T&P обратились к тем, кто разбирается в происходящем за закрытыми дверями театра, и вместе с Телеграм-каналом Закулиска составили список из 10 спектаклей, must-see для каждого любителя актерской игры и тяжелых портьер сцены. (В некоторых случаях придется дождаться возобновления театральной деятельности, но это того стоит!)

Вовсе не новогодняя сказка про доброго дедушку, а оперная трактовка поэмы Некрасова. Напомним либретто — в крестьянской семье умирает кормилец, а ту самую вдову, которая «коня на скаку остановит», насмерть замораживает в лесу беспощадный «Мороз-воевода». В постановке Брусникиной это, пожалуй, самое мощное и самое честное женское высказывание современного театра в последние годы. Боль, отчаяние и стужа, а вокальный рефрен «Здесь одни только камни не плачут» застрянет в голове надолго.

Если в «Практике» у вас не раз пробегут по спине мурашки, то на «Беге» ощутимо колотит уже самих актеров — всю первое действие. Бутусов недвусмысленно напоминает, что пьеса Булгакова состоит из снов. Сны эти тяжелые, иррациональные и страшные. К такой трактовке привычному к киноверсии Алова и Наумова зрителю привыкнуть нелегко, зато потом невозможно оторваться до самого конца. Спойлер: не занимайте после антракта свободные места в первом ряду. Поставите исполнителей в неловкое положение.

Для настоящего театрального зрителя это была бы исчерпывающая рекомендация для просмотра, но для основного зрителя-неофита модного Театра Наций необходима замануха в виде афиши имен — «парад планет», как у себя на странице вполне правильно выразился Роман Должанский. Тут вам и Миронов, и Хаматова, и звезда Инстаграма Куркова, и Верник, и Раппопорт, и Гордин, и Любшин, и Кищенко, и Дапкунайте и много-много народу. Любителям «планет» (и прочих «звезд») надо внимательно следить за составом на сайте театра. Любителям театра стоит посмотреть спектакль из 10 монологов по пьесе Ивана Вырыпаева в постановке Виктора Рыжакова.

Почти совершенная постановка Вампилова в условиях современности и демонстрация того, что хорошая драматургия в руках одаренного режиссера интересна и актуальна всегда. Но, помимо драматургических и режиссерских успехов спектакля, основным остается момент «звезда родилась». Иван Янковский в роли Зилова — надежда на будущее российского театра, пока что он сильнейший артист поколения.

Уникальный, проверенный десятилетиями спектакль, хотя это — ремейк. Кому-то спектакль может нравиться, кому-то не нравиться, но в конце вы расплачетесь, а это катарсис, необходимое условие настоящего искусства.

Спектакль по полуфантастической пьесе Макса Фриша (которую почему-то редко ставят) о возможности прожить жизнь заново. Это первый спектакль Скворцова после назначения на должность главного режиссера театра «Человек». Пригласив на главные роли артистов из других театров (Евгению Крюкову и Анатолия Кота) и задействовав часть собственной труппы, Скворцов неожиданно реанимировал театр. Помимо профессиональных «изысков», увлекает сюжет (особенно тех, кто не знаком с пьесой).

Похожая ситуация (с «Биографией» в «Человеке») с «Пинтером» в театре «Около дома Станиславского». Пинтера ставят крайне редко, театр не пиарят на каждом углу, но сочетание редкого и любопытного автора с настоящим мастером Юрием Погребничко дает настоящий театральный продукт. К тому же, в главных ролях — тайно-скандальная пара Юлия Снигирь и Евгений Цыганов. В «Пинтере» можно убедиться, что не зря Снигирь пригласил сам Соррентино, а Цыганова не устают приглашать все местные режиссеры.

Один из лучших спектаклей театра Олега Табакова, который стал лучшим и для приглашенного режиссера Евгения Писарева (жаль, что не в родном театре Пушкина, хотя «Дом, который построил Свифт» может местами конкурировать), и для Максима Матвеева. «Кинастон», вероятно, станет образцом того, как современный театр может быть интересным и со всеми драматургическими вводными — здоровым и не стыдным.

Идеальный вариант посетить спектакль «самого модного режиссера Богомолова» без психологической арт-травмы (то есть, без попыток увидеть смысл там, где его нет, потому что режиссер и не закладывал, и без необходимости многозначительно говорить, что понравилось то, что понравиться человеку вне театра априори не может). Обаятельный сценарий Вуди Аллена, вполне изящно реализованный Богомоловым на сцене некогда модного театра МХТ им Чехова. Органично-бытовое существование артистов Верника, Колпаковой, Мороз, Ребенок, отдельное уважение театру и режиссеру за приглашение блестящего артиста Игоря Гордина.

Из доступного и нового «из Серебренникова» «Барокко» — лучшее решение и для адептов «секты КС», и для широкого зрителя. Посмотрев «Барокко», можно вспомнить, что Кирилл Семенович — не просто «скандальный фигурант скандального дела», а серьезный режиссер. Кроме того, в «Барокко» очевидно проглядывается курс Серебренникова «на оперу».

Есть, безусловно, и обязательная к просмотру почти классика: «Юнона и Авось» Марка Захарова (но только в самом Ленкоме и только с Певцовым), «Пролетный гусь» Марины Брусникиной в МХТ им. Чехова, «Добрый человек из Сезуана» Юрия Бутусова в театре им. Пушкина, «Наш класс» Натальи Ковалевой в театре им. Вахтангова, «Рассказы Шукшина» Алвиса Херманиса в Театре Наций, даже «Служанки» Романа Виктюка в Театре Романа Виктюка. Но мы уверены, что вы их уже видели.

А в остальном, идите в театр: и пусть он будет интересным в зрительном зале, а не только за кулисами.