Перед кандидатами на стипендию Chevening, которая позволяет бесплатно получить магистерскую степень в любом университете Великобритании, стоит непростая задача — среди прочего они должны впечатлить комиссию, написав четыре эссе о своих достижениях и стремлениях. В преддверии дедлайна на подачу заявки на стипендию, который приходится на третье ноября, публикуем рекомендации по написанию эссе от действующего стипендиата текущего года Виктора Соколова.

Виктор Соколов

Студент программы Master of Public Policy, London School of Economics and Political Science

Самое главное для успешного написания эссе — продумать ключевую проблему, которую вы собираетесь решать, и определить, почему именно Chevening сможет вам помочь. Именно этой идеей должны быть пронизаны все ваши тексты — в моем случае речь шла о решении проблем в пенсионной системе Российской Федерации. В эссе важно указывать конкретные примеры из своей биографии и профессионального опыта, а также не забывать о цели Chevening, которая выражается в том, что посредством образования в Великобритании вы получите необходимые навыки для реализации своей идеи, расширите сеть контактов, а также познакомитесь с культурой Соединенного Королевства и сможете создать долгосрочные, крепкие отношения между странами. Ситуация win-win, но чтобы она стала реальностью, сперва необходимо подготовить четыре крайне важных текста. Рассмотрим каждое эссе по отдельности.

Leadership and influence

Чем чаще вы будете говорить в этом эссе о лидерстве и чем больше приводить примеров, тем лучше: я писал по вводному предложению о том, что для меня leadership, в каждом абзаце. Так, в первом абзаце примером лидерства стало умение работать в команде, где в качестве примера я привел свой опыт работы в Пенсионном фонде над расчетами по Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы России, рассказал, с какими трудностями я столкнулся и как их преодолел.

Помимо этого будущему лидеру необходимо уметь претворять в жизнь свои идеи и добиваться их успешной реализации. Примером успешного владения этим навыком служил мой опыт на текущей работе, а точнее — мое предложение о проведении исследования и анализа портфелей российских пенсионных фондов с учетом добавления золота в их активы, которое было поддержано всей международной командой.

В третьем параграфе речь шла об умении распространять идеи и вести диалог с большим количеством заинтересованных лиц. Пример: мое участие в четвертом ежегодном форуме по бизнесу и правам человека в ООН, где я представлял российский кейс и был участником обсуждения вопросов, связанных с проблемами, которые несут глобальные корпорации и того, как это усугубляет экономическое неравенство. Также я указал, к какому результату привела дискуссия и что изменила глобально.

Таким образом, чуть больше половины эссе было посвящено теме leadership, а во второй его части я сконцентрировался на influence, то есть рассказал, через какие каналы я привлекал внимание к своей проблеме. Например, делился экспертным мнением по экономическому неравенству в России для Oxfam Russia, которое публиковалось на сайте neravenstvo.com, а также написал 16 статей для одного цифрового общественно-политического издания в России, где рассказывал о российских социально-экономических проблемах и путях их решения.

Правильным заключением эссе будет систематизация всего вышеперечисленного опыта. В моем случае это был рассказ о том, каким образом все названные черты leardership помогут мне изменить пенсионную систему в России, а сообщество «чивнеров» позволит распространить результаты преобразований по всему миру.

Networking

Эссе на эту тему оказалось для меня самым сложным — хотя у меня есть немало примеров успешного нетворкинга, в этом и заключалась основная проблема. Здесь, опять же, правильным решением будет приводить как можно больше примеров из жизни и вашего личного опыта. Так, я рассказал о том, как приехал из небольшого города Соликамска учиться в Москву и достаточно быстро создал социальный капитал на новом месте, а также подробно остановился на том, что работал в государственных структурах, в том числе Пенсионном фонде России. То есть любая часть вашего текста так или иначе должна работать на общую ключевую идею — вновь тема государственных органов и пенсий вписана в мое эссе. Если кто-то помогал вам на вашем пути, например, рекомендовал для учебы или работы, это также не будет лишним указать в тексте.

Отмечу, что обычно в эссе не рекомендуется приводить цитаты, так как лимит слов ограничен, но я нарушил это негласное правило и все же использовал цитату из книги Кейта Феррацци, бестселлера «Никогда не ешь в одиночку» о том, что нетворкинг — это не только и не столько про накопление своих связей, сколько про возможность делиться ими с другими людьми и помогать им реализовывать себя. Эту цитату я использовал в качестве перехода к примеру о нетворкинге, когда я в свою очередь помог людям, поделившись контактами.

Не менее подробно я описал и то, как получил стажировку в Банке России, лично убедив заместителя главы центрального банка в том, что меня следует взять на позицию. Кстати, во всех своих примерах я не приводил имена людей, поскольку не успел согласовать с ними этот момент, но, как оказалось, в этом не было необходимости.

Правильное окончание второго эссе, как и первого, это пример того, что вы можете дать сообществу «чивнеров». Например, я могу организовать и провести воркшопы и круглые столы по вопросам создания устойчивой пенсионной системы — это очередной возврат к общей, ключевой идее.

Где можно учиться по теме #DEAfest

Почему учеба в Великобритании

Самым простым эссе для меня было третье — обоснование вашего выбора страны обучения, которое, впрочем, не должно быть завязано на какие-то исключительно личные мотивы. Поскольку моя ключевая тема — это пенсионная реформа, свое обоснование я выстроил вокруг того, что пенсионная система Великобритании по критерию устойчивости занимает 11 место в мире и нам есть чему поучиться в этом вопросе. Также я указал на то, что мне не хватает знаний о том, как правильно вписывать реформы в публичное пространство, то есть нужны знания о культуре публичной политики, которая в Соединенном королевстве существует достаточно долго. В качестве примера нехватки такой культуры в России я привел протесты, связанные с повышением пенсионного возраста.

Немаловажно описать и процесс выбора университетов. Моим первым выбором была Лондонская школа экономических и политических наук и программа по публичной политике для профессионалов со стажем минимум 3 года в policy-making — я привел пример нескольких курсов, которые помогут в реализации моей миссии в Chevening. При этом основной акцент в выборе университетов я делал на профессоров, которые могли бы помочь мне с моим пенсионным проектом. Так, в Лондонской школе экономики работает Николас Барр, самый известный эксперт по пенсионным реформам в мире — при его участии были реализованы реформы в Центральной и Восточной Европе, Чили и других странах. Второй (Оксфордский университет) и третий (Манчестерский университет) выбор необходимо описать по аналогичной схеме.

Я также посчитал нелишним закончить эссе примером, который вдохновил меня на подачу документов для стипендии — им послужил текущий президент Коста-Рики Карлос Альварадо Кесада, который начал с преобразования социальной сферы. Для работы над этой частью текста мне очень помогло изучение материалов Chevening impact, поэтому настоятельно рекомендую изучить этот раздел.

Карьерные планы

Финальное эссе — это ваше устремление в будущее, которое, тем не менее, стоит начать с очередного подчеркивания своей личной цели и того, как она связана с целями Великобритании и России. Так, одна из целей Великобритании на международном пространстве — способствовать высокому росту мировой экономики, а улучшение пенсионной системы приведет к повышению благосостояния российских граждан, что неразрывно связано с миссией Соединенного Королевства.

Далее я подробно описал, какие вызовы стоят перед пенсионной системой России, и привел конкретные данные — используйте цифры, они придают вес вашему эссе и показывают глубину знаний.

После всех проблем и вызовов необходимо расписать свои планы, начав с краткосрочных: например, в моем случае это было проведение совместных круглых столов среди российских и британских аналитических центров по пенсионным вопросам, чтобы привлечь внимание к проблемам, и распространение знаний об инструментах инвестирования, чтобы сформировать культуру создания пенсионных накоплений. Долгосрочные планы выражались в изменениях пенсионной стратегии и внесении изменений в законодательные акты.

Таким образом, вот несколько ключевых аспектов, которые вы обязательно должны учесть при подготовке своих эссе:

  1. Наличие идеи — не обязательно глобальной, но такой, которая приведет к положительным изменениям во всей России, в отдельном российском городе, деревне или в вашем сообществе.

  2. Мотивация — почему именно Chevening, а не любая другая стипендия?

  3. Целостность — все четыре эссе должны быть связаны единой темой.

  4. Понимание сути стипендии — в частности, не следует писать о том, что в дальнейшем вы собираетесь получать PhD, Chevening делает акцент на позитивные социальные изменения и leadership.

  5. Уверенность — покажите, что вы можете брать ответственность и претворять изменения в жизнь.

  6. Исследование — подробно изучите сайт Chevening, сообщество стипендиатов, ценности, кейсы «чивнеров» и их вклад в общество.

Я невероятно рад, что стал частью Chevening и нашел единомышленников. Если и вы хотите стать частью комьюнити Chevening, подавайте документы — дедлайн уже третьего ноября, так что не упустите уникальную возможность изменить себя и мир.

Узнайте еще больше практических аспектов подачи заявки на стипендию в рамках онлайн-встречи с сотрудниками Посольства Великобритании в Москве «Все о стипендии Chevening. Как уехать учиться в Великобританию бесплатно». Зарегистрируйтесь на бесплатную презентацию стипендии по ссылке и получите ответы на самые популярные вопросы, а также узнайте о конкурсном отборе из первых уст — от выпускников программы Chevening. Презентация пройдет в рамках фестиваля Different Ever After.