Как сделать опыт от обучения максимально полезным? В чем состоит главная задача методолога? Почему фасилитатору нужен технический помощник? Как выбрать инструменты в обучении? Руководительница методического центра Т&P Зиба Джафарова поговорила с главным методологом креативной школы Hyper Island о построении образовательной среды и проектировании программ.

Доун Хони

Главный методолог креативной бизнес-школы Hyper Island

Зиба Джафарова

Руководительница методического центра T&P

— Каким был ваш образовательный путь?

— У меня было довольно нетрадиционное образование. Для меня лучший опыт обучения — это практика, интерактив и работа с другими людьми. В школе я постоянно не могла усидеть на месте и спрашивала, могу ли я просто сдать тест и пойти домой. Ответ был «нет». Поэтому я нашла другой путь: бросила школу и пошла в Академию пожарных наук, где я заинтересовалась неотложной помощью и стала пожарным-добровольцем и волонтером спасательного отряда. Затем, к сожалению, со мной произошел несчастный случай. После выздоровления, уже в 20 лет, я жила в Лос-Анджелесе, работала на телевидении в CBS, занималась музыкальным продюсированием, кино. И постепенно, годы спустя, я поняла, что мне интересно изучать групповую динамику и фасилитацию.

— Что произошло после этого? Как вы стали заниматься методологией в образовании?

— Я училась в Новой Зеландии у доктора Дейл Хантер, которая написала «Искусство фасилитации». Я стала работать в ее компании как инструктор-фасилитатор. И впоследствии мы принесли эти идеи и разработки в Европу. Так что с коллегами из Hyper Island я встретилась примерно в 2013 году, когда мы помогали им фасилитировать их выездной проект. Это был действительно отличный опыт. Затем я стала сотрудничать с Hyper Island, где вскоре появилась вакансия главного методолога. Несколько человек в организации попросили меня подать заявку, и я получила эту работу (после нескольких месяцев собеседований).

— Чем вы занимаетесь как методолог?

— Моя роль — помогать управлять методами, структурами, инструментами и процессами, т. е. всем тем, что стоит за нашими образовательными продуктами. Моя команда собирает и создает контент исходя из потребностей студентов и клиентов. Мы используем разные форматы: бизнес-статьи, подкасты и видео, создаем вопросы для рефлексии и другие заготовки для наших занятий. Все эти заготовки потом адаптируются в конкретную программу. Нам очень важна глобальная перспектива, поэтому мы постоянно общаемся с коллегами из нашей международной команды — из центров в Азии, Южной Америке, США, Великобритании и Швеции.

— Какие навыки вы сейчас развиваете как методолог, на чем фокусируетесь?

— Мне очень хочется улучшить навыки сторителлинга. При запуске любой программы по любой теме стоит начинать с вопроса «зачем?» и подавать любую проблему в контексте — именно это и помогает делать сторителлинг. Благодаря историям люди начинают понимать, какое отношение к ним имеет та или иная тема. Только после этого можно погружаться в теорию.

Еще мне интересно продолжать узнавать о новых технологических платформах и, главное, о том, как мы можем использовать их в качестве инструмента для установления социальных и эмоциональных связей между людьми. В Hyper Island мы уделяем большое внимание созданию группового, командного обучения. Я думаю, что мы будем преимущественно в онлайн-формате еще какое-то время, поэтому использование технологий и создание еще более увлекательных занятий — наш приоритет.

— Что бы вы сказали о различии форматов онлайн и офлайн? Есть ли предпочтительный формат для Hyper Island?

— Я бы сказала, хорош смешанный формат — мы верим в оба. Конечно, мы любим работать лицом к лицу. Но онлайн тоже может быть очень мощным. Независимо от того, в сети мы или офлайн, нужно работать в командах. Учиться вместе, развивать социальное обучение, чтобы люди могли решать проблемы, размышлять, давать и получать обратную связь, доверять и создавать условия для совместного внедрения инноваций, что действительно отличается от обучения.

Сейчас, поскольку мы делаем так много всего в интернете, синхронное онлайн-обучение представляет особый интерес

— Как вы думаете, можно ли изучить и улучшить свой социальный и эмоциональный интеллект, обучаясь онлайн?

— Абсолютно. Сначала, конечно, студенты были разочарованы тем, что все переходит в онлайн, потому что часть опыта студентов — это переезд в новый город, знакомство с новыми людьми, соседом по квартире; может быть, они никогда раньше не путешествовали. Чтобы воссоздать этот офлайн-опыт, мы продолжаем много экспериментировать, и похоже, что мы действительно можем создать сильные связи и социальное обучение в интернете.

Это возможно в первую очередь за счет создания четкой структуры и чувства безопасности, за счет коммуникации целей обучения и фасилитации

Еще я думаю, что, возможно, не всегда стоит пытаться воссоздать офлайн-опыт в онлайне, а, наоборот, думать и проектировать изначально в терминах онлайн-опыта. А потом уже эти диджитал-подходы можно попробовать переложить в офлайн.

— Кстати, об онлайн-инструментах. Одна из самых известных вещей, которые все знают о Hyper Island, это ваш тулбокс. Сейчас там много инструментов — можете ли вы порекомендовать, на какие из них стоит обратить внимание преподавателям и проектировщикам обучения?

— Я думаю, что один из моих любимых — «Stinky fish». Кстати, для этого инструмента мы вместе с Miro создали цифровой шаблон. Эта механика прекрасно работает, потому что перед началом обучения важно избавиться от тревог, страхов и беспокойств. Она позволяет разрядить обстановку и заставить людей сфокусироваться на главном.

Еще один инструмент — «IDOARRT». Это аббревиатура «Намерение», «Желаемые результаты», «Повестка дня», «Роли», «Правила» и «Обязанности», «Время». И этот инструмент нравится как студентам и новичкам, так и опытным руководителям, потому что он помогает создать ​​структуру. Так что, даже если вы собираетесь провести собрание в Zoom, имейте в виду «IDOARRT». Это отличное начало для любой встречи с точки зрения психологической безопасности.

Другой инструмент — «Check in» и «Check out». Он помогает людям вместе войти в пространство обучения или работы, выразить свое мнение и намерение и быть там. И, конечно же, вопросы можно структурировать по-разному: если это команда, которая уже знает друг друга, тогда вы можете задавать более веселые и легкие вопросы, например «Какая сегодня погода?», или, если вы хотите быть более строгими, вы можете спросить: «Что вы собираетесь привнести, чтобы сделать эту встречу успешнее?». А в конце, чтобы закрыть сессию и сделать check out, можно спросить, например: «Какой ваш главный инсайт по итогам сегодняшней встречи?» или «Лучшая идея за сегодня?»

— Фасилитаторы играют большую роль в Hyper Island, но вы также приглашаете отраслевых экспертов, которые могут не иметь опыта преподавания. Как вы работаете с ними?

— Мы не хотим, чтобы они приходили и читали теоретические лекции студентам. Мы хотим, чтобы они были более интерактивными и активными рассказчиками и слушателями. В зависимости от контекста и времени экспертам нужно подумать о том, чтобы давать какие-то интересные открытые задачи, пусть студенты что-то делают вместе. Нужно создать среду, в которой люди будут чувствовать себя в безопасности, экспериментируя, чтобы они осмелились пробовать что-то новое. Мы определенно хотим, чтобы эти эксперты обладали базовыми навыками фасилитации, которые помогают группе чувствовать себя в безопасности и добиваться прогресса.

Hyper Island создает пространство и общую структуру. Нам нравится объединяться с экспертами и вместе создавать цель и то, как мы собираемся работать вместе и наполнять эту структуру. После обучения мы всегда подводим с экспертами итоги — что мы могли бы улучшить и что прошло хорошо. Мы сами остаемся в этой спирали непрерывного обучения — это похоже на теорию обучения Колба: мы что-то делаем, размышляем над этим, собираем полученные знания и экспериментируем, пробуем снова и продолжаем делать это, получаем обратную связь от студентов. По сути, мы проводим «онбординг» в нашу парадигму и видение того, как выглядит хорошее обучение.

— Как вы работаете с образовательной средой — офлайн и онлайн?

— Я думаю, что много тут очень похоже на онлайн и офлайн. Мы призываем студентов поставить цель для себя и своей группы и продумать, как они будут работать вместе для достижения результатов. Мы делаем то, что помогает создать безопасную психологическую среду. С пониманием того, что никто не будет наказан или унижен за то, что высказывает идеи, задает вопросы или выражает свои опасения. Если они совершают ошибку, это становится возможностью для обучения. Мы стараемся фокусировать студентов на мышлении роста (growth mindset). И будь то онлайн или офлайн, главное, чтобы обучение имело смысл и было применимо в работе и жизни в целом.

— А что касается цифровых инструментов — много ли вам нужно для создания этой среды? Не могли бы вы поделиться некоторыми примерами инструментов, которыми часто пользуетесь?

На данный момент для встреч и тренингов мы используем Zoom или Google Hangouts, для общения много используем Slack. Мы начали использовать Discord и Microsoft, это зависит от того, с кем мы работаем, и их политики конфиденциальности. Для обмена файлами используем Google Drive и Dropbox; для досок и совместных семинаров — Mural и Miro. Платформы управления для задач — Asana, и Trello для более простых вещей; организация встреч — Doodle. Для совместного создания контента мы можем использовать Canva или Google. Для вовлеченности аудитории в Zoom в режиме реального времени мы также используем Mentimeter.

Нужно научиться многим инструментам. А для того, чтобы учащиеся получали бесшовный опыт, вы как преподаватель или фасилитатор должны уметь безупречно их использовать. Рекомендуем иметь софасилитатора. Быть фасилитатором и одновременно техническим модератором — это большой стресс, даже если у вас небольшая группа. Поэтому всегда помогает иметь помощника на заднем плане, который поможет создать комнаты для обсуждения, организовать Menti и сделать все, чтобы мы (фасилитаторы) могли сосредоточиться на группе и на самом процессе.

— Помимо фасилитаторов и софасилитаторов, кто еще занимается созданием обучения в Hyper Island?

— В основном люди, которые разрабатывают наши программы, — это дизайнеры учебного опыта. Но у нас также есть менеджеры, которые ведут программы как свои проекты и тоже участвуют в создании контента.

— Есть ли четкое различие между методологом и проектировщиком учебного опыта?

— Одна из моих ключевых функций как главного методолога — брать теорию и переводить ее на более простой язык. Для клиентов и студентов вы должны переводить с научного языка на язык, понятный каждому. Например, мы хотим узнать о социальном мозге. Я провожу исследование, придумываю несколько различных методов, делаю краткое введение и обзор темы. Исходя из этого, разработчик обучения или менеджер программы могут взять теорию, прочитать все материалы, которые создает и курирует команда методологов (теория, бизнес-статьи, видео, подкасты — по сути, база знаний), и они могут получить целостное представление о теме, чтобы они могли чувствовать себя уверенно и компетентно при создании конкретной сессии для студентов.

— Мой последний вопрос: какие советы вы бы дали студентам о том, как лучше учиться?

Пробуйте, экспериментируйте, просите о помощи и продолжайте действовать.

Рекомендации книг: