Некоторые убеждены, что освоение новых навыков — привилегия молодых людей, которые только начинают свою карьеру или хотят получить продвижение по службе. Но на самом деле это не так, ведь развивать свои умения и получать новые квалификации можно и нужно в любом возрасте, поскольку, помимо прочего, это помогает поддерживать на должном уровне физическое и психологическое здоровье. Рассказываем, как меняются наши когнитивные способности с годами и какие страхи и психологические барьеры необходимо преодолеть, чтобы учебный процесс оставался эффективным и приносил удовольствие.

Что не позволяет начать учиться

В своем исследовании «Барьеры на пути к обучению в зрелом возрасте» («Barriers to adult learning: Bridging the gap») ученые Шеран Мерриам и Розмари Каффарелла выделяют несколько установок, которые часто становятся препятствием на пути к освоению новых знаний:

Консервативность мышления

В зрелом возрасте людям с уже сформировавшимся мировоззрением гораздо сложнее придерживаться разных точек зрения и критически относиться к собственной, считают Мерриам и Каффарелла. Например, большинство взрослых убеждены, что для эффективного обучения необходима способность к механическому запоминанию, тогда как с возрастом многие сталкиваются с ухудшением памяти, что является серьезной проблемой.

Приверженность старым методам

Взрослым людям свойственно ориентироваться на прошлый опыт и знания, хорошо усвоенные ранее. Что, с одной стороны, неплохо, но, с другой стороны, взрослый человек часто склонен осмыслять новое, полагаясь на устаревшие категории и укоренившиеся в сознании стратегии усвоения навыков, а значит, менее открыт к новым способам и форматам обучения. Все это вместе может существенно замедлить образовательный процесс.

Боязнь не справиться

Страх провала преследует взрослых гораздо чаще, чем молодых людей. В зрелости мы склонны все реже совершать критические ошибки, поскольку предпочитаем опираться на уже известное. Это может стать причиной страха перед началом обучения, ведь в этом процессе все же придется пережить неудачи — так формируются негативные ассоциации, связанные с учебой.

Еще один психологический фактор, мешающий начать обучение, — это неуверенность в себе: как ни странно, во взрослом возрасте вопрос самооценки стоит более остро, чем у молодых людей. Однако психологические причины — это далеко не все, что может остановить взрослых на пути к образованию и профессиональному росту. Весомым препятствием могут стать финансы, ведь все дополнительные курсы –– это новая статья расходов и не все готовы вкладываться в саморазвитие, несмотря на то что это одна из ключевых инвестиций в свое будущее.

Во-первых, приобретенные знания рано или поздно можно монетизировать, во-вторых, можно лишиться многого, но не своего опыта и умений, в-третьих, повышение квалификации позволяет оставаться конкурентоспособным на рынке труда. Непрерывное обучение, согласно отчету Международного экономического форума «The Future of Jobs», — это один из самых востребованных навыков в наши дни.

Что касается вопроса финансов, проблема зачастую заключается не в стоимости курсов, а в низком уровне финансовой грамотности. Необходимо грамотно вести бюджет, накапливать подушку безопасности (10% от ежемесячного дохода) и учитывать все это еще до начала обучения.

Также, безусловно, образование требует времени, что для многих еще более ценный ресурс, чем деньги, к тому же зачастую ограниченный: проблема нехватки времени стоит достаточно остро практически перед каждым взрослым, которому необходимо совмещать множество аспектов своей жизни. Тем не менее эта проблема может быть решена с помощью более эффективного тайм-менеджмента и составления комфортного расписания.

А что с когнитивными способностями? Разумеется, с возрастом память, координация, внимание и прочие процессы, связанные с умственной деятельностью, меняются, но это не значит, что взрослый человек не способен к обучению. Вопрос в том, какие инструменты он для этого использует. Действительно, с возрастом скорость когнитивной обработки информации — это время, которое необходимо человеку для решения той или иной задачи, например для проведения арифметических расчетов — замедляется.

Снижается и так называемый подвижный интеллект, то есть способность мыслить логически и анализировать то, с чем ранее не сталкивался, зато развивается кристаллизованный интеллект — накопленный опыт, который позволяет решать задачи, опираясь на уже усвоенные знания и навыки. Согласно теории интеллекта психолога Рэймонда Кеттелла, этот тип интеллекта отвечает за извлечение знаний из долговременной памяти, а его развитие чаще всего измеряется по уровню вербальных способностей человека (например, объемом словарного запаса).

Различие между подвижным и кристаллизованным интеллектом можно рассмотреть на примере подхода к решению задачи, которую предложил исследователь Джон Леонард Хорн. Условия задачи звучат следующим образом: «В больнице 100 пациентов. Некоторые (это обязательно четное число) одноногие, но носят ботинки. Половина оставшихся с двумя ногами ходят босиком. Сколько всего пар обуви носят в этой больнице?»

Люди с развитым кристаллизованным интеллектом скорее всего будут решать задачу с помощью алгебры. Они будут мыслить примерно так: «x + ½ (100-x) * 2 = количество надетой обуви, где x = количество одноногих людей, а 100 — x = количество двуногих людей. Получается, что всего в больнице носят 100 ботинок». Те, у кого больше развит подвижный интеллект, в свою очередь предположат, что «если половина людей с двумя ногами ходит без обуви, а все остальные (четное количество) — одноногие, получается, что в среднем по больнице на одного человека нужна одна пара обуви. В таком случае ответ — 100».

Кристаллизованный интеллект развивается параллельно с социальным и культурным становлением человека, что логичным образом происходит с возрастом.

Из-за особенностей восприятия информации во взрослом возрасте некоторые навыки могут даваться сложнее. Например, тяжелее будет с точностью изучить иностранный акцент или научиться «абсолютному слуху», чтобы в совершенстве овладеть музыкой. С другой стороны, у взрослых студентов есть и свои преимущества — например, гораздо более развитая, чем у молодых, способность к анализу, саморефлексии и дисциплине.

Кстати, возрастные изменения когнитивных способностей можно контролировать — причем с помощью образования. Так, исследовательская группа из Университета Калифорнии провела эксперимент, в ходе которого организовала регулярные занятия для группы человек в возрасте от 58 до 85 лет по испанскому языку, музыке, фотографии, рисованию, а также курс по изучению функций iPad. В среднем люди учились в аудиториях около 15 часов в неделю (примерно как студенты бакалавриата) в течение трех месяцев. Каждую неделю они также обсуждали с тьюторами препятствия, с которыми сталкиваются на пути к обучению, и ценность приобретаемых навыков. После эксперимента исследователи заметили изменения в кратковременной памяти пожилых людей — например, они стали легче запоминать незнакомый телефонный номер и держать его в памяти несколько минут, а также стали быстрее переключаться между разными задачами. Всего за полтора месяца — половину периода исследования — участники повысили свои когнитивные способности до уровня, в среднем присущего людям на 30 лет моложе испытуемых.

О чем нужно помнить в контексте обучения взрослых

Сколько бы вам ни было лет, новые нейронные пути для закрепления старых знаний и освоения новых все еще можно создать — ровно так же, как и сохранить работоспособность мозга. Тем не менее в контексте обучения взрослых исследователи Мерриам и Каффарелла предлагают преподавателям не забывать о том, что:

  • В отличие от детей и подростков, взрослые автономны и самостоятельны, и, чтобы информация хорошо откладывалась у них в голове, их нельзя жестко контролировать.

  • Взрослые уже накопили фундамент из жизненного опыта и знаний, которые также вступают в дело, когда речь идет об обучении: например, на характер восприятия информации может ложиться профдеформация.

  • Взрослые ориентированы на достижение цели и вообще хотят видеть четкую причину для изучения чего-либо, так как сконцентрированы на решении конкретной задачи, а не на изучении предмета в целом.

  • Взрослые мотивированы к обучению под влиянием внутренних факторов, а не внешних, и с этим сложно поспорить: в молодости всех нас просто заставляют учиться. Люди в зрелом возрасте становятся студентами осознанно и, как правило, исключительно по собственной инициативе.

Несмотря на трудности, которые возникают в процессе, ошибки, которые заставляют захотеть бросить все на полпути, и взгляды окружающих, в которых так и считывается демотивирующий вопрос вроде «Зачем тебе это надо?», обучение в любом возрасте стоит того. Освоение новых навыков вселяет уверенность в себе, позволяет изменить карьерный вектор, улучшить свои профессиональные качества, а также стать частью нового комьюнити.

К тому же получение знаний в зрелом возрасте помогает укрепить ментальное и физическое здоровье — у людей, которые занимаются активной умственной деятельностью, гораздо меньше рисков страдать в старости от деменции или болезни Альцгеймера. Наконец, обучение помогает расширить социальный круг знакомств, что полезно как с точки зрения нетворкинга, так и развития эмоционального интеллекта. Так что у образования нет возрастных ограничений.