланса статичных и подвесных элементов. Например, «Осина» двигалась после того, как к ней прикасались, и при этом каждый раз вела себя по-своему, что делало каждое взаимодействие с арт-объектом уникальным.

Само понятие кинетизма появилось только в 50-х годах XX века после выставки «Движение» в парижской галерее Дениз Рене. Участников выставки, израильтянина Якова Агама, бельгийца Поля Бюри, венесуэльца Хесуса Рафаэля Сото, швейцарца Жан Тэнгли, назвали «четырьмя мушкетерами». В 50-х годах Жан Тэнгли пролетел на аэроплане над Дюссельдорфом и разбросал 150 тысяч листовок с собственным манифестом, в котором говорилось, что единственная стабильная вещь — это движение.

Кинетическое искусство стоит отличать от оп-арта, основанного на оптических иллюзиях. Первые опыты в этом направлении начались в конце XIX века. Еще в 1889-м году в ежегоднике Das Neue Universum появилась статья об оптических иллюзиях немецкого профессора Томпсона. Он использовал черно-белые окружности, которые вращались и переливались. Однако, в отличие от кинетических арт-объектов, эффект движения в произведениях оп-арта создавался за счет сочетания цветов, размеров, света.

Известные произведения кинетического искусства

«Посвящение Нью-Йорку», Жан Тэнгли

Швейцарский скульптор Жан Тэнгли в 1960 году представил «саморазрушающуюся» композицию «Homage to New York». Конструкция из железа и металла постепенно превращалась в груду мусора на глазах у посетителей. Они могли не просто наблюдать, но и чувствовать запах и слышать процесс разрушения.

«Фонтан Стравинского», Жан Тэнгли и Ники де Сен-Фалль

Этот фонтан состоит из 16 движущихся мобилей. Фигуры разыгрывают спектакль под произведения Стравинского, выпуская струйки воды. Объект расположен в Париже недалеко от Центра Помпиду.

«Светопространственный модулятор», Ласло Мохой-Надь

Преподаватель передовой школы Баухаус Ласло Мохой-Надь создал машину, движимую электромотором. Подвижными элементами были металлические пластины, диски, стеклянная спираль, шар, лампочки. Внимание зрителя направлялось на причудливые тени, которые появлялись во время движения арт-объекта.

«Проницаемые», Хесус Рафаэль Сото

Хесус Рафаэль Сото стал одним из самых выдающихся художников-кинетистов ХХ века. Окруженный динамичной парижской средой, он искал способы перенести свою работу из двух измерений в три, стремился вовлечь зрителя в произведения искусства и сделать его участником. Эти идеи были заложены в «Penetrables» — цветной куб, состоящий из длинных цветных нитей, стал площадкой для взаимодействия со зрителем. От прикосновений нити шумели, переливались и отбрасывали тени.

«Ломающаяся колонна», Джордж Рики

Джордж Рики был американским скульптором, чьи работы двигались вопреки всем правилам. «Задача состояла в том, чтобы объекты работали так, как они могут, их движение было медленным, беспрепятственным, преднамеренным, но в то же время непредсказуемым», — объяснял Рики. Несмотря на то что он начинал как художник, во время Второй мировой войны Рики работал механиком-артиллеристом в военно-воздушных силах. Это время, проведенное за работой с механизмами, возродило его интерес к механическим системам.

Представители кинетизма стремились выйти за пределы привычного восприятия и задействовать все возможные органы чувств зрителя, тем самым приближая к нему искусство. Идеи кинетизма и оп-арта стали интегрироваться в мир дизайна, рекламы и стали частью уличного искусства. Подобные инсталляции стали создаваться для различных шоу.