Феномен, когда человек подписан на социальные сети другого (часто — известную личность), пристально следит за обновлениями и не делает ничего иного, кроме как пишет негативные комментарии, но не отписывается, в английском языке имеет свое специальное название — hate-following. Пышное переплетение технологий и сплетен, подписка на аккаунты, которые человек по какой-то причине считает нежелательными, некорректными или неправильными, может показаться странной формой насилия над собственной психикой. Однако, как это ни странно, у нее могут быть свои преимущества (впрочем, увы, не для тех, кто попадает под шквал агрессивной критики от хейтеров). Разбираемся в феномене и пытаемся понять, почему кто-то возвращается к нелюбимым подпискам снова и снова.

Тема hate-following обсуждается на так часто, однако это крайне распространенная практика, хотя по ней вряд ли можно собрать официальную статистику. Более того, не считая звезд, которые попадают в отдельную категорию, существуют даже типы отдельных людей, которых «любят ненавидеть» больше всего:

  • «Капитан Очевидность», или человек, который пишет в соцсетях до боли очевидные открытия, но представляет их как новаторские.

  • «Педагог» — использует соцсети, чтобы читать снисходительные лекции своей восхищенной толпе.

  • Есть «Гуру социальных сетей» и его близкий родственник «Король личного бренда» — которые знают все обо всем, обо всех, о себе и маскируют высокомерие под мудрость.

  • Наконец, «Человек без границ», который чрезмерно и часто шокирующе пишет в соцсетях о вещах, которые многие считают слишком личными, чтобы транслировать их на публику.

Существует немало разновидностей и самих подписчиков: одни повышают таким образом собственную самооценку, другие — выражают зависть, третьи — ищут козлов отпущения, а четвертые — реализуют острую потребность давать непрошенные советы. Что у них общего? Во всех перечисленных случаях человек получает эмоциональную разрядку, которую он по той или иной причине не может получить в повседневной жизни.

Термин hate-following может звучать чрезмерно, потому что подобный тип подписки далеко не всегда означает, что вы действительно ненавидите кого-то. «Вы можете почувствовать здесь своего рода двойственность, — говорит Памела Рутледж, доктор философии и профессор психологии СМИ, — В конце концов, нам может быть просто любопытно, что делает одних людей популярными среди других, потому что понимание того, что мотивирует окружающих, помогает нам выжить в условиях социального мира». Другими словами, если привычка в большей степени подпитывается любопытством, чем злобой, вы с большей вероятностью научитесь у этих людей чему-то новому и правильному, даже если они вам не совсем приятны. В конце концов, не обязательно любить человека, чтобы вам нравились одни и те же вещи.

Более того, если вами движет зависть, знайте, что сравнение себя с теми, кому вы завидуете, на самом деле может быть мотивирующим фактором, если вы осознаете причину такого поведения. Это действительно может вдохновить на самостоятельное достижение аналогичных целей. Ключ к тому, чтобы это произошло — сравнение себя только с тем, что можно контролировать. Например, когда человек хочет улучшить свою физическую форму, он может подписаться на известного тренера и подпитываться его советами, даже если шесть кубиков на точеном прессе неизменно раздражают на каждой его фотографии. Однако если сравнение происходит на базе того, что человек не может изменить, например, возраста или среды воспитания, такой hate-following не приводит ни к чему хорошему, поскольку бросает вызов идентичности и самооценке.

Однако действительно ли отслеживание определенных людей в соцсетях с целью написать им гневный комментарий так же невинно, как просто выпустить немного пара, получив вдобавок мгновенный рост собственного эго? Или же это свидетельство зарождающегося широкого культурного феномена, своего рода — пристрастия к драме? Исследователи заметили, что получение лайков в Facebook активирует те же нервные пути, что и пристрастие к кокаину, но если наши центры вознаграждения можно так легко обмануть, чтобы вызвать чувство удовольствия, интересно, имеет ли hate-following аналогичное или близкое воздействие? Ведь вполне возможно, что этот феномен создает своего рода ложное чувство власти над людьми, которые, как нам кажется, «делают в этой жизни что-то неправильно» (согласно нашим собственными взглядам).

Названное исследование также показало, что у всех нас есть своего рода «внутренний эмоциональный термостат» с настройками, установленными за счет прошлого опыта. Из-за этого, например, как считают некоторые психиатры, у людей может сформироваться пристрастие к хаосу. Часто эта форма зависимости начинается после того, как человек переживает длительный период беспокойства, но как только мир вокруг восстанавливается, он начинает чувствовать дискомфорт.

Исходя из этой идеи, можно предположить, что hate-following — это своего рода компенсация потребности в наличии драмы в жизни

К которой, в свою очередь, можно добавить теорию социального сравнения, разработанную психологом Леоном Фестингером — согласно ей, у людей есть врожденная потребность сравнивать себя с окружающими, — а также исследование, которое показало, что «один час в день, проведенный в Facebook, приводит к снижению самооценки человека на 5,574 пунктов». Добавьте в копилку еще одно исследование 2014 года, которое показало, что люди, чувствующие себя уязвимыми, с большей вероятностью будут искать и подписываться на профили тех, кого они считают менее успешными, хорошими, правильными и так далее. И, наконец, приправьте это все доказательствами того, что социальные сети вызывают привыкание.

Что мы получаем в итоге? Картинку, согласно которой активность в социальных сетях подпитывается тщеславием и чувством незащищенности, которые накапливаются со временем и заманивают человека в ловушку. Другими словами, социальные сети — это эффективный цикл обратной связи для неудовлетворенных масс, где постоянный поток драматического контента лишь увеличивает аппетит и желание большего. От которого, в общем-то, лучше избавляться.

Если вы заметили за собой привычку к hate-following и решили стать более ответственным и счастливым подписчиком, вот что можно сделать:

  • Оторвитесь от телефона. Многие негативные эффекты социальных сетей возникают из-за того, что люди проводят в них много времени и уделяют слишком много внимания лайкам и комментариям. А ведь социальные сети существуют для того, чтобы улучшать отношения, а не заменять или усугублять их. Хотя жестких правил относительно «правильной дозы» экранного времени не существует, лучше следите за тем, сколько времени вы тратите на пролистывание ленты обновлений.

  • Помните, что находится за экраном. За каждым вызывающим ярость аккаунтом в инстаграм стоит настоящий человек и об этом очень легко забыть, особенно когда большая часть нашей жизни проходит в сети. Люди многомерны и сложны, звезды в соцсетях — больше, чем просто красивая картинка, а вы — больше, чем любые раздражающие комментарии или публикации. Когда вы сами делитесь чем-то в соцсетях, возможно, вас мотивирует гордость или желание выразить свое беспокойство — помните, что другие люди также заслуживают возможность сделать то же самое.

  • Почувствуйте ненависть, но распространяйте любовь. Все мы люди, и это означает, что мы не всегда можем устоять перед соблазном сделать негативный комментарий. Однако каждый раз, когда вы чувствуете, что вам хочется осудить кого-то, попробуйте перефокусировать эту энергию, например, на других людей, которым вам хочется сделать приятно — пришлите им картинку, которая заставит улыбнуться! Чем больше позитивных эмоций вы распространите, тем больше их вы получите сами.

  • Проведите анализ. В конце концов, взвесьте все «за» и «против» того, что вы получаете от подписки на того или иного человека. Если это знаменитость или влиятельная личность, чья лента обновлений не ведет к вашему умственному, эмоциональному или физическому прогрессу, лучше отказаться от подписки. Если речь о раздражающем друге или родственнике, лучше начать с разговора один на один и попытки понять свои чувства. Если и это не работает, сокрытие публикаций или даже нажатие кнопки «Отписаться» вряд ли приведет к чему-то плохому. В худшем случае человек заметит вашу отписку, что либо приведет к еще одному разговору, либо сведет на нет ваши отношения, которые, впрочем, и так явно требовали пересмотра.

P.S. Дополнительно углубиться в проблему поможет документальный фильм «Социальная дилемма», который не так давно вышел на Netflix. Фильм категорично (но не без оснований) называет соцсети «главной угрозой для людей» — мы же рекомендуем посмотреть его в один из ближайших вечеров и сделать пару-тройку собственных выводов.