Грузинские режиссеры всегда стремились освободиться от диктата советской власти и наконец вышли на международный уровень после распада СССР. Федерико Феллини считал, что грузинское кино — совершенно уникальное явление, философски вдохновляющее. Т&Р рассказывают, как развивался грузинский кинематограф, и объясняют, почему его любят во всем мире.

Новая эпоха грузинского кино

В 50-е годы, с появлением нового свободного поколения режиссеров-постановщиков, началось возрождение грузинского кино. На базе Госкинопрома была создана национальная киностудия «Грузия-фильм». В ней работали такие режиссеры, как Резо Чхеидзе, который снял «Отца солдата». Этот фильм показал противоестественность войны для человека. Совместно с Тенгизом Абуладзе Резо создал кинокартину «Лурджа Магданы», которая получила признание на крупном западном кинофестивале в Каннах. Влияние на режиссера оказал итальянский неореализм, что прослеживается и в других его работах. Известной стала трилогия «Мольба» — «Древо желания» — «Покаяние». Съемки проходили в высокогорном ингушском селении Эрзи. Первый фильм основан на поэме грузинского писателя и поэта Важи Пшавелы. Второй рассказывает о необычных, чуждых тому времени людях и жестокости традиций. Завершающий фильм «Покаяние» рассказывает о творческой семье, пострадавшей в годы репрессий.

В этот период зритель начинает интересоваться фантастическими фильмами, которые ранее практически не выходили на экраны. Константин Пипинашвили, который учился в мастерской Сергея Эйзенштейна, снял двухсерийный фильм «Тайна двух океанов». Критики отнеслись к работе Пипинашвили пренебрежительно. Например, критик Всеволод Ревич назвал ее «примитивным боевичком». Однако позднее современный киновед Александр Федоров отметил интересный аудиовизуальный язык фильма и высокий для того времени уровень спецэффектов. Экранизация, по его мнению, оказалась более востребованной, чем сам роман, и не потеряла своей актуальности спустя полвека.

«Тайна двух океанов»

«Тайна двух океанов»

Постановщики 60–70-х годов

Режиссеры старались избегать советской пропаганды и стремились к творческой свободе. Нередко кинокартины снимали с проката, и тогда постановщики искали новые завуалированные способы высказаться и выразить свое мнение против диктатуры.

Символами этого времени в индустрии грузинского кино становятся постановщики братья Шенгелая. Георгий Шенгелая снял биографический художественный фильм «Пиросмани», впервые закрепив имя этого художника в кинематографе. Героями становятся картины, которые исчезают, когда художник несчастен. Когда происходит неявный конфликт с друзьями Пиросмани, связанный с газетной критикой, в кадре появляется картина «Жираф». Именно она и вызвала интерес футуристов. Ее художник, уходя от друзей, забирает с собой.

«Пиросмани»

«Пиросмани»

Эльдар Шенгелая создал притчу о грузинском скульпторе «Необыкновенная выставка». Новелла, по которой написан сценарий, стала первой студенческой работой известного режиссера Резо Габриадзе. Причем эта история основана на реальных событиях: Резо поспорил, что именно он, а не профессиональный скульптор, сможет создать портрет для надгробия. 15-летний Габриадзе выиграл спор. Однако новеллу преподаватели не приняли и грозили отчислением. Кинодраматург Алексей Каплер руководил мастерскими, к нему попал сценарий Габриадзе.

Прежде чем подписать постановление, я стал читать негодную работу. А начав, зачитался так, что пропустил и важное заседание, и еще более важное дело личного характера.

На мой взгляд, это была вещь пусть не во всем совершенная, но ярко талантливая. То была история молодого скульптора, который задумал создать образ «матери города» — величественную мраморную фигуру, а вместо того делал по заказам вдов обывателей надгробия, изображая покойных лавочников «для интеллигентности» в пенсне или шляпе.

Алексей Каплер о «непригодном» студенческом сценарии Габриадзе

Каплер взял Габриадзе в свою мастерскую, которую тот окончил. Вскоре Эльдар Шенгелая поставил по дипломному сценарию Габриадзе свой фильм.

В 60-е происходит переосмысление немого кино Михаилом Кобахидзе. Он создает шесть маленьких фильмов общей продолжительностью 1 час 20 минут.

В 1969 году режиссер снял «Музыкантов» (оригинальное название — «Война и мир»), и его обвинили в непослушании. В приказе, подписанном председателем Комитета по кинематографии СССР, говорилось о низком профессиональном уровне Кобахидзе и запрете самостоятельных постановок.

В течение многих лет режиссер мечтал снять полнометражный фильм. Сценарию «Вариации любви» не хватило одного голоса для того, чтобы получить первый приз, проект так и не был осуществлен из-за вмешательства телеканала ARTE.

В этот период вышла легендарная полусказка режиссера Георгия Данелии «Мимино», снятая по сценарию Резо Габриадзе и Виктории Токаревой. В Московском музее современного искусства установлен памятник героям комедии, а цитаты из фильма, как и из «Кин-дза-дза!», стали устойчивыми выражениями.

«Мимино»

«Мимино»

Время «ку» и желтых штанов

В 80-е годы появился двухсерийный художественный фильм «Кин-дза-дза!» Георгия Данелии. Причем название было изначально рабочим, в прокат картина должна была выйти как «Космическая пыль». Однако от этого отказались, вырезав одну сцену. Режиссер рассказывал историю названия: «У нас поначалу в пепелаце (летательном аппарате) висел гамак. В нем раскачивался Леонов. К нему подсел Любшин, поинтересовался: „Что у тебя в портфеле?“ Леонов за ним, как эхо, повторял: „Феле-феле-феле…“ — дальше отвечает: „Зелень“. — „Какая?“ — „Кинза“. И давай петь: „Кин-дза-дза-дза…“ Всю дорогу пел. „Не можешь заткнуться?“ Песня испепелилась. Название осталось…» Фильм сильно критиковали за «неприятные» образы. Например, артист Михаил Пуговкин называл героев «отвратительными типами» и отражением «убогой действительности».

Если до 90-х годов грузинский кинематограф развивался в соответствии с нормами и только периодически грузинские фильмы показывались за рубежом, то после распада СССР грузинские фильмы становятся частью мировой киноиндустрии.

Кинокартина Теймураза Баблуани «Солнце неспящих» снималась с перерывами в течение «библейских семи лет» с 1985 по 1992 год. Она стала словно итогом советского кинематографа и социалистического образа жизни, который в Грузии уже не поддерживали. Фильм получил премию МКФ в Берлине в 1993 году.

«Солнце неспящих»

«Солнце неспящих»

После «августовской войны»

За десятилетие, прошедшее после «августовской войны», Грузия также была отделена от российского кинорынка, который до этого поставлял голливудские блокбастеры. С 2008 года в Грузии активно развивался рынок коммерческого национального кино, хотя и на низкобюджетном уровне. В художественном отношении грузинское кино все еще было травмировано годами гражданской войны между обретением независимости в 1991 году и «революцией роз» 2003 года. Известные режиссеры, такие как Нана Джорджадзе (сняла фильм «27 украденных поцелуев») и Дито Цинцадзе, добившийся успеха в Германии с фильмом «Потерянные убийцы» в 2000 году, уехали за границу. Джорджадзе, известная своими глубокими и яркими крупномасштабными международными постановками, вернулась в Грузию только в 2008 году.

Режиссеры уделяли особое внимание неустойчивому положению постсоветского общества. В 2008 году Заза Русадзе, обучавшийся в киношколе Конрада Вольфа, обратился к теме горя в своем короткометражном фильме «Складки и трещины» — два варианта утраты какого-либо видения гражданского общества. Спустя несколько лет Русадзе выпустил свой первый полнометражный фильм под названием «Складки на моем одеяле», первый грузинский фильм, открыто посвященный гомосексуализму. В 2011 году американо-грузинская постановка «5 дней в августе» финского режиссера Ренни Харлина рассказала о грузино-российской войне.

«Грузинский фильм — совершенно уникальное явление, яркое, философски вдохновляющее, очень мудрое, детское. В нем есть все, что способно заставить меня плакать».

Федерико Феллини

«Тайна двух океанов»

«Тайна двух океанов»

В 2001 году был создан Грузинский национальный киноцентр, благодаря которому стало возможным активное продвижение грузинского кино. Официально независимый от Министерства культуры, в течение многих лет киноцентр отличался отсутствием прозрачности.

Однако в 2010 году директором была назначена продюсер с международным опытом Тамара Татишвили. Она приступила к реформированию системы и познакомила свою страну с европейскими механизмами поддержки фильмов, такими как Eurimages и программа Европейской комиссии MEDIA. В интервью порталу, посвященному киноиндустрии, Film New Europe Татишвили описала свою стратегическую цель по интеграции Грузии в европейский ландшафт совместного производства:

«Европейское совместное производство — это будущее устойчивого развития грузинского кино. Из-за небольшого и относительно неразвитого рынка распространения, а также ограниченной финансовой поддержки производства европейское совместное производство, безусловно, повысит стоимость местного производства фильмов. Это также принесет пользу европейским странам, которые постоянно ищут свежую кровь и новые истории. Грузия, расположенная на перекрестке Европы и Азии, позволяет снимать фильмы с универсальной привлекательностью, она действительно представляет уникальность двух континентов с точки зрения ландшафта, архитектуры и культуры. Поэтому это кинематографически привлекательная территория для международного производства».

Среди режиссеров, получивших выгоду от новых соглашений о совместном производстве между Грузией и Европой, был Георгий Овашвили. Он приобрел свои режиссерские навыки в 1990-х годах, когда в его стране бушевали различные войны. В «Кукурузном острове» с минималистской поэтикой он описал борьбу за выживание деда и его внучки, оказавшихся между военными фронтами и против сил природы. Действие фильма полностью разворачивается на небольшом острове на реке Ингури, которая отделяет Абхазию от центра Грузии.

Это один из многих грузинских фильмов, которые в последнее время успешно гастролировали на международных кинофестивалях. Новое поколение грузинских кинематографистов, опираясь на социальные соображения и постиронию, показало новую постсоветскую реальность.