В своей книге «Конец владения: личная собственность в цифровой экономике» Аарон Перзановски и Джейсон Шульц тщательно изучают, как изменилось понятие собственности в эпоху цифровой экономики, и приводят доводы в пользу личной собственности. Авторы настаивают на том, что внедрение аспектов личной собственности и владения из материальной среды в цифровую будет и юридически, и экономически полезным. Но самое главное — это поможет нам подтвердить понимание нашей собственной автономии. Ведь если мы владеем нашими покупками, то свободны делать с ними все, что заблагорассудится, — разумеется, не выходя за рамки закона. И технологии не должны ограничивать нас в этой свободе — они, как раз наоборот, должны расширять наши возможности.

Конец владения. Личная собственность в цифровой экономике

Аарон Перзановски, Джейсон Шульц
Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2019

Вполне вероятно, вы читаете эту книгу следующим образом: либо держите в руках печатное издание, то есть бумажную книгу, либо электронное устройство с открытым на нем цифровым файлом — книгу электронную. Неважно, бумажные ли перед вами страницы или электронные, слова на них одинаковые. На первый взгляд выбор между традиционной и электронной книгой кажется простым, но на самом деле возможность этого выбора поднимает множество серьезных вопросов о цифровой экономике и нашем месте внутри нее. В залах судебных заседаний, в магазинах, в собственных домах — практически во всех сферах своей жизни мы находим подтверждение, что наши права владеть, распоряжаться и пользоваться тем или иным продуктом, а также изменять его в целом зависят от того, в каком виде мы его приобрели: традиционном или цифровом. Новые технологические разработки, поддерживаемые юридически и коммерчески, образовали своего рода пропасть между покупателями традиционной и цифровой продукции. И это касается не только медиаконтента, куда входят книги, музыка и кинофильмы, но и любых устройств, которые имеют интернет-приложения: от телефона, автомобиля и кофемашины до инсулиновой помпы.

Давайте на примере заглянем в глубину этой проблемы. В классической антиутопии Джорджа Оруэлла «1984» министерство правды от имени Большого Брата уничтожило документы, выбросив их в дыру памяти—огромную сеть труб и каналов, ведущих к печи для сжигания. Самый крупный в мире книжный интернет-магазин Amazon продает этот роман наряду с миллионами других и в бумажном виде, и в электронном через магазин электронных книг Kindle. Купившие электронную версию читатели были неприятно удивлены решением компании Amazon удалить электронную книгу из-за судебного спора с издательством.Brad Stone, “Amazon Erases Orwell Books from Kindle,” New York Times, July 17, 2009, http://www.nytimes.com/2009/07/18/technology/companies/18amazon.html. Так, ложась спать, люди думали, что у них есть книга, а проснувшись утром, увидели, что она была изъята. Деньги им, конечно, вернули и таким образом продемонстрировали наглядный урок рисков, связанных с чтением цифровых книг.

В мире печатных изданий представить такой сценарий развития событий просто невозможно. Хозяин магазина, где вы купили книгу, не может проникнуть к вам в дом посреди ночи и забрать что-либо с книжной полки. Однако над вашей электронной библиотекой Amazon имеет абсолютную власть. Электронная библиотека Kindle управляется программой, созданной Amazon, и имеет постоянный доступ в сеть. Это означает, что от интернет-магазина инструкции удалить книгу или заменить на новую версию поступают напрямую, минуя вас.

Но вопрос не только в технологиях, которые разделили традиционные и электронные книги. Законодательные основы в этом вопросе тоже очень отличаются. Если вы покупаете печатное издание книги, оно становится вашей собственностью, как пара туфель, например, или зубная щетка. Право владения этой книгой означает, что вы можете делать с ней все, что захотите: хранить всю жизнь, читать столько раз, сколько вам вздумается, дать почитать другуЕсли вы одолжили печатный экземпляр настоящей книги у своего друга или в местной библиотеке, то воспользовались их правом собственности давать книгу взаймы на время. Мы подробнее рассмотрим библиотеки в главе 6. или перепродать, оставить по завещанию своим близким или в конце концов просто выбросить. Мы, конечно, не побуждаем вас, но в принципе и сжечь вы ее можете, если захотите. Вы не можете копировать книгу без разрешения, согласно закону об авторском праве.

Но если вы владелец книги —она ваша, и вы можете делать с ней все что угодно. Это вполне очевидно: сотни лет эти правила применяются к любым видам личной собственности, будь то книги или другое движимое имущество

И мы, конечно, думаем, что электронные книги живут по такому же принципу. Ведь в них тот же текст, их можно купить в тех же магазинах и по практически таким же ценам. В действительности же исследование 2012 года показало, что около трети электронных бестселлеров оказались дороже, чем их бумажные братья.Paul Bentley, “How a Third of Bestselling Ebooks Cost More Than the Same Title in Hardback,” Daily Mail (London), September 30, 2012, http://www.dailymail.co.uk/sciencetech/article-2211022/How-bestselling-ebooks-cost-MORE-title-hard-back.html. Но, как показывает практика издательств и книжных магазинов, электронные книги живут

по другим правилам. В отношении бумажных мы опираемся на знакомые права частной собственности, а вот с электронными книгами не все так просто. Вы уверены, что именно вы владелец своей цифровой книги? Наверняка большинство читателей даже не задумывались никогда над этим вопросом. Вы кликаете кнопку «Купить» и оплачиваете заказ — почему же тогда вы не владелец купленной книги?

Ретейлеры на цифровом рынке определяют права собственности через лицензионное соглашение с конечным пользователем (EULA). Это огромный список непонятных юридических формулировок, который мы автоматически подписываем, кликнув «Согласен». Именно этот документ, согласованный юристами магазина и издательства, определяет ваши права на купленную книгу, а не привычные представления о личной собственности. И где-то в глубине этого текста, который мы обычно игнорируем, есть важная информация: вы не имеете права собственности на электронную книгу, которую покупаете, вы имеете право пользования. А это означает, что вы можете ее лишь читать, пока однажды вам не запретят.

Случай с запретом доступа к книге Оруэлла не единственный. Линн Нигаард, пользователь Kindle из Норвегии, потеряла доступ к десяткам электронных книг, купленных на Amazon. Они просто исчезли в один день без предупреждения, когда ее аккаунт в Kindle был заблокирован ввиду «нарушения политики» магазина.Mark King, “Amazon Wipes Customer’s Kindle and Deletes Account with No Explanation,” Guardian (UK), October 22, 2012, http://www.theguardian.com/money/2012/oct/22/amazon-wipes-customers-kindle-deletes-account. Предположительно у пользователя возникли проблемы с правилами магазина лишь потому, что живет она в Норвегии, где Kindle официально не представлен. Но точно быть уверенными в этом нельзя, поскольку о причинах блокировки аккаунта Линн никто из Amazon не информировал. Она не оплачивала покупки украденной картой, не взломала сервер компании, чтобы скачать книги бесплатно, она просто совершила покупки с территории другой страны. После шквала критики в свой адрес Amazon восстановил покупки Линн, но их технические возможности и юридические права удалять ваши электронные книги остаются без изменений.

Были случаи, когда электронные книги, купленные у других онлайн-ретейлеров, исчезали без видимых на то причин и каких-либо нарушений со стороны читателей. В 2012 году издательство детской учебной литературы Scholastic запустили свою онлайн-платформу Storia, где было обещано, что приобретенными книгами можно делиться с группой до 10 человек. Но через пару лет в издательстве решили изменить свои планы: теперь их электронные книги будут доступны с помощью сервиса потокового чтения, а для его использования нужен постоянный доступ в интернет. И это значит: нет доступа в интернет—нет книг (а для многих школ США, где наблюдается недостаточное финансирование, доступ в интернет—это проблема).Peter Cohen and Jeff Livingston, “More Than Half of U.S. Public Schools Don’t Have Adequate Wireless Access,” Atlantic, November 13, 2013, http://www.theatlantic.com/education/archive/2013/11/more-than-half-of-us-public-schools-dont-have-adequate-wireless-access/281410/ Сервис в целом неплох: они предлагают интересные и ценные вещи тем, кто заинтересован во временном доступе. Но Shcolastic, по сути, превратили то, чем, как думали преподаватели и студенты, они владеют, в то, что они арендуют, то есть из постоянной собственности во временное пользование. «Переход на модель сервиса потокового контента означает, что купленные электронные книги вскоре могут стать недоступными».Nate Hoffelder, “Scholastic to Close Storia eBookstore; Customers Could Lose Access to Their eBook Purchases,” The Digital Reader (blog), July 27, 2014, http://the-digital-reader.com/2014/07/27/scholastic-close-storia-ebookstore-customers-will-lose-access-ebook-purchases/#.U_fFdvSE-a5.

Далее в нашей книге вы увидите, что эта проблема касается не только индустрии электронных книг: цифровая музыка уже давно заменила компакт-диски, очень скоро онлайн-кинотеатры заменят DVD-проигрыватели и диски Blu-ray. Индустрии программного обеспечения и видеоигр также двигаются в этом направлении. И во всех этих отраслях вопрос права собственности играет важную роль. Любители компьютерных игр, купившие их на дисках, могут дать диск другу поиграть. А вот у тех, кто скачал игру с Xbox Live или PlayStation Network, сделать это не получится, хотя они и заплатили те же деньги. В цифровом пространстве права, которые мы получаем, когда покупаем фильм, книгу, музыкальный альбом и любой другой контент, в лучшем случае неясные, а в худшем их вообще нет.

Как же так произошло, что наши права на продукты медиарынка не защищены? Частично виноваты технологии. Недорогое удаленное хранение, высокоскоростной интернет, вездесущие гаджеты, такие как планшеты и смартфоны, благоприятствовали развитию новых способов распространения медиаконтента. Цифровые загрузки, облачное хранилище и потоковый сервис — с одной стороны, удобно, быстро и недорого для потребителя, но с другой — мы все дальше от книг, которые читаем, фильмов, которые смотрим, и музыки, которую слушаем. Потому что эта книга, диск или кинофильм не стоит на нашей полке, а существует где-то на сервере в далеком и неизвестном городе.

Вместе с этим контроль конечного пользователя над приобретенным цифровым товаром жестко ограничивается законами об интеллектуальной собственности, положениями соглашений и техническими средствами защиты

Каждый из этих вопросов мы рассмотрим более детально, а сейчас обратимся к правилам пользования Kindle и выявим основную причину нестабильности цифрового рынка, с которой сталкиваются потребители. В своем лицензионном соглашении с конечным пользователем (которое вы вряд ли хоть раз читали) Amazon предоставляет право на использование библиотеки Kindle, а не продает книги.“Kindle Store Terms of Use,” Amazon Digital Services, Inc., last modified September 6, 2012, http://www.amazon.com/gp/help/customer/display.html?nodeId=201014950. Другими словами, вы не владеете книгой, которую покупаете. Более того, «в случае несоблюдения условий Соглашения, интернет-магазин имеет право незамедлительно заблокировать доступ к  аккаунту в Kindle без возмещения ущерба». Поэтому если вы нарушите правила интернет-магазина, например, разместив «дискредитирующий, или оскорбительный» отзыв о продукте, доступ к вашим книгам может быть заблокирован.“Conditions of Use,” Amazon Services LLC, last modified December 5, 2012, http://www.amazon.com/gp/help/customer/display.html/?nodeId=508088. Ваши права определяются не согласованным с вами соглашением, которое вы никогда не читаете. Одно это уже противоречит тому, что, как нам кажется, мы имеем право делать с нашими покупками.

Помимо оговорок, налагаемых лицензионным соглашением, многие продукты имеют встроенные программные ограничения. Средства DRM (управление цифровыми правами) сопровождают каждый продукт, который мы покупаем. Если вы хотя бы раз не смогли посмотреть фильм, потому что зарегистрировали слишком много устройств, то вы стали жертвой системы управления цифровыми правами, и она не ограничивается лишь цифровым контентом. Сегодня средства DRM встроены в любой продукт и ограничивают доступ покупателя к различным действиям. Например, в 2014 году компания Keurig выпустила новую версию (2.0) домашней кофемашины, в которую для увеличения продаж кофе собственной марки была встроена технология DRM. Пользователи, которые пытались заварить более дешевый кофе другой марки, видели на экране устройства сообщение, что, к сожалению, их чашка кофе не может быть приготовлена и им следует купить кофе, выпускаемый под маркой Keurig.

Эта вероломная кофеварка не единственный пример. Подобные тенденции, подрывающие наши права собственности в отношении цифровых продуктов, все больше проникают в мир физических вещей. Смартфоны, телевизоры, бытовая техника и даже такие аксессуары, как наручные часы Apple Watch и фитнес-трекеры Fitbit, имеют встроенные программы и возможность подключения к сети, а значит, контроль над тем, как мы используем наши покупки. И как в ситуации с электронными книгами Kindle, лицензионное соглашение на использование этих продуктов дает право пользования, но запрещает аренду, перепродажу, модификацию и даже ремонт.

Такая перспектива вызывает определенное беспокойство. Но вопросы, связанные с нечеткими правами потребителя, которые навязывают производители и продавцы, это лишь вершина айсберга. Право собственности—вопрос оспариваемый, равно как и сам цифровой рынок. И в процессе этих споров найдутся веские причины противостоять попыткам придать новый смысл нашему отношению к медиапространству и устройствам, которые в значительной степени формируют наше общение с внешним миром. В то время как одни представители политических кругов идут по пути сокращения прав потребителя, другие настаивают на невозможности упразднения этих прав без внимательного изучения потенциальных последствий.См., напр.: Ron Wyden, “Regulatory Hardball about Software,” Wall Street Journal, October 13, 2015, http://www.wsj.com/articles/regulatory-hardball-about-soft-ware-1444776652. Но важно, что многие читатели, любители музыки и просто обычные люди не соглашаются признать имущественное право артефактом давно забытой доцифровой эры. Поэтому вопросы, которые мы задаем в этой книге, сложные, и на них нет однозначных ответов. Наша цель — показать, в каком отношении мы находимся с теми вещами, которые покупаем, как оказались в этой переломной точке истории права собственности, и начать разговор о том, что ждет нас дальше.

В рубрике «Открытое чтение» мы публикуем отрывки из книг в том виде, в котором их предоставляют издатели. Незначительные сокращения обозначены многоточием в квадратных скобках.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.