Образование за границей — уникальный, формирующий мировоззрение опыт, который иногда может быть болезненным. Однако, как считает Анна Пушкова, автор нового письма в постоянную рубрику T&P «Письма из-за границы», через него необходимо пройти, чтобы начать лучше понимать мир и научиться собственноручно создавать возможности. Поговорили с Анной о том, как после неудачного опыта в Англии можно полностью изменить свои взгляды, продолжив обучение сперва в Италии, а затем в Гонконге; а также о том, как одно из самых трагичных событий в жизни может положить начало важной истории о помощи молодым, целеустремленным юношам и девушкам.

Анна Пушкова

Место обучения: Richmond, The American International University (London); John Cabot University (Rome); Высшая школа менеджмента СПбГУ (Санкт-Петербург); University of Science and Technology (Hong Kong)

Специальность: Business Administration

Возраст: 25 лет

Мой первый опыт образования за рубежом случился в 17 лет — я заканчивала 11-ый класс и хотела круто изменить жизнь, верила в большую мечту под названием «уехать учиться за границу», которая должна была сделать все вокруг блестящим и волшебным. Еще не успев с ним столкнуться, я уже сильно идеализировала опыт учебы в заграничном вузе. Мне повезло, что родители меня поддержали: когда я заявила о своем желании, нашла вуз и поступила, мой папа финансово обеспечил мое обучение. Тогда, в свои 17 лет, я не подозревала, что существуют бесплатные возможности обучения за границей. Первым пунктом моего назначения стал Richmond University в Лондоне, куда я поступила на бизнес-управление. Самостоятельная жизнь в Лондоне, да еще и в общежитии со сверстниками, стала для меня абсолютно новым опытом и колоссальным выходом из зоны комфорта, как сейчас принято говорить.

Первый семестр дался с боем: было тяжело не только в плане быта, но и языкового барьера. Несмотря на то, что я отлично говорила на английском языке (я заканчивала Академическую гимназию № 56 в Санкт-Петербурге), мне не хватало английского как для общения в классе, так и в повседневной жизни. В классе все говорили на академическом языке, а сверстники — на разговорном, на сленге, то есть использовали тот язык, которому не учат, его можно усвоить только при реальном общении. В школе меня учили чему-то между, и в итоге в эту пропасть я и провалилась.

Первый семестр я заканчивала с не очень хорошими оценками и без друзей

К счастью, все начало постепенно налаживаться, и к третьему семестру одногруппница предложила мне попробовать полететь по обмену в Рим. Я согласилась, подала документы на программу и в итоге прошла отбор, встав перед выбором лететь или нет. Я выбрала первое и это решение сильно изменило меня и вектор моей жизни в целом, именно оно подарило мне тот опыт обучения за границей, о котором все мечтают, который все восхваляют. Италия стала реализацией той самой большой мечты про получение образования.

Сперва я две недели училась во Флоренции, потом –– три месяца в Риме, и абсолютно влюбилась в этот город. Настолько сильно, что не захотела уезжать и перевелась в Рим в американский John Cabot University на ту же специальность, оставив весь негативный опыт вместе со своими вещами в общежитии в Лондоне. Именно в Риме я обрела компанию, которую искала, выучила итальянский язык, полюбила итальянскую культуру и подход к жизни.

В очередной раз все изменилось после двух с половиной лет обучения — на 4 курсе не стало моего папы. Земля ушла из-под ног, но, несмотря на то, что я была полностью разбита, в глубине души я знала, что найду силы и средства закончить обучение за рубежом, как он мечтал. Именно тогда настал переломный момент, когда я впервые начала разбираться в стипендиях и грантах. В следующем же месяце я получила need-based финансирование от университета и стипендию за академические заслуги.

После выпускного я приняла решение улететь домой, потому что хотела побыть с семьей. Бросать обучение я не собиралась, поэтому ударилась в поиски достойной альтернативы обучению за границей — так я поступила в Высшую школу менеджмента СПбГУ на бюджет. ВШМ — один из немногих вузов России, который предоставляет возможность обучения на английском языке, и единственный, который позволяет получить двойной диплом вместе с программой CEMS: она входит в топ-10 мировых программ по менеджменту по версии Financial Times.

Уже обучаясь в Санкт-Петербурге я вновь улетела учиться по обмену — бесплатно на полгода в University of Science and Technology в Гонконг. Именно этот город стал кульминацией моей жизни и учебы за границей, квинтэссенцией атмосферы, города, возможностей путешествовать, нетворка и качества лекций.

Что дает зарубежный опыт

Обучение за рубежом дает качественный толчок в развитии, расширяет горизонты, амплитуду, сквозь которую ты воспринимаешь этот мир. Что я имею в виду? После того, как ты поучился за границей и прикоснулся к десяткам культур, к бэкграундам разных людей, ты уже никогда больше не посмотришь на жизнь узко, никогда не откажешься от возможностей. Наоборот, теперь ты будешь видеть их везде, будешь сам создавать эти возможности для себя, уйдет какой-то страх, и, как мне кажется, свойственное нам типично русское мышление «это не для меня, это слишком, это, наверное, для кого-то другого, а для меня — невозможно». Мы, почему-то, боимся мечтать объемно, но после заграничного опыта такого больше не будет, потому что ты будешь каждый день видеть людей, которые стремятся и добиваются, твое окружение определит тебя как человека. Вместе с образованием ты получаешь мировой нетворк людей, которые в будущем станут потрясающими бизнесменами, менеджерами, предпринимателями, политическими деятелями. Твой дом перестанет быть твоим маленьким домом, им станет весь мир, и это не просто слова. Ты будешь чувствовать себя как дома в любой стране.

В общем, на опыт обучения за рубежом колоссально влияют люди, компания, в которой ты проходишь этот этап. Люди в Англии, Италии и Гонконге — это очень разные люди по качеству, состоянию, настроению, и я считаю, что мне сильно повезло со student body в университете в Италии. Там постоянно организовывались различные клубы, проводились мероприятия, велась какая-то активность на кампусе и вне его, проводились поездки и всяческое вовлечение учащихся в студенческую жизнь. В общем, было все то, чего мне не хватало в Лондоне. В Италии же я была вице-президентом российского клуба, куда входили русскоговорящие ребята из стран СНГ, преподавала русский в обмен на обучение итальянскому, участвовала в writing center, то есть помогала другим писать мотивационные письма, резюме и другие документы. Там постоянно проводились какие-то мастер-классы, выступали приглашенные спикеры, заседал предпринимательский клуб, где мы генерировали идеи и тренировались делать питчи для инвесторов, нарабатывая таким способом массу полезных навыков.

Вполне возможно, что какая-то студенческая жизнь была и в Англии, но она в большей степени прошла мимо меня. Там все были ориентированы на внешние удовольствия, вне кампуса: ребята группировались в компании и искали развлечения в самом городе, а я в то время была настолько зажата и стеснительна, что у меня отсутствовала какая-либо компания. Думаю, что здесь в большей степени речь идет о стечении каких-то обстоятельств и самом течении моего взросления: я не могу сказать, что в том, что все сложилось так, как сложилось, есть вина английской системы образования. Просто так вышло, что в Англии, в отличие от Италии со всем ее дополнительным движением, я просто ходила на пары, работала в групповых проектах, сдавала их и все. Там вся моя студенческая деятельность была сведена к получению сухих академических знаний.

Россия, Европа, Азия: образование и культура

Высшая школа менеджмента — это стопроцентно достойная альтернатива обучению за рубежом. Единственное, в чем заключается одна из самых больших разниц, — это то, что за границей тебе преподают люди с большим практическим опытом. Когда я училась в Италии, маркетинг мне преподавал человек, у которого свое маркетинговое агентство, а корпоративные финансы вела профессор, которая 20 лет работала в финансах в Лондоне. Когда ты учишься в России, бэкграунд твоего учителя более теоретический: у нас ценятся исследования, участие в конференциях, семинарах, какая-то кабинетная работа, это очень чувствуется. Теоретический подход в России и практический за границей: второй вариант мне ближе.

Если же мы говорим именно про страны, а не про момент образования, то есть различие в отношении и общении. Англия в этом плане — достаточно холодная страна. Англичане будут общаться с англичанами, в общении присутствует какая-то эксклюзивность. В Италии все наоборот — люди там добродушные и дружелюбные, и это, наверное, сделало мое проживание в стране максимально комфортным. Если ты хоть на каком-то небольшом уровне говоришь на итальянском языке, каждый встречный итальянец или итальянка готовы чуть ли не принять тебя в свою семью, потому что уже видят в тебе друга.

В Азии же люди абсолютно к тебе безразличны, но на тот момент меня это уже не так сильно волновало, как во время моего пребывания в Англии. В Гонконге у нас была крепкая дружная компания ребят, которые учились на CEMS — 30 человек из 30 разных стран (Европа плюс Канада), самые сильные студенты самых сильных вузов.

В плане жизненного интереса, наиболее близка мне оказалась Азия, потому что я люблю контрасты, мне кажется, что вся жизнь познается в различиях. В одном районе Гонконга ты видишь богатство, яркие краски, запахи, а затем приезжаешь в другой, и там, на каких-то маленьких домах, надстроены другие маленькие дома, все бедное, вокруг разруха, но это очень яркий колорит, множество деталей, которые хочется рассматривать и изучать. Труднее было свыкнуться с ритмом города и количеством людей, хотя Гонконг сам по себе небольшой. Город мне нравился тем, что это, во-первых, экономическая и финансовая столица Азии, туда стекаются потрясающие экспаты, люди из самых разных уголков планеты, там просто потрясающее комьюнити иностранцев. Во-вторых, меня привлекало, что Гонконг — это своего рода хаб для путешественников. У него идеальное стратегическое положение, оттуда одинаково далеко до Японии и до Индонезии, и ты можешь легко путешествовать и познавать Азию за какие-то небольшие деньги. За один семестр мы с ребятами при очень высоком темпе сложной учебы смогли посетить восемь стран за четыре месяца. Это меня покорило.

В Италии, при всем комфорте и близости менталитета, я каждый раз с тревогой вспоминаю банки, которые могут работать по четыре часа в день. Вот ты приходишь, а банк закрыт, и у тебя нет совершенно никакого понимания, почему так произошло, время работы непредсказуемо. Или идешь ты в магазин, или хочешь проехаться на трамвае, а там забастовка — товары не пробивают, транспорт стоит. Вот к этому, и в целом к dolce vita-отношению к жизни, мне было сложно привыкнуть.

В Лондоне же было тяжело из-за огромного города: после Санкт-Петербурга мне было сложно совладать с размерами столицы Англии, на меня они очень сильно давили. Но это не потому, что Лондон плохой, просто таким было мое личное восприятие.

В общем, мы часто любим говорить какие-то не очень приятные вещи про нашу собственную страну и идеализировать другие страны, но в каждой есть какие-то особенности, которые делают жизнь некомфортной. Будет и хорошее, и плохое, культурных отличий много, но идеальной страны не существует.

Если вы решили учиться за границей

Первое, что вам нужно сделать — это определиться, зачем вам нужно ехать за границу. Если нет четкой цели, то опыт точно не сложится, особенно если мотивация — просто поскорее покинуть Россию. К сожалению, ее недостаточно, потому что мышление человека при таком подходе вряд ли изменится, а, скорее, даже останется тем же. Где бы мы ни находились, по-прежнему будем видеть вокруг себя один негатив, поэтому если есть желание просто уехать из страны, советую выбрать другой способ эмиграции, не через учебу.

В конце концов, обучение за границей — это тяжелый, но крутой опыт, который дает очень многое, позволяет расти и развиваться, но иногда это происходит через боль и к этому нужно быть готовым

Особенно к тому, что однажды ты вернешься домой, к своим друзьям, и поймешь, что твоя комната внезапно стала тебе мала, а друзья говорят глупости. В какой-то момент, особенно после долгого обучения за границей, можно потерять чувство принадлежности, ты больше не будешь понимать, где твой дом и кому ты принадлежишь. Но это стоит того опыта, одного их самых ярких, какие только можно получить в этой жизни.

После того, как вы найдете ответ на вопрос «зачем», нужно провести глубокое исследование и анализ самого себя. Вдумчиво, адекватно оценивая свои способности, подобрать тот вуз, который не просто позволит неплохо провести время, но и откроет именно те возможности, которые ты ищешь. Все вузы разные, программы обучения отличаются колоссально, и на то, чтобы изучить этот вопрос, надо закладывать месяцы. К выбору университета и обучению за рубежом нужно подходить без розовых очков, трезво оценивать ситуацию, глубоко покопаться в себе, чтобы найти правильные ответы. Потому что если ты будешь делать это поверхностно, ответы заведут тебя в никуда.

Человек должен адекватно понимать, готов ли он сделать этот шаг, и если есть какие-то переходные программы от школы к университету (например, A-level в Англии или Studienkolleg в Германии), то, что называется foundation year, не нужно всячески стараться его пропустить. У меня сложилось впечатление, что у нас в России принято торопиться. Только-только закончил школу — быстрее на первый курс, потом давай быстрее в магистратуру, а потом — быстрее беги работать. Вот именно с этим мышлением ребята и отправляются за границу и пытаются потом какими-то окольными путями не пройти тот опыт, который нужно пройти. Надо прожить foundation year, чтобы потом спокойно оказаться на первом курсе. Это имеет огромное значение.

Что дальше

Закончив образование, я где-то год делала стартап в сфере контрактного производства вместе со своим одногруппником, параллельно начав вести блог про обучение за рубежом. Именно блог, спустя полгода, поглотил меня полностью, я вышла из стартапа и постепенно начала заниматься образованием детей. Мне захотелось делиться чем-то, в чем я хорошо разбираюсь. Я поняла, что работа с ребятами, возможность делиться с ними, давать им инструменты для того, чтобы они меняли свою жизнь к лучшему, наполняет меня гораздо сильнее, чем то, чем я занималась в основное время.

Обычно я помогаю бесплатными материалами — гайдами, чек-листами, лекциями, интенсивами — а также провожу платные лекции онлайн, например, в течение двух часов подробно рассказываю, как написать резюме или рекомендательное письмо в зарубежный университет. Недавно я начала делать курсы по английскому разговорному языку, чтобы другие не сталкивались с тем, через что прошла я в Лондоне, и в ближайшее время запускаю крупный курс по подготовке к языковому экзамену IELTS.

Как я уже говорила, на четвертом курсе не стало моего папы, который не только был идейным вдохновителем моей учебы за рубежом, но и тем, кто финансово поддержал мое образование. Именно благодаря папе я смогла пройти этот путь, не было бы его, не было бы всего того опыта, о котором я сейчас рассказываю. Когда его не стало, моя любовь к нему никуда не делась: ее было так много, что в итоге она вылилась в грант имени Андрея Пушкова для ребят, которые потеряли одного или обоих кормильцев в семье. Пока что это грант для одного человека, его размер — 2000 евро для поступления в зарубежный вуз на программу бакалавриата или магистратуры на специальность в сфере бизнеса, менеджмента или предпринимательства. Именно этим всю жизнь занимался мой папа, именно в этом разбираюсь я сама, а значит, смогу помочь, потому что помимо денег я предлагаю стипендиату полное менторство. Прием заявок закончился 25 августа, уже сейчас идет процесс отбора. Я ищу человека, который понимает, зачем ему бизнес-образование, у него есть какая-то цель, и грант нужен ему не для того, чтобы потратить деньги, попробовать, понять, что это «не его». Нет, я ищу целеустремленного человека, который со временем пополнит ряды самых блестящих представителей мирового бизнеса и предпринимательства.