Многие книги, которые хранятся в главной библиотеке страны, поступают в нее в разрушенном состоянии, и посредником между писателем и читателем становится именно реставратор. Благодаря его работе информация прошлых веков полноценно доходит до нас. Процесс реставрации может занять пару недель, а иногда он длится несколько месяцев и даже год. Корреспондент Т&Р побывала в реставрационном отделе Российской государственной библиотеки и рассказала, как устроена мастерская, какие сложные изделия попадают в руки специалистов и почему реставраторам нужно учиться всю жизнь.

Фотограф: Александра Авдеева

Как устроена реставрационная мастерская Ленинки

Реставрационная мастерская Российской государственной библиотеки находится в отдельном здании на Пятницкой улице. В ней есть три отдела: реставрация газет, отдел рукописей и книг и реставрации переплетов и обложек. На первом этаже специалисты занимаются газетами разных времен — к ним приходят издания в том числе 17–18 веков. Большую часть пространства в отдельной комнате занимает машина для нейтрализации, в ней же сушатся газеты. В комнате находятся прессы довоенного времени, которые, по словам сотрудников, до сих пор находятся в хорошем состоянии и качественно спрессовывают изделия. После этого газеты попадают в руки самим специалистам, и далее работа идет вручную. Сотрудники признаются, что им самим часто интересно читать газеты, которые к ним попадают.

Во втором отделе работают непосредственно со страницами. В нем восстанавливают плакаты, карты, гравюры, рукописи, книги. Всего в отделе работает около 12 сотрудников совершенно разных возрастов: есть реставраторы, которые окончили высшее учебное заведение и пришли учиться в мастерскую совсем недавно, другие же работают в отделе более 40 лет. Растворы, клей изготавливаются вручную, сама работа может занимать от пары недель до года, а над изделием могут работать как один специалист, так и целая группа в зависимости от сложности и запущенности книги.

Александр Анатольевич Сошнин, руководитель реставрационной мастерской Российской государственной библиотеки

С рукописями работают специалисты высшей категории. Плакаты — это начальная стадия, это более стандартная работа. Специалисты реже делают плакаты, так как это относительно простая работа: специалист по нейрохирургии не будет заниматься простыми швами. У нас мало заведений в России, которые готовят реставраторов бумаги. Училища разбросаны по всей стране: есть в Суздале, Санкт-Петербурге. Конечно, мы обучаем и в самой мастерской, желательно, чтобы у человека было художественное образование. Без него будет сложно.

Сотрудники отдела вспоминают одну из самых сложных работ, которую необходимо было выполнить в сжатые сроки. Перед Новым годом в отдел доставили плакат, нарисованный Андреем Белым, восстановить который было нужно менее чем за месяц. Плакат был в разрушенном состоянии, а при его создании использовался канцелярский клей, который можно убрать только сухим способом. Специалисты втроем в течение месяца занимались только этим изделием и работали более восьми часов ежедневно. Отреставрированный плакат отправили на выставку «Мы храним наши белые сны» в Музей современного искусства «Гараж».

Любовь Николаевна Никифорова

Художник-реставратор высшей категории

Почему реставрация — это не просто восстановление бумаги

Я уже вросла в эту творческую профессию, у меня огромный стаж. Профессия реставратора предполагает вдумчивое отношение, здесь абсолютно все делается вручную. «Реставрация» в переводе с латинского — это восстановление: в отдел приходят разрушенные книги, которым требуется восстановление эксплуатационных свойств. Иногда мы работаем всем отделом, иногда продукцией занимается один специалист.

К нам приходит самая разнообразная продукция: книги, рукописи, гравюры, карты, плакаты, изоматериалы, нотные издания. И нельзя сказать, что какой-то определенный вид работы самый сложный, это зависит от множества факторов, в том числе от степени разрушенности книги. Когда реставратор работает, он должен найти единственно правильный подход. Реставратор тщательно все продумывает, подбирает оптимальный метод, чтобы предотвратить дальнейшее разрушение и восстановить целостность, и только потом приступает к ручной работе.

Однажды мне попался плакат с изображением грустного клоуна. Плакат был таким разрушенным, и еще этот клоун с грустными глазами. Я смотрела и думала: «Как бы тебе помочь?» Понимаете, в реставрационной работы ты как бы проникаешь в душу издания, если можно так сказать.

Бумага — это не просто материал, это живой организм. Вы работаете именно с живым организмом, как у человека

Писатели вкладывали в свои произведения именно душу и писали о том, что волновало их в тот период. И задача реставратора — сохранить все это в том самом объеме, что дал нам первоначально тот, кто создал рукопись. Мы продлеваем жизнь документам, которые потом радуют своего читателя, исследователя или коллекционера. Электронные книги — это сухо. В них души нет. А когда ты листаешь страницы, ты как бы вживаешься и начинаешь сопереживать. Поэтому реставратор в первую очередь не должен быть равнодушным.

Книга — это кладезь информации, кладезь истории, человеческой души

Есть классические методы реставрации, для которых вам нужен скальпель, руки и голова. Есть современные методы со множеством химических секретов. Опишу самый простой процесс реставрации: вы берете книгу, у нее пожелтевшие, в каких-то местах надорванные страницы. Это говорит о низком качестве бумаги, в ней присутствует древесная масса. Из-за примесей, влажности происходит процесс окисления, материал портится.

Первым дело я должна эту книгу разброшюровать на тетрадочки. Скрепки со временем ржавеют, это тоже пагубно для бумаги. Естественно, моя задача — разобрать и промыть, то есть нейтрализовать кислоту в специальном растворе углекислого магния. Потом бумага просыхает на фильтровалке, и затем я уже подбираю бумагу там, где требуется восполнить пробел. После мы начинаем непосредственно реставрировать и собирать книгу по кусочкам. Промазываем ее натуральным клеем, который изготовлен в мастерской, клеим незаметную полоску, промазываем и обрываем лишнее.

Часто ко мне попадают и рукописи. Они написаны железо-галловыми нестойкими чернилами, и бумага начинает расползаться. В таком случае подобрать нужный раствор очень сложно. Сначала надо апробировать, мы не можем так сразу подобрать метод и проводить реставрацию. Если рукопись в 300 листов, так обработать необходимо каждый листочек. Подобная работа может занять от трех месяцев до года.

Однажды мне удалось поработать с персидской рукописью XIX века, это были стихотворения. В книге была использована лощеная бумага с блеском, и при работе с ней ни в коем случае нельзя было потерять этот блеск. Промывать такую бумагу тоже нельзя (хотя мы всегда это делаем), поэтому шла полностью сухая обработка, расщепление, что достаточно кропотливый процесс: мы применяли очень много химических секретов. У нас нет права на ошибку.

Как-то раз ко мне в руки попал кодекс Джордано Бруно. Представляете, он им саморучно разрисован! Когда я держала его в руках, конечно, испытывала трепет, это очень памятный момент.

Где учиться профессии реставратора

Я в этой профессии больше 40 лет. После окончания школы пошла работать в библиотеку, и одна заведующая пригласила меня попробовать себя в отделе реставрации. Я начала обучаться: у меня был прекрасный мастер и индивидуальное обучение. В течение года я была стажером, но на самом деле учишься ты этой профессии на протяжении всей жизни. Приходится постоянно осваивать новый навык, искать новые способы. Наше обучение шло от простого к сложному — сейчас немного иначе, стараются охватить все и сразу.

Молодые специалисты с художественным образованием приходят в мастерские, обучаются около года, бывают и групповые занятия. Некоторые ребята достаточно амбициозны и думают, что могут восстановить все сами, хотя они в силу неопытности не знают всех нюансов. Каждый процесс реставрации происходит будто с нуля. Это такая профессия, в которой ты учишься только на практике. И двигаться необходимо от простого к сложному — терпеливо и постепенно.

Есть у нас в отделе и молодые специалисты, безусловно. В этой профессии нет каких-то возрастных ограничений. Некоторые сотрудники библиотек осваивают какие-то базовые навыки для простой реставрации — условно, что-то незначительно заклеить в библиотечных условиях. Хотя все же лучше обращаться к специалистам, так у книги будет больше шансов на долговечную жизнь.

В третьем отделе восстанавливают обложки и переплеты от 11 до 21 века. Сотрудница Елена Кораблина, художник-реставратор высшей категории, утверждает, что процессу реставрации она учится всю жизнь. В руки специалистов попадают тканевые обложки, в том числе шелковые, коробки, обложки из необычных материалов, например обивки диванов, крокодиловая кожа. «Каждый раз ты ищешь новый подход и способ. Иногда кажется, что книга находится в хорошем состоянии, а процесс реставрации оказывается непрост, бывает и наоборот: разрушенные обложки восстанавливаются проще. В работе с переплетами очень много творчества, разные материалы, методы, растворы, технологии. Мы воспринимаем книгу не как источник знаний, а как источник исторический информации и объект культурного наследия», — рассказывает Елена.

Несмотря на разный опыт, навыки и специализацию, сотрудников реставрационной мастерской объединяет одно — любовь к своему делу и постоянное стремление учиться. Ведь стать реставратором невозможно за год и даже за пять или десять лет. Реставрации учатся на протяжении всей жизни, а каждая книга, попадающая в руки к специалисту, — это новый культурный объект, которому нужен новый индивидуальный подход.