Шесть лет назад Нурлан Киясов основал конференцию EdCrunch, которая стала флагманской площадкой для обсуждения вопросов онлайн-обучения. Спустя годы фокус внимания сместился с необходимости онлайна на его эффективность, хотя, несмотря на особое место edtech в современном мире, Нурлан подчеркивает необходимость традиционного высшего образования. CEO T&P Надя Макова встретилась с Нурланом, чтобы обсудить вопросы на стыке двух образовательных подходов, поговорить об обучении в Кембридже и узнать, без каких важных навыков не станет востребованным ни один современный человек.

Надя Макова

CEO и управляющий партнер проекта «Теории и практики»

Нурлан Киясов

Основатель EdCrunch

— Вопрос, который у меня возник первым, когда я изучала твою биографию и образовательный путь, — каким образом человек из металлургии и ферросплавов пришел к обучению, образованию? Когда случился этот кардинальный поворот и почему?

— С радостью поделюсь; и, кстати, ферросплав — это обязательный ингредиент при производстве стали. В детстве я жил с бабушкой, и, мне кажется, я продукт ее постоянного позитивного подкрепления моих действий и достижений. Она часто хвалила меня и повторяла, что я особенный, поэтому уже в школе я стремился быть первым, стать полезным стране и обществу. Тогда мне казалось (а это было в 1990-е), что самые полезные в стране — политики, поэтому я твердо решил идти на политологию, но перед выпускным мне внушили, что основа процветания страны — это тяжелая промышленность. Так я стал инженером-металлургом и поступил в НИТУ «МИСиС».

Проработав недолго у металлургических печей, я понял, что благополучие и процветание все-таки зависят от науки, поступил в Кембриджский университет по специальности «квантовая физика нанотехнологии». Проработав на этом поприще, я понял, что, кроме дураков и дорог, у нас беда и с российскими инновациями, а поскольку фундамент всего — это образование и педагогика, сейчас я планирую поступление в Школу образования Гарвардского университета. Меня часто спрашивают: что ты, металлург-плавильщик, делаешь в педагогике? Однако мой металлургический опыт помогает в текущей деятельности.

— Каким образом?

— Позволяет смотреть с неожиданного ракурса на любую задачу, помогает разговаривать на одном языке с коллегами и из промышленности, и из науки, и из металлургии. Например, второй закон термодинамики гласит, что в замкнутых системах нарастает беспорядок, поэтому, чтобы система развилась и сохранилась, ее надо распаковать. Люди, которые игнорируют этот закон, в образовании потерпят неудачу. Металлургия — сложная инженерная наука, но педагогика куда сложнее, так как речь идет об инженерии каждого отдельного человека с его уникальным опытом. Педагогика и психология — самые высокотехнологичные науки.

— У тебя внушительный образовательный путь. Какой опыт был самым ярким и оказал на тебя самое большое влияние?

— Кембриджский университет. У них, кстати, очень простой слоган, который мне очень нравится: «Нам 800 лет, и все еще идем». Кембридж — это особая среда. Два года я находился в максимально высоком напряжении в хорошем смысле этого слова. Образовательный процесс строился на самообразовании, нужно было перерабатывать тонны информации, плюс всегда было огромное психологическое давление — вернуться из Кембриджа без диплома. Тогда это казалось мне провалом. Очень жесткий был отсев на входе. Например, я оказался первым студентом из СНГ за всю историю этого относительно молодого факультета. Конечно, первое время я сожалел, что поступил, мне казалось, что я никогда не получу диплом, и я точно совсем не планировал, что мои студенческие годы в Англии пройдут в библиотеках и в консультациях с московскими преподавателями, без сна, отдыха и выходных.

— Что ты приобрел за два года учебы, кроме уникальных знаний?

— Сейчас я вижу плоды не только в знаниях, хотя я до сих пор помню все формулы и законы явлений квантовой физики и биотехнологий, потому что учился под стрессом. Главное — я научился быть самостоятельным, осознанно подходить к образованию, вести проекты. Там, кстати, образовательная программа максимально студентоцентрична, большую ставку делают на развитие личностных навыков, умение работать в команде, коммуникацию, презентационные навыки и медиаграмотность. Нас готовили как спецназ: до обеда — работа в лабораториях, в парке науки Кембриджа, с обеда до вечера — основные занятия по естественно-научной дисциплине, а вечером — бизнес-школа Кембриджа и занятия по soft skills. И так каждый день. Домашние задания делаешь ночью и в выходные.

— В свете этого опыта особенно интересно затронуть с тобой одну острую тему. Последнее время все чаще высказывается мнение, что высшее образование — это пережиток прошлого, пустая трата времени и все новые специальности можно получить на коротком курсе и потом дополнить сразу «в поле», на практике. Каково твое личное отношение к этому вопросу?

— Здесь важен контекст образования: о какой стадии идет речь, какой специальности и для чего человек его получает. Все исследования говорят нам о том, что институты и университеты, конечно, важны. С точки зрения социализации самих студентов, с точки зрения развития общества и даже локации. Слабый университет — это лучше, чем когда его нет вообще. Он влияет на все: и на уровень криминала в локации, и на социальное развитие, и на отношение людей. Является источником нового образа жизни для города, пусть даже плохого образа.

С другой стороны, мы видим, как быстро меняется рынок труда вследствие автоматизации и роботизации, 325 миллионов рабочих мест уже находятся под угрозой из-за COVID. Сейчас в мире около 200 миллионов студентов во всех вузах, а через 10 лет, по демографическому тренду, их количество достигнет 400 миллионов (по данным ОЭСР). Чтобы их всех обеспечить местами, странам необходимо каждый день открывать по МГУ, из расчета вместимости 40 000 студентов на университет — это абсолютная утопия. И это означает, что новые 200 миллионов студентов будут получать профессиональные знания уже по-другому. У них не будет посвящения первокурсников, не будет студсовета, КВН, они не будут жить в общежитиях… Они будут проживать свое студенчество иначе, и здесь — огромная возможность для провайдеров альтернативного подхода.

Я верю, что без университета уже сейчас можно получать новые профессии, связанные с IT, цифровыми технологиями, дизайном, маркетингом, но пока достаточно сложно представляю, как получать бакалавра по таким направлениям, как инженерные науки, медицина, авиация — то есть там, где роль человека и его умственная деятельность имеют огромное значение. Такие профессии пока тяжело получать за пределами университета.

— Недавно я встречалась с одним из спикеров грядущего EdCrunch Джеффом Маджионкальда, мы тоже коснулись вопроса высшего образования, потому что Coursera — это и есть ключевая мировая платформа — альтернатива вузам. При этом он сказал: «У меня три дочери, и если бы хоть одна подошла ко мне со словами „Папа, я не хочу в колледж“, я бы очень сильно напрягся и попросил ее подумать еще 10 раз». Высшее образование очень важно в плане социализации, статуса, взросления личности. Мне кажется, если люди начнут массово отказываться от вузов, есть риск деградации общества.

Еще из актуального — ты рассказывал про учебу в Кембридже как про два года гиперстресса, при этом недавно я написала колонку для Forbes о том, что учиться в стрессе невозможно. Это научный факт, у человека блокируется вообще все, он не способен воспринимать информацию. При этом случилась пандемия, и люди в стрессе — как в таких условиях получать непрерывное развитие? Как мотивировать себя учиться, когда ты напряжен?

— В Кембридже я учился в условиях повышенной концентрации, все обучение было построено на решении кейсов, это повышает мотивацию. Есть проект, и вы понимаете, какие задачи нужно решить, какие формулы надо найти, чтобы это сделать. Так развивается умение искать знания для решения проектов: ты одержим идеей определить решение, поскорее реализовать, что-то создать и защитить.

Самостоятельное обучение и постоянное развитие — это здоровье, хорошее настроение, интересные люди, финансовое благополучие. Следовательно, шире, когда таких людей все больше, речь идет о благополучии всей страны. Но мотивировать себя учиться безумно сложно, и не надо питать иллюзии.

Согласно исследованиям в отношении правильных привычек по сложности их внедрения в жизнь, легче всего перейти на здоровое питание, на втором месте — заставить себя пойти в спортзал, и только на третьем — начать осознанно, самостоятельно учиться. При этом вы, наверное, знаете таких людей или слышали о них, которые покупают абонемент в спортзал, успокаивая себя, но на занятия не ходят. Ну и что тут тогда говорить про обучение? Это еще сложнее, так как требует сжигания большего количества калорий.

— Давай перейдем к EdСrunch. Первая конференция состоялась в 2014 году — какие самые важные вещи произошли в edtech за эти шесть лет? Что повлияло на весь мир в образовательно-технологической индустрии?

— Когда мы только запустили EdCrunch, все задавались вопросом «А нужны ли цифровые технологии в обучении?», а сейчас вопрос сместился в сторону «А как их правильно применять?». Сейчас уже никто не спорит, нужны ли цифровые технологии университетам или школам: это принятая данность. Теперь все в поисках ответа об их эффективном применении.

— И этого ответа еще нет?

— Да, пока что ответа нет. Так как проникновение цифровых технологий в обучение состоялось относительно недавно, позже, чем в других отраслях, пока нет достаточной научно-исследовательской базы, разработанных методик на стыке педагогики и цифры. Цифровая педагогика — это очень новая и сложная молодая наука, где только начинаются исследования, и поэтому интеграций в поисках ответа на три ключевых вопроса — что работает, как работает и когда работает — может быть много. Самое главное — это не занятие ученых одной сферы, это коллективная работа специалистов из нескольких сфер: и психологов, и нейрофизиологов, и разработчиков, и дизайнеров, и педагогов. В мире уже появляются хорошие, доказанные практики, и мы с помощью нашей конференции как раз стремимся заниматься популяризацией всех этих решений для того, чтобы они сразу попадали в классы или аудитории, получали практическое применение.

— Чье выступление на EdСrunch стало для тебя главной победой? Можешь назвать одного человека, про которого ты подумал: «Неужели он на EdCrunch? Ура!»?

— Такой человек будет выступать в этом году — это Салман Хан, американский преподаватель и предприниматель, основатель Академии Хана. Мы приглашали его пять лет подряд, и наконец он согласился. Конечно, из-за пандемии он не сможет прилететь, но будет с нами онлайн полдня. Так что моя мечта сбылась.

— Действительно ли любой навык можно развить, обучаясь онлайн? Или все-таки что-то остается доступным исключительно для очного обучения?

— Будущее, на мой взгляд, за смешанным обучением. С детским образованием еще сложнее, потому что там трудно с мотивацией и главная задача школы как институции — это ее удержание. Ребенок не будет самостоятельно учиться онлайн: пусть даже сама Pixar сделает курсы, через три дня ребенку надоест. Не поможет. В университете можно полностью заменять учителя онлайн-курсами, но и здесь есть свои нюансы…

— Нужен просто хороший наставник.

— Да. Поэтому, возвращаясь к первым моим словам, учителя в школе нельзя заменить никакими технологиями.

— Чему нам всем нужно сейчас учиться? Чему учить детей и чему учиться самим?

— Я бы рекомендовал и взрослым, и детям развивать три новых вида грамотности. Первая — это data-грамотность, для того чтобы разобраться, как устроены большие данные и как вы можете их применять, уметь их на базовом уровне интерпретировать, понимать, как работает искусственный интеллект и алгоритмы при обработке big data. Сюда же относится безопасность данных. Люди больше не могут развиваться и создавать новые продукты в цифровом мире, используя аналоговые инструменты. Совсем скоро все мы будем жить и работать в постоянном потоке больших данных, в мире, где мы будем получать мгновенный доступ к любой информации, просто прикоснувшись к устройствам. И чтобы читать, анализировать и эффективно использовать постоянно растущие потоки информации, будет необходима дата-грамотность.

Вторая — это общечеловеческая грамотность, сюда отнесем soft skills и управленческие навыки, то, чему не учат в университетах и школах. Умение правильно делегировать задачи, вести совещания, публично выступать, тайм-менеджмент, эмоциональный интеллект, вопросы лидерства — все это очень важно, сегодня примерно 60% руководителей сообщают, что их сотрудникам для карьерного роста не хватает именно мягких навыков.

Третья — это технологическая грамотность, ее надо развивать хотя бы на уровне ликбеза. Сюда отнесем новые технологии, инженерные технологии вроде альтернативной энергетики, новые производственные системы, блокчейн, языки программирования. Уже сейчас существует очень много новых технологий, которые впоследствии можно будет сделать основой для своей новой профессии. Технологическая грамотность дает понимание основ программирования и инженерных принципов работы машин.

— Какие три книги, на твой взгляд, должен прочитать каждый человек?

— Я сейчас читаю в основном про педагогику и когнитивную науку. Из профессиональной литературы советую «Педагогику и логику» Щедровицкого, «Основы педагогики» Гессена и мировые образовательные бестселлеры Бурдье и Барбара.

— А для всех остальных, кто не связан с образованием, просто три книжки в жизни человека, которые нужно взять с собой на необитаемый остров?

«Мастер и Маргарита», «Зал поющих кариатид» Пелевина и Хемингуэй «По ком звонит колокол».