Стремительное развитие науки и технологий требует от человека постоянного развития и способности адаптироваться. Поэтому непрерывное обучение становится не просто опцией, а необходимостью для существования в новых реалиях. Сегодня создаются условия для самообразования, появляются новые взгляды на образовательные процессы. Основываясь на статьях о сравнении парадигм обучения и о набирающей популярность хьютагогической модели, подготовили обзор подходов к обучению взрослых.

Парадигмы обучения взрослых

Андрагогика

Всем известно слово «педагогика» — многие используют именно его, когда говорят о теории и практике обучения людей. Однако не все знают, что существует понятие «педагогика для взрослых» — андрагогика. Андрагогика (от греч. аner, andros — «взрослый человек, мужчина») изучает особенности и принципы обучения взрослых. В этом подходе подразумевается, что студент — взрослый человек — уже обладает опытом, базовыми знаниями о предмете и о процессе обучения и стремится приобрести новые знания и навыки, обращаясь к помощи преподавателя. В педагогике роль преподавателя критична, потому что он практически полностью определяет содержание и формат обучения. В андрагогике же студенту дается уже гораздо более активная роль, и он, по сути, проектирует свое обучение совместно с преподавателем. В андрагогике важны возможность выбора и опора на предыдущий профессиональный и жизненный опыт учащихся.

Андрагогика как понятие возникла еще в XIX веке, но стала набирать обороты только после Второй мировой войны, когда стали особенно актуальны вопросы профессиональной переподготовки. Далее, с развитием идеи lifelong learning и постепенным уходом принципа одной карьеры на всю жизнь, принципы андрагогики привлекали все больше внимания всех тех, кто вовлечен в создание образовательных программ вне зависимости от сферы.

Малькольм Ноулз — один из ключевых зарубежных теоретиков андрагогики — популяризировал концепцию андрагогики в 1980 году и описывал ее как «искусство и наука помощи взрослым в обучении». Ноулз и теория андрагогики утверждают, что взрослые учащиеся во многом отличаются от детей. В частности, Ноулз выдвинул несколько допущений, через призму которых стоит рассматривать обучение взрослых:

  1. Представление о себе или понимание себя (self-concept). Взрослые — это, как правило, более зрелые люди, которые лучше понимают, кто они и что собой представляют, какие у них цели и возможности, и осознают себя, что позволяет им активно выбирать и участвовать в организации своего обучения.

  2. Прошлый опыт обучения. У взрослых есть опыт, который они могут использовать в процессе обучения, в отличие от детей, находящихся только в начале образовательного пути.

  3. Готовность к обучению. Многие взрослые осознают ценность образования и готовы сосредоточиться на этом.

  4. Практические причины учиться. Взрослые ищут практические, проблемно-ориентированные подходы к обучению. Многие поддерживают концепцию непрерывного образования и преследуют цель получить новую конкретную работу или даже изменить карьерную траекторию.

  5. Внутренняя мотивация. Источники мотивации детей обычно являются внешними — например, наказание или поощрение за оценки. А взрослые, как правило, больше внутреннее мотивированы.

Исходя из этих характеристик, Ноулз сформулировал следующие принципы обучения взрослых:

  1. Поскольку взрослые самостоятельны и управляют своим развитием (self-directed), они должны иметь право голоса в процессе обучения и возможность выбирать.

  2. У взрослых есть опыт, поэтому их обучение должно расширять накопленные знания и основываться на этом опыте.

  3. Так как взрослые стремятся к практическому обучению, образовательные программы должны затрагивать вопросы, связанные с работой или личной жизнью.

  4. Обучение должно быть сосредоточено на решении практических проблем, а не на простом запоминании содержания.

Критики Ноулза замечают, что некоторые из допущений и принципов могут быть применимы и к детскому образованию или могут быть применимы не к каждому взрослому. Действительно, каждый учащийся и группа имеют свои особенности, которые нужно внимательно исследовать и гибко учитывать, однако Ноулз подсветил идеи, которые исследователи и практики образования продолжают использовать и развивать и сегодня, в частности, касающиеся опоры на опыт учащегося и необходимость развивать самонаправленное обучение.

Хьютагогика

Хьютагогика (или эвтагогика) является логичным продолжением андрагогики и говорит уже о самоопределяемом обучении (self-determined). В этой парадигме учащийся сам формулирует для себя вопросы и проблемы и сам выбирает, как с помощью обучения эти вопросы решить. Учащийся уже, как правило, хорошо осведомлен о предмете и самостоятельно выбирает, какие аспекты он хотел бы раскрыть и какие методы и ресурсы для этого нужны.

Учащийся самостоятельно решает, как построить свое обучение в соответствии со своими целями и интересами, используя творческий подход

Студент сам выбирает, на чем фокусироваться, он не ограничен в методах познания и может изобретать свои. Однако не исключена возможность консультации и с преподавателем, который в этом подходе исполняет роль скорее фасилитатора или ментора. То есть он направляет, задает наводящие вопросы, которые могут помочь поддержать и ускорить прогресс, и, возможно, поддерживает эмоционально.

Важным и интересным сдвигом в фокусе парадигм является переход от сосредоточения на содержании к развитию осознанности и нестандартного мышления. Самостоятельное управление обучением — это рефлексивная практика, подразумевающая активное и непрерывное участие в активных размышлениях. Для этого необходимо быть бдительным и присутствовать на протяжении всего процесса, рефлексируя и корректируя свою траекторию развития.

Главные отличия парадигм обучения