Путей распространения fakе facts — множество. Один из них получил название «эффект Манделы», суть которого заключается в следующем: масса людей начинает верить в событие, которого, на самом деле, не было, или же оно происходило, но совершенно иначе. Причины возникновения этого феномена до сих пор исследуются: есть как и психологические объяснения, так и мистические. Социальные сети только ускорили процесс распространения ложных фактов, а отсутствие способности критически воспринимать информацию усиливают этот эффект. Т&Р рассказывают о самых известных массовых заблуждениях в истории и объясняют, почему эффект Манделы возникает.

Что такое Эффект Манделы

Эффект Манделы заключается в совпадении воспоминаний у группы людей, противоречащих реальным фактам. Этот феномен стал известен в 2013 году, когда после смерти политического лидера ЮАР Нельсона Манделы массы людей начали утверждать, что он скончался в тюрьме в 80-ых годах 20 века, и некоторые даже помнят трансляцию его похорон по телевизору. На самом же деле политика освободили в 1990 году и он умер в 2013-ом. Тогда ввели термин «эффект Манделы», он до сих пор не имеет единого научного объяснения.

«Эффект Манделы» — это ошибочные воспоминания о событиях, которых не было, при этом люди ощущают сильные переживания и могут воспроизвести все детали

Бессознательное воспроизведение искаженных воспоминаний называется конфабуляцией — и это понятие не стоит путать с эффектом Манделы. Оно не обязательно связано с коллективными воспоминаниями и может возникнуть только у одного человека. «Как правило, все воспоминания реконструируются. Так что все зависит от того, из чего они созданы — правда, вымысел или смесь», — говорит профессор психологии Мэрианн Гарри из Университета Виктории.

В классическом понимании, введенном в психиатрию в 1866 году К.Л. Кальбаумом, конфабуляция — это один из видов парамнезий. Человек сообщает о вымышленных событиях, которых не было. В психиатрии это расстройство памяти, которое может прогрессировать в амнезию.

Клинический психолог Джон Пол Гаррисон отмечал следующее: «Некоторые воспоминания возникают спонтанно, когда мы читаем новости. И нам может показаться, когда мы воспринимаем определенную информацию, что мы владели ею всегда». Это один из способов непроизвольного формирования fake news. Поэтому возникает необходимость проверять не только поступающую нам информацию, но и то, какую информацию распространяем мы.

Британский психолог, первый профессор экспериментальной психологии в университете Кембриджа Фредерик Бартлетт описал процесс забывания и подмены воспоминаний в своей книге «Воспоминания» 1932 года. Барлетт прочитал участникам канадскую народную сказку «Война призраков». Он обнаружил, что слушатели опускали незнакомые детали и искажали информацию, чтобы сделать ее более понятной. Этот процесс называется «усилие за смыслом» (effort after meaning). Иными словами, люди склонны домысливать и скрашивать истории.

Почему это происходит

Теория «испорченного телефона»

Согласно одной из распространенных версий основной причиной Эффекта Манделы является склонность людей непроизвольно создавать fake facts. Людям свойственно передавать информацию в искаженном виде — преувеличивать, придумывать, приукрашивать для того, чтобы сделать свою историю эффектнее. Вскоре они забывают об этой лжи или начинают сами верить в нее. Здесь особое значение имеет сила самовнушения.

Теория перемещения в параллельных мирах

Это фантастическая теория, в которой существуют параллельные реальности, которые накладываются друг на друга. Так, события происходят в одно и то же время, из-за чего феномены искажаются. Когда эти реальности соприкасаются, происходит сбой.

Склонность к манипулированию

Эффекту Манделы подвержены те, у кого не развито критическое мышление и кто не привык перепроверять информацию. Такими людьми гораздо легче манипулировать и создавать ложную картину мира.

Влияние интернета

В диджитал-среде эффект Манделы только усиливается. Неправильные представления с невероятной скоростью набирают обороты. Люди даже создают сообщества, основанные на fake facts. Например, симуляции автокатастрофы принцессы Дианы 1997 года часто ошибочно принимают за реальные кадры. Таким образом, большинство эффектов Манделы связано с ошибками памяти и социальной дезинформацией. Тот факт, что многие неточности являются тривиальными, предполагает, что они являются результатом избирательного внимания или ошибочного вывода.

Исследование, где рассматривали более 100000 новостей, обсуждаемых в Твиттере, показало, что мистификации и слухи каждый раз побеждают правду примерно на 70% Причем ложь распространяли не боты, а реальные люди. Это представление о скорости, с которой fake facts распространяются в Интернете, может помочь объяснить эффект Манделы.

Например, Синдбад действительно снимался в других фильмах в 1990-х годах и появился на постере фильма «Гость» (это было похоже на джинна, что могло бы объяснить ассоциацию с фильмом «Шазам»). Синдбад также нарядился джинном на мероприятие, которое он проводил в 1990-х годах. Когда один человек упомянул этот фильм «Шазам» (вероятно, в Интернете), это изменило воспоминания других людей, которые пытались вспомнить фильмы, которые Синдбад снял в 1990-х годах. Интернет-сообщества распространяли эту информацию, пока она не стала «правдой».

Это объяснение подтверждает, что повторное воспоминание чего-либо укрепляет вашу уверенность в памяти

По мере того, как все больше и больше людей сообщали неверные детали, они включались в воспоминания других людей как факты и укрепляли их уверенность в собственной правоте.

Распространение и потребление фейковой информации может навредить как личности, так и всему обществу. Поэтому возникает острая необходимость в развитии критического мышления — оно позволяет скептически относиться к потребляемой информации и формировать более четкую картину мира.

Ася Казанцева, автор бестселлера «В интернете кто-то неправ», Corpus, 2016

«Информации в мире жутко много, и с каждым годом ее не просто становится больше, но и сам ее объем начинает увеличиваться быстрее… На самом деле единственный навык, на который имеет смысл делать ставку в такой ситуации, — это умение пользоваться поисковыми системами, находить нужную информацию и отличать авторитетные источники от низкокачественных. Чем меньше развит навык перепроверять информацию и разбираться, тем в большей степени человек склонен принимать на веру те концепции, которые ему случайно где-то попались, чем активно пользуются шарлатаны всех мастей».