На грани нормированности и жестокости (в смысле исхода схватки) в России XVIII века существовала дуэль. Будучи официально запрещенной еще со времен Петра I, она тем не менее долгие десятилетия оставалась частью русской дворянской культуры. Ее не поощряли, за нее наказывали, но одновременно с этим на нее же нередко закрывали глаза. Дворянское сообщество, несмотря на все запреты, не поняло бы и уж тем более не приняло бы обратно дворянина, который отказался бы защищать свою честь на дуэли. Разбираемся, почему ни один уважающий себя дворянин не мог оставить оскорбление без внимания и что отличало дуэль от убийства.

Для дворянина названной эпохи честь никогда не была эфемерным понятием: наравне с особыми правами, положенными ему по статусу, он имел и особые обязанности перед государством, но главное — перед своими предками. Дворянин не имел морального права не соответствовать своему происхождению, а поскольку социальная составляющая его жизни была крайне важна, он постоянно находился под «надзором» общества, суждение которого было крайне важно. Например, согласно негласному кодексу чести, недопустимыми чертами для дворянина являлись лживость, трусость, а также неверность присяге или данному слову.

Честь являлась символом благородства, и задетая честь одного человека воспринималась не просто как унижение личностного достоинства, но как указание на то, что человек не достоин принадлежать к тому или иному роду в целом. Грубо говоря, оскорбление чести было оскорблением памяти предков, что невозможно оставить без внимания. Изначально дуэли как раз и были предназначены для восстановления чести, но со временем, как пишет Ю.М. Лотман в книге «Беседы о русской культуре», превратились в самое настоящее «ритуализированное убийство».

Таким образом, русская дуэль — это ритуал решения конфликтов, который существовал на достаточно ограниченном отрезке русской истории, с середины XVIII до середины XIX века.

Первоначально дуэль рассматривалась как нарушение общественного спокойствия и порядка, самосуд и оскорбление власти, но к XIX веку она превратилась в частное преступление, то есть покушение на жизнь и здоровье конкретного человека. В обществе отношение к ней было разным. Большая часть дворянства воспринимала дуэль как данность, некое наследие, которое не зависит от личного мнения и воли. Она позволяла дворянам почти физически ощутить свою честь, к тому же до определенного времени поддерживала в них чувство ответственности за свои поступки. Ну, а кровожадность дуэли, как правило, осуждалась лишь стариками и женщинами, то есть теми, кто не принимал в ней непосредственного участия.

Причины дуэли

Решать, насколько сильно задета честь и стоит ли оскорбление смертоубийства, приходилось самому оскорбленному, однако обществом были определены основные причины конфликта, который мог перерасти в дуэль.

  • Расхождение политических взглядов — наименее распространенная причина конфликта в России, тем не менее столкновения на политической почве периодически происходили с иностранцами, однако за «международными» дуэлями государство следило в разы строже, поэтому случались они не так часто.

  • Служебные конфликты, начавшиеся на почве службы, носили более тяжелый характер, поскольку в России служил практически каждый дворянин. Для многих служба становилась самоцелью, поэтому унизить служебные достижения или усомниться в них означало задеть честь. Подобные дуэли, впрочем, не были особо широко распространены.

  • Защита полковой чести можно вынести как отдельную причину дуэли: она значила для офицеров слишком много, поэтому малейшая насмешка требовала ответных действий. Более того — защищать честь полка было почетно.

  • Защита семейной чести — любое оскорбление человека, принадлежавшего к той или иной семье, расценивалось членами рода как личное оскорбление. Особо остро воспринимались оскорбления, нанесенные покойным родственникам, женщинам и старикам, то есть тем, кто не может постоять за себя.

  • На отдельной ступени стояла защита чести женщины. И если незамужние девушки старались оградить себя от дуэлей, связанных с их именем (пятно на репутации), то многие замужние женщины были не против оказаться в эпицентре внимания, иногда сознательно провоцируя своих мужей и любовников на стычки. Для оскорбления чести женщины не обязательно были нужны конкретные действия — было достаточно и намека, особенно если намекалось о недопустимой связи замужней женщины, что, естественно, бросало тень на ее мужа. Оставить такое без внимания было невозможно.

  • Соперничество мужчин из-за женщины — также отдельная история: конфликт обычно разгорался из-за незамужней девушки, которая, однако, уже имела претендентов в женихи. Если оба мужчины имели виды на одну и ту же женщину, столкновение между ними было неизбежно.

  • Защита слабого. Особо обостренное чувство чести заставляло дворянина пресекать любые попытки унизить дворянское достоинство в целом. В случае, если какой-то дворянин позволял себе оскорблять «слабого» (например, человека, стоящего на более низкой ступени социальной иерархии), другой мог выступить в качестве благородного защитника и наказать оскорбившего за недостойное поведение.

  • Однако наиболее распространенными оставались бытовые ссоры. Поскольку в дворянской среде умение вести себя надлежащим образом считалось одной из основополагающих черт дворянского воспитания, дворянин, который посмел вести себя недостойно, как бы оскорблял честь всего дворянства вообще и каждого дворянина в отдельности. Особыми сферами быта, предрасполагающими к дуэлям, были охота, театр, бега, азартные игры и прочие занятия, предполагающие соревновательный дух.

Участники дуэли

Главное и неоспоримое условие для участия в дуэли — равенство соперников.

Во-первых, драться на дуэли могли только дворяне, так как, в понимании людей того времени, хотя остальные сословия и могли обладать личным достоинством, но понятие чести было присуще только дворянству. Простолюдин не мог оскорбить или задеть дворянина: в этом случае оскорбление воспринималось не как унижение достоинства, а как бунт против вышестоящего. Конфликты дворян с мещанами, купцами и прочими сословиями, граница связи с которыми была более размыта, решались исключительно через суд, а дворянская честь при этом не страдала.

Во-вторых, драться на дуэли могли только мужчины — женщина считалась неспособной на оскорбления, и ее слова редко воспринимались всерьез. Тем не менее женщина могла быть инициатором конфликта.

В-третьих, драться могли только честные и благородные люди, те, кто ранее никак не запятнал свою репутацию. Например, бесчестным поступком считалось шулерство при игре в карты (так как сам факт лжи и плутовства претил дворянскому самосознанию), а также имевший место ранее отказ человека от дуэли: в этом случае «виновного» обвиняли в трусости. Сражаться на дуэли с лжецами и трусами было ниже дворянского достоинства.

В-четвертых, на дуэли не мог драться несовершеннолетний, причем речь шла не о возрасте, а о мировоззрении и манере поведения человека. Так, даже зрелый по годам человек, отличающийся инфантильностью и ребячеством, мог сойти за «несовершеннолетнего».

В-пятых, под строгим запретом были дуэли между родственниками, поскольку они относились к одному роду и, следовательно, должны были совместно защищать единую идею, а не бороться друг с другом. Наконец, кроме всего вышеперечисленного, на дуэли было запрещено драться больным людям, также против своего заимодавца не мог драться должник.

В идеальной ситуации перед дуэлью все участники были равны, однако на практике достигнуть полного равенства было достаточно сложно

Так, препятствием для дуэли становилось неравенство в семейном положении, поскольку при дуэли женатого мужчины и холостого в случае смерти первого останется вдова. А вот разница в возрасте практически не мешала, при этом у мужчин преклонного возраста было несколько вариантов: либо попытаться уладить конфликт мирным путем, либо тряхнуть стариной и выйти к барьеру, либо отправить вместо себя сына, брата, однополчанина. Практически никогда не мешали дуэли и национальные различия.

Дуэльный ритуал

Дуэль всегда подразумевала наличие строгого и тщательно исполняемого ритуала, следование которому в дворянской системе координат отличало благородный поединок от банального убийства. Как правило, дуэль начиналась с вызова, которому, в свою очередь, предшествовал конфликт и оскорбление чести. Традиционно различают два вида оскорбления: словесное и оскорбление действием. Наиболее распространенное и наиболее болезненное словесное оскорбление — «подлец», поскольку оно не только обвиняет в бесчестии, но и приравнивает дворянина к человеку «подлого», низшего происхождения. Также были очень распространены оскорбления вроде «трус» или «лжец», которые ставили под сомнение наличие у человека качеств, столь важных для дворянина.

Оскорбление действием было более жестким, так как сводилось к обращению с дворянином как с простолюдином, которого позволительно ударить. При этом совсем не обязательно было наносить телесные повреждения — достаточно было просто замахнуться. Однако самым распространенным оскорбительным действием являлась пощечина или же удар перчаткой, который и вовсе символизировал нежелание «марать руки».

Оскорбленная сторона требовала удовлетворения, или сатисфакции, причем любое общение между дуэлянтами в этот момент прекращалось — все обязанности перекладывались на плечи секундантов, которые брали на себя две функции, организаторскую и «адвокатскую». С позиции организаторов секунданты занимались устройством дуэли, договаривались об оружии, времени и месте проведения поединка, были посредниками в общении своих принципалов и направляли противнику письменный вызов, или картель. Секундант также был обязан попытаться примирить враждующие стороны и быть готовым в любой момент выступить в качестве замены своего принципала, поэтому в секунданты выбирали людей близких — родственников, но чаще друзей. Впрочем, не стоит забывать, что дуэль являлась преступлением и за участие в ней секунданты наказывались не менее строго, чем сами дуэлянты.

Как правило, дуэль проводилась на следующий день после нанесения оскорбления, поскольку дуэль непосредственно в день оскорбления превращала благородный поединок в вульгарную стычку и вся значимость ритуала пропадала. Однако была возможность отсрочить поединок и на более долгий период — например, если дуэлянту было необходимо привести в порядок свои дела или отслужить военную кампанию. В каждом отдельном случае противники и секунданты решали, является ли причина отсрочки достаточно уважительной, поскольку требование отодвинуть дуэль по подчеркнуто неуважительной причине считалось дополнительным оскорблением.

Проводилась дуэль чаще всего за городом, по возможности в безлюдном месте

Естественно, особые требования предъявлялись к одежде дуэлянтов во время битвы (приличная одежда, без какой-либо защиты) и к оружию (оно должно было быть одинаковым и ранее не использованным дуэлянтами).

Любое пренебрежение правилами дуэльного этикета в первую очередь унижало самого дуэлянта, однако были способы унизить и противника: например, как неуважение и презрительное отношение к противнику воспринималось опоздание на дуэль.

При этом негласные правила дуэли в России были крайне жестокими. Дуэлянты зачастую стрелялись с очень близкого расстояния, а этикет перемирия во время поединка хоть и существовал, но далеко не всегда вступал в силу. К тому же в пистолетах обычно уменьшали заряд, тем самым уменьшая шансы стрелявшихся на то, чтобы выжить. Если дуэлянт не погибал, а был ранен, пуля намертво застревала в его теле, что затрудняло лечение и часто приводило к долгой и мучительной смерти.

Дуэль в литературе: Печорин и Грушницкий

Дуэль Печорина и Грушницкого, героев произведения М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», показательна в плане влияния традиции на личность. Печорин вызывает Грушницкого на дуэль, и тот принимает вызов, подстрекаемый своими товарищами, — то есть соглашается на дуэль, так как не хочет прослыть трусом в обществе своих знакомых и друзей.

Условия дуэли были очень жесткими, дуэлянты боролись на краю пропасти — обычно жестокость условий подразумевала обязательный смертельный исход

К тому же, решая конфликт, Печорин с Грушницким нарушили немало правил в ритуале проведения дуэли. Во-первых, Печорин слегка опаздывает на дуэль, желая показать свое истинное отношение к дуэли как к бессмысленному действию, однако его поступок, наоборот, расценивается как трусость и намеренное желание сорвать поединок. Во-вторых, Грушницкий, поддавшись эмоциям, стреляет в безоружного противника — грубейшее нарушение, поскольку не дает шансов противнику и противоречит дуэльному кодексу, согласно которому дуэль не убийство, а равный поединок. Наконец, Печорин готов простить Грушницкого, несмотря на нарушения и нанесенное ему ранение, и по правилам Грушницкий обязан принять такое перемирие, но вместо этого он подталкивает Печорина к ответному выстрелу и погибает. Дуэль Печорина и Грушницкого не следует традиции, а потому не имела права состояться.

Дуэль в жизни: Грибоедов и Якубович

Классический пример бретерского поведения — дуэль штабс-ротмистра В.В. Шереметева и камер-юнкера графа А.П. Завадовского, которая сыграла важную роль в судьбе Александра Грибоедова. За этим поединком прочно укрепилось название «четверная дуэль».

Импульсом к дуэли стал конфликт Шереметева и Завадовского из-за балерины Истоминой, с которой у Шереметева были отношения. Будучи знакомым с балериной, Грибоедов привез ее в дом Завадовского, тем самым ненароком втянув себя в конфликт. Шереметев, не знавший, с кем стреляться, отправился за советом к известному бретеру и офицеру А.И. Якубовичу, который взял на себя дуэль с Грибоедовым. Первая дуэль Шереметева и Завадовского состоялась 12 ноября 1817 года: Шереметев получил серьезное ранение в живот, от которого впоследствии скончался в возрасте 23 лет. Дуэль Грибоедова и Якубовича состоялась через год, 23 октября, в Тифлисе. Считается, что Грибоедов пытался уклониться от поединка, но он все же состоялся — на дуэли поэт был ранен пулей в левую руку и лишился одного пальца. Именно по этой детали спустя много лет впоследствии в Тегеране был опознан его растерзанный труп.