Есть целые эпохи, прославившиеся настоящими шедеврами кинематографа, о них говорят и сравнивают с другими по сей день. Однако мало кто знает, что некоторые из культовых кинокартин делят между собой даже не 10 лет, а всего 1 год. T&P перечитали книгу Брайана Рафтери «Лучший год в истории кино. Как 1999-й изменил все» и собрали для вас интересные факты о 6 лучших фильмах уходящего столетия.

Лучший год в истории кино. Как 1999-й изменил все

Брайан Рафтери
Издательство Индивиудуум принт, 2020

Беги, Лола, беги

В начале фильма главной героине поступает звонок от ее бойфренда Манни, который задолжал гангстеру 100 000 немецких марок. На то, чтобы найти деньги, остается буквально 20 минут, и Лола начинает бежать. Ей дается 3 шанса, чтобы справиться с заданием, и в конце каждый попытки, если она оканчивается неудачей, героиня возвращается в начало — только уже более умной и сильной.

Подобная композиция кинокартины напоминает компьютерную игру, и если погрузиться в историю создания фильма, то можно обнаружить, что в основе действительно лежит страсть Тома Тыквера к компьютерным играм. Будучи подростком, продюсер провел несколько месяцев практически безвылазно в аркадной игре «Звездные войны» и даже побил мировой рекорд. Поэтому и «Беги, Лола, беги» так похожа на компьютерную игру с ее неограниченными возможностями начать все заново.

Помимо этого, Том Тыквер мечтал отразить в фильме и свои философские воззрения. «Политический климат, в котором мы жили, был очень консервативным и отсталым», — так утверждал продюсер, и фильм «Беги, Лола, беги» должен был представлять историю, которая поможет избавиться от оков предрешенности судьбы. Каждая попытка Лолы, даже если она была провальной, говорит лишь об одном: мы можем изменить все что угодно, если только захотеть, — работу, место, тело и даже образ мышления.

Матрица

Еще в начале 90-х, когда «Матрицы» не было и в помине, две сестры Лана и Лилли Вачовски мечтали о научно-фантастическом комиксе, в котором можно было совместить все, что угодно: квантовую физику с дзен-буддизмом, мифологию с современностью и многое другое. Их интересовали и гонконгские боевики, и научно-фантастические картины, и «Одиссея» Гомера, которую обе сестры, к слову, не раз перечитывали.

Впоследствии литературный и кинематографический опыт Вачовски начал воплощаться в жизнь — правда, не в формате комикса, как изначально задумывалось, а сценария для будущего фильма. Идею только изначально никто не понял и не воспринял, кроме Лоуренса Маттиса — кинопродюсера, который и ранее восхищался нестандартными сценариями сестер.

Единственная компания, которая заинтересовалась «Матрицей», была Warner Bros., но и та отложила выпуск фильма до лучших времен. Им была абсолютно непонятна идея виртуальных миров и множества реальностей — до тех пор, пока Вачовски не наняли художника, который представил более 600 возможных раскадровок фильма. И только после этого им выделили 60-миллионный бюджет для съемок.

Съемки проходили в напряжении, Warner Bros. беспокоились за деньги, которые выделили на фильм с непредсказуемым результатом, и постоянно грозились вырезать сцены, если режиссеры не будут укладываться в бюджет. Но, с другой стороны, выбора у компании также не было: со слов Лоренцо ди Бонавентуры, «вымирали целые жанры: комедийные боевики, фильмы про напарников, и сиквелы проваливались».

Кинематограф нуждался в чем-то новом, а именно в «Матрице», которая опередила время лет на 10 и совершила буквально революцию в мире кино и сознании людей, показав, что Матрица есть повсюду — не только в научно-фантастическом боевике, но и в реальной жизни. Люди слишком привыкли думать определенным образом, не подвергая свои убеждения сомнениям.

Американский пирог

Известная школьная комедия 90-х поначалу имела остроумное, но непростительно длинное название: «Безымянная подростковая комедия про секс, которую можно снять дешевле 10 миллионов долларов, которая вряд ли понравится студийным рецензентам, но которую, думаю, вы наверняка полюбите». Сценарист Адам Херц использовал столь выразительное описание для того, чтобы привлечь внимание хоть одной студии, жаждущей снять его фильм. После нескольких неудачных попыток идею все-таки приобрела студия Universal Pictures, там же сценарий и был переименован в «Американский пирог».

Актерский состав подбирался очень изощренно, до такой степени, чтобы зритель сказал: «смотришь на этих ребят и не понимаешь, почему раньше их не видел». По крайней мере, того хотели братья Крис и Пол Вайцы. Шон Уильямм Скотт (Стив Стифлер) до того, как его утвердили на роль, работал в хозяйственном супермаркете (на деле же просто ходил 8 часов между рядами с деловым видом, потому что не разбирался в технике, как он признался позднее), а Шеннон Элизабет (Надя) успела только получить маленькую роль в клипе группы Hi-Five и сыграть в паре независимых фильмов.

«Американский пирог» особенен тем, что стал оптимистичным завершением уходящей эпохи подросткового кино. Дети начали вырастать, не желая больше оставаться в старших классах школы — пора было взрослеть.

Выскочка

Том Перротт, который написал одноименный роман «Выскочка», был вдохновлен президентской гонкой 1992 года в США, когда Билл Клинтон вел настоящую борьбу против других кандидатов и слухов об измене жене (ведь изменишь жене — изменишь и стране). Не меньше зацепил случай с беременной старшеклассницей, которую выбрали королевой на школьном конкурсе красоты, уничтожив все результаты голосования.

У каждого «кандидата» есть свой секрет. И в литературном контексте о тайне знает только читатель. Отсюда и родился школьный сюжет, развернувшийся вокруг выборов президента школьного совета.

Агенты Перотта были уверены, что роман будет трудно продать, поэтому автор надолго отложил свою идею до тех пор, пока продюсеры не послали рукопись «Выскочки» Александру Пэйну — гениальному режиссеру независимого кино. Одно только описание пахучего ремешка от часов вызвало восторг у режиссера. «Если он замечает такие вещи, что еще он замечает?» — так высказался Пэйн о работе Тома Перотта.

Фильм, анонсированный как легкая комедия, смог в остроумном ключе высмеять школьную жизнь и политику (вспомним, что автор романа был вдохновлен президентской гонкой). И образ Трэйси, которую сыграла Риз Уизерспун, был крайне необычен для подросткового фильма, но вместе с тем близок многим тинейджерам. Девушка представлялась одновременно уверенной в себе, но сомневающейся, начитанной, но социально неопытной, общительной, но в глубине души — одинокой.

Стальной гигант

Анимационный шедевр, который, как и многие фильмы из этого списка, поначалу никто не принимал и отказывался выпускать. Брэд Берд к началу 1999 года пребывал в состоянии холодной войны с Warner Bros., которые, выслушав идею и посмотрев наброски, сказали, что даже не представляют, как продать этот фильм.

Идея анимационного фильма вертится вокруг 9-летнего мальчика, который находит в лесу потерянного и доброго робота, с которым они становятся хорошими друзьями. Впоследствии только узнается, что есть некий господин, федерал-параноик, который уверен, что робот представляет угрозу.

Мультфильм, представленный как сказка для детей, тем не менее поднимает и ряд моральных вопросов. Под конец обнаруживается, что робот может превращаться в оружие, однако и здесь заложена важная идея: даже будучи опасным оружием, ты сам выбираешь, убивать или нет. Робот выбирает улететь в космос и взорваться там, чтобы не стать причиной ядерной катастрофы.

В основе сюжета лежит личная трагедия Брэда Берда: за несколько лет до «Стального гиганта» он потерял сестру, которую застрелил собственный муж. И сценарист долго вынашивал эту мысль, будучи уверенным, что ему обязательно нужно снять об этом фильм.

К слову, первый, кого зацепила идея «Стального гиганта», был тот самый Лоренцо ди Бонавентура, который с самого начала поддерживал «Матрицу». Кинопродюсер после признался, что создал много жестоких боевиков, и идея «оружия, у которого есть душа», оказалась ему очень близка.

Бойцовский клуб

Культовый роман «Бойцовский клуб» Чака Паланика поначалу не стал бестселлером — в первом печатном тираже было продано даже меньше 5 000 экземпляров. Однако этого хватило, чтобы книга попала в руки продюсеров Росс Грэйсон Белл и Джошуа Донен, которые, несмотря на чуждую им жестокость, были ошеломлены сюжетными поворотами. Затем роман был отправлен Лоре Зискин — продюсеру «Красотки» и главе Fox 2000.

К Дэвиду Финчеру «Бойцовский клуб» пришел позже всех — уже в то время, когда права на экранизацию были куплены Fox, а сам режиссер находился в не самых лучших отношениях со студией после провального «Чужого 3». Однако ради того «боевого клича», который увидел Финчер в романе, он был готов вернуться Fox, но на своих условиях — снять фильм на широкую ногу.

Это было рискованной затеей, потому что на стадии сценария, первых дублей и даже постпродакшна фильм отталкивал жестокостью и мрачностью. В итоге, как и книга, фильм провалился — кинокритики писали негативные рецензии, а кассовый сбор составил всего 11 миллионов долларов, что было абсолютным дном для кинокартины, снятой за более чем 65 миллионов.

Однако в январе 2000 года Fox выпустили «Бойцовский клуб» на DVD. В последующие 10 лет было продано более 6 миллионов экземпляров, и фильм, который ранее казался нелицеприятным и жестоким, начал выглядеть пророческим. Экономические проблемы, поднятые в «Бойцовском клубе», — анархия и вопрос потребления «наша марка станет вашей жизнью» — стали актуальными только после выхода фильма. Так что первым правилом «Бойцовского клуба» стало: все говорят о «Бойцовском клубе».