Один из этапов постпродакшена фильмов, клипов и рекламных видеороликов — коррекция цветов. С помощью цвета можно изменить как само изображение, так и восприятие зрителя, усилить его эмоции. Т&Р поговорили с колористом Дмитрием Литвиновым о специфике профессии, обучении цветокоррекции и различиях в работе над коммерческими и творческими проектами.

Дмитрий Литвинов

Более 5 лет профессионально занимается цветокоррекцией, работает с российскими и зарубежными рекламными роликами, клипами и кино.

Цветокоррекция в рекламе и кино

В коммерческих историях цветокоррекция должна продавать. Все, что касается рекламы, клипов и подобных проектов, — это история про то, как сделать товар дороже, привлекательнее для потребителя. Коммерческие проекты — это обычно очень большое количество людей в одном помещении.

Цветокоррекция — это изменение определенных тонов, их насыщенности и оттенков или их замена, также это работа с насыщенностью и яркостью картинки. Она используется для улучшения фото- и видеоизображения, а также в качестве творческого приема в кино, рекламе и клипах.

Такие проекты красятся одним днем. К тебе приходит агентство (от одного до нескольких человек), продакшен (в том же количестве), режиссер, оператор, продюсер и клиент. То есть одновременно в помещении может находиться от 4 до 10 человек. И у каждого может быть свое видение.

Более крупные проекты занимают больше времени. Когда я работал над «Чиками» (Дмитрий красил 6 серий российского сериала «Чики». — Прим. ред.), цветокоррекция заняла 2–3 дня. И еще день на обсуждение с режиссером и оператором.

Клиент сражается с вами за цвет пачки, оператор сражается за сохранение красоты изображения, режиссер — за смысловую часть.

В творческих проектах цветокоррекция создает атмосферу, подчеркивает эмоцию. Часто она служит негласным разграничителем между прошлым и настоящим, между тем, что герой любит, и тем, что ненавидит.

Например, в сериале «Шпион» от Netflix цветокоррекция решает творческую задачу: разграничивает пространство. Мы видим героя в разных локациях. Дома — одна цветокоррекция, на заданиях — другая. И уже по цвету ты можешь определить не только местоположение героя, но и его отношение к этому пространству.

В творческих историях важно понять, чего хотят добиться от картинки. Это не всегда очевидно. Бывают проекты, в которых тебе говорят: «Мы тут сняли одно, но хотим, чтобы было по-другому». Или оператор говорит: «Я тут недосветил, давай сделаем вот так». От идеи уже отталкиваешься. Когда к тебе приходят с четким ТЗ, видением будущей картинки, конкретными референсами, это значит, что люди заранее подумали о цветокоррекции. Но это редкость.

Многие просят сделать «коммерческую конфетку». Это всегда процесс поиска нужного решения. Он либо короткий — например, если это коммерция и тебе надо сделать ярко, глянцево и насыщенно, — либо длинный, когда нужно спасти материал.

С чего начать?

Когда я учился цветокоррекции, то просто смотрел YouTube и пробовал все на практике. Возникал вопрос? Спрашивал у YouTube. И так с каждой мелочью. В итоге — готовый ролик и максимально структурированное знание, без лишней информации.

Если ты художник, тебе не обязательно постоянно стоять у мольберта, чтобы что-то создать. Ты можешь рисовать в блокнотике, на листочке, на салфетке. В общем, ты всеми возможными способами прокачиваешь свой скилл. Если ты колорист, схема та же.

Я практиковался практически целыми днями с любыми девайсами. Фоткал на айфон, заходил в какой-нибудь Lightroom или Snapseed и красил. Неважно, где ты это покрасишь, важно как. Инструмент везде один. Темнее, светлее, теплее, холоднее. Практически одно и то же.

Рынок колористов, равно как и съемочный рынок, в России очень небольшой.

Он существует только в Москве. Даже в Питере практически нет коммерческих специалистов. Именно поэтому вход в профессию довольно легкий.

Если ты хочешь стать колористом, ты покупаешь комп, скачиваешь DaVinci и практикуешься. Очень много практикуешься. Затем ты создаешь шоурил, чтобы продемонстрировать свои скиллы, и отправляешь всем, кто тебе интересен. Агентствам, продакшенам, операторам, режиссерам. Основной секрет — как можно раньше начать работать.

Ты можешь отлично красить видео из интернета, но это не имеет ничего общего с реальной работой, когда тебе нужно решить конкретную задачу. Когда к тебе приходит клиент и говорит: «Надо сделать это глянцевым. Надо сделать это белым-белым». И вот ты начинаешь думать, как изученные инструменты применить. Вот это опыт.

Любой человек, даже если он не задумывается о цветокоррекции, всегда подсознательно понимает, что какого цвета. Какого цвета небо? Понятно какого. Какого цвета зелень? Понятно какого. Когда цвет отклоняется или почему-то не соответствует ситуации — это плохо.

Например, мы видим какой-нибудь явно жаркий день, а зелень в кадре почему-то слишком холодная или слишком пожухлая. Так не бывает. Значит, колорист переборщил. Чаще всего это относится к нейтральным цветам, про которые все точно знают, как они выглядят.

Главная ошибка в цветокоррекции — переборщить.

На самом деле, зритель может даже не понять, что не так с картинкой. Например, идет сцена и зелень в каждом кадре разного цвета. Это будет бить по глазам. Человек не поймет почему, но он устанет смотреть, потому что мозг каждый раз должен собирать картинку заново.

Качественная цветокоррекция — та, которой веришь. Она может быть ненатуральная, но ты ей веришь. Это как с Мексикой. В голливудских фильмах Мексика всегда желтая. На самом деле она обычная. Там такие же серые здания, голубое небо. Но мы верим, что Мексика такая, а это всего лишь желтый тинт на картинке.