В современном мире, как и в древности, люди продолжают выражать себя через кулаки, а не просто решать с их помощью конфликты. Древние «развлекательные» формы драк со временем превратились в виды спорта с четким регламентом; кроме того, огромное количество видов боев, известных истории, имеют гораздо больше общего с ритуалами, чем с банальным желанием выплеснуть адреналин. «Теории и практики» разбираются, к каким видам драк веками прибегали люди, чтобы в большей или меньшей степени культурно выплеснуть свою агрессию.

ГЛАДИАТОРСКИЕ БОИ

Пожалуй, гладиаторский бой является одним из наиболее известных «окультуренных» видов драк. Слово «окультуренные» мы ставим в кавычки по двум причинам: во-первых, подразумевая, что и во времена гладиаторов люди продолжали драться на улицах, не поделив кусок хлеба. И, во-вторых, держа в уме, что хотя гладиаторские бои и имели определенные правила, структуру и даже своего рода философию, назвать их культурными в современном понимании этого слова все же сложно.

Изначальный смысл гладиаторских боев Древнего Рима уходит своими корнями в идею жертвоприношения. Первые бои устраивались не в рамках предоставления публике «хлеба и зрелищ», а носили традиционный, ритуальный характер — рабов заставляли кроваво биться насмерть на поминках влиятельных римлян. Кровь, пролитая в его честь, считалась своеобразным подарком духу почившего, который должен был помочь тому занять достойное место в мире мертвых.

Из области «домашних» побоищ в угоду погребальной традиции гладиаторские бои вышли в эпоху поздней Римской республики благодаря хитроумию одного из влиятельных римлян: стремясь занять должность консула, он решил использовать гладиаторские бои в своей предвыборной кампании. Битва, устроенная на потеху плебса, имела оглушительный успех: идею хитрого консула взяли на вооружение и другие римляне, замеченные в политической борьбе. Так продолжалось до тех пор, пока Цицерон не предложил ввести указ, запрещающий устраивать бои в рамках предвыборной кампании за два года до таковой: слишком уж весомый рычаг давления, доступный не каждому, что явно не вяжется с идеей демократии. Однако современным исследователям неизвестно, в какой мере выполнялся указ Цицерона.

Эпоха гладиаторских боев, известных нам по красочным историческим фильмам — в амфитеатрах, с доспехами (но не покрывающими торс: они сковывают движения и не дают лицезреть смертельные раны!), львами, короткими мечами-гладиусами и поднятием пальца вверх (или опусканием вниз), — началась при Цезаре, продолжилась при Августе и стала любимой забавой императоров, а также способом отметить важные события. Например, бои, устроенные в честь победы над даками в 107 году н. э., длились несколько месяцев — участие в них приняли около 10 000 гладиаторов.

Век же гладиатора, как правило, был короток, да и «зарплату» за участие в битвах он не получал: обходился возможностью проснуться на следующий день и иметь крышу над головой, которую обеспечивали ланисты. Последние были и организаторами боев, и хозяевами гладиаторских школ, и работорговцами. Их боялись, их презирали, их услугами не могли не пользоваться.

Сами гладиаторы, с одной стороны, тоже были презираемыми членами общества: как правило, гладиаторами становились рабы, преступники, должники (часто по собственной воле, чтобы искупить долги), провинившиеся воины и военнопленные. Выступление на арене приравнивалось к каторге. С другой стороны, непобедимые известные гладиаторы становились своего рода национальными героями — их изображали на фресках, ими хотели стать глупые молодые юноши, которые сбегали из дома в гладиаторские школы.

Все это продолжалось до 399 года, когда при императоре Гонории был введен абсолютный запрет на гладиаторские бои. В конце концов, это была жестокая забава, которая заканчивалась лишь в случае смерти одного из участников. Изредка зрители могли пощадить тяжелораненого проигравшего бойца, если им казалось, что он дрался достаточно храбро. Кстати, выигравший боец нередко имел шанс заслужить не только вознаграждение, но и свободу — правда, решение отпустить героя толпа принимала крайне редко, ведь в разы интереснее снова и снова смотреть на то, как на арене сражается полюбившийся боец.

КУЛАЧНЫЕ БОИ

Ритуальные боевые традиции существовали и в Древней Руси — речь идет о массовых кулачных боях, суровом мужском развлечении, впервые упомянутом еще в «Повести временных лет». Автор «Повести…» летописец Нестор критиковал боевую традицию из-за ее ритуального, во многом языческого характера. Упоминание в летописи, датируемой XII веком, говорит о действительно древнем характере традиции махать кулаками. В дальнейшем кулачные бои начинают встречаться все чаще в народных песнях, запрещающих указах, этнографических записках, протоколах и так далее.

Современному русскому человеку кулачный бой известен как развлечение на Масленицу, однако в древности они были частью любого массового праздника: летом местом для боя становились широкие улицы и площади, зимой бой приобретал еще более суровый оттенок: мужчины шли драться на лед рек или озер. Излюбленным местом драки московских мужчин были Москва-река в районе Бабьегородской плотины и Воробьевы горы, а петербуржцев — замерзшие воды Невы и Фонтанки. Естественно, ни один бой не проходил без зрителей, а также уличных торговцев — традиционный кулачный бой никогда не был средством «выяснения отношений», но элементом народного гулянья.

Современным историкам известно два вида массовых кулачных боев:

  • Цепной бой — драка всех против всех, наиболее опасная разновидность, которая не была лишена правил, но в пылу драки уследить за ними было непросто. Участники сами определяли противника «по себе» (ориентируясь на силу: выбирать противника слабее было неспортивно). Победив одного, можно было переходить к другому.

  • «Стенка на стенку» — зрелищный вид драки, в ходе которой бойцы разбивались на две команды, выстраивались плотной линией в пару рядов и дрались против друг друга, периодически делая перерывы и меняя бойцов. Бой заканчивался тогда, когда одна из сторон одерживала финальную победу. «Стенка на стенку» более традиционный вид кулачного вида, отличительные черты которого — наличие правил и элементов организации.

Так, кулачный бой не мог происходить спонтанно: специальные люди от каждой из команд — вожаки, боевые старосты, воеводы — должны были договориться о месте и времени проведения драки, а также оговорить правила. Они же занимались разработкой тактики предстоящего боя и, конечно же, сами не избегали драки, а принимали в ней самое живое участие, в том числе подбадривая бойцов. Начало боя ознаменовывалось торжественным прохождением по улицам до места события, однако по прибытии стороны не начинали тут же драться: сперва мужчины раззадоривали друг друга, от каждой из сторон выступали специальные «заводилы», которые начинали драться один на один. Когда градус накала доходил до нужной точки, драка начиналась с крика вожаков «Даешь боя!».

Основные правила и ограничения, которые распространялись на массовые кулачные бои, а также драки один на один:

  • запрещено бить лежачего, присевшего, отступающего противника, а также получившего сильное увечье и не способного остановить кровь;

  • бой ведется только лицом к лицу, нельзя нападать сбоку или со спины;

  • удары можно наносить только в зоны выше пояса;

  • бой ведется только при помощи кулаков — запрещено использование ног и тем более любого оружия, в том числе утяжелителей ударов.

Строгому иерархическому регламентированию подвергался и ход боя: сперва дрались подростки, за ними — неженатые юноши, и только после них к драке присоединялись зрелые, взрослые мужчины. Бой завершался совместным дружеским пиршеством.

АНГЛИЙСКИЙ БОКС

В отличие от регламентированного кулачного боя на Руси, традиционный английский бокс зародился как бой, главное правило которого — «все средства хороши». Появившись благодаря конным скачкам (тотализаторы способствовали спорам, выяснению отношений и дракам — они случались так часто, что для задир даже выделили специальное место, «box»), на заре своего появления английский бокс вполне позволял сломать противнику руку, выбить зубы или выколоть глаз.

Из категории мордобоя у тотализатора в вид спорта английский бокс перешел благодаря Джеймсу Фиггу, который в начале XVIII века получил самый первый титул чемпиона по боксу. Приехав в Лондон из провинции, Фигг дрался за деньги на улицах и всегда побеждал на потеху публике. Титул чемпиона он получил, уложив самого известного бойца Англии Нэда Саттона.

В случае с английским боксом добиться победы, которая явно была важнее участия, можно было самыми разными способами. Вот лишь некоторые из характерных боксерских приемов XVIII века:

  • разрешено бить лежачего, а также душить его или попытаться сломать ему руку и ногу;

  • попасть пальцем в глаз противника — высший пилотаж и важный навык истинного бойца;

  • разрешено использовать ботинки с гвоздями, торчащими из подошвы: официально для того, чтобы не скользить, однако боксеры всячески старались посильнее наступать на ноги друг друга;

  • в некоторых случаях можно драться с шестами, палками, дубинками, иногда даже шпагами.

Фигг занимался боксом 15 лет, однако, сколотив состояние, все реже дрался сам, предпочитая финансировать и организовывать бои, и даже ввел такие понятия, как «спортивное питание» и «спортивная диета». Например, он мотивировал своих бойцов есть как можно больше мяса и хлеба и строго запрещал пить алкоголь за несколько дней до схватки.

После смерти Фигга его дело продолжил ученик Джек Броутон, который в 1734 году занялся составлением первых правил бокса — например, именно он решил, что бои могут вестись только в пределах специально очерченного квадрата. Тогда же появилась традиция разводить боксеров перед боем по разным углам и правило 30 секунд: если упавший противник не поднимается за это время, он считается проигравшим. Кроме того, Броутон ввел в обиход боксерские перчатки, а впоследствии уже его ученик ввел понятие весовых категорий.

Со временем английский бокс, ужесточаясь и обрастая все большим количеством правил, превратился из жестокого «уличного месилова» в строгий и зрелищный вид спорта — кстати, один из самых популярных на сегодняшний день.

МОШ, СЛЭМ И ПОГО

Несмотря на то что агрессивное поведение любителей тяжелой музыки можно спутать с дракой, и мош, и слэм, и пого имеют больше общего с ритуальным танцем, чем с побоищем. И тем не менее они уходят корнями именно в культуру драки — той, которая организуется из-за желания людей дать волю своим чувствам и выплеснуть негативные, животные эмоции.

Агрессивные танцы на панк-, хардкор-, электронных и хип-хоп-концертах являются прямой имитацией драки без прямой цели навредить другим, а также своеобразным ритуалом со своими правилами и нормами поведения, которые опять же нужны для того, чтобы избежать ненужных травм.

Какими бывают разновидности боевого фанатского танца, который имеет так много общего с дракой?

  • Пого (pogo) — безобидное прыганье в толпе с прямой спиной и руками, прижатыми к туловищу — появилось в 70-х годах. Считается, что отцом пого был Сид Вишес, которому было не видно происходящее на сцене на одном из концертов Sex Pistols. Чтобы хоть что-то рассмотреть, Вишес (тогда еще Джон Саймон Ричи) начал прыгать. В целом безобидный танец, который иногда может стать лишь немного неприятным: некоторые сторонники пого предпочитают во время прыжков плевать в разные стороны.

  • Слэм (slam) — танец под сценой, для которого характерно распихивание других участников концерта с помощью плеч. То же самое, но западнее сцены, называется бэш (bash).

  • Мош (mosh) — более агрессивное проявление своих эмоций, обычно характерное для хардкор-концертов. Именно во время моша люди размахивают кулаками и ногами, наиболее явно имитируя драку. Действие происходит в специально отведенных для этого зонах, так называемых мошпитах. Случайные удары в толпе во время моша не редкость, однако драться специально не принято (хотя конфликты иногда разгораются). Более того, одно из главных правил моша звучит как «Немедленно подними упавшего человека».

  • Серкл пит (circle pit) — забег толпы по кругу, во время которого участники бьют друг друга предплечьями по спине. Центральная зона обычно остается свободной — там мошатся несколько отдельных любителей хардкора. Нередко серкл пит перерастает в центр слэм: поддавшись адреналину, толпа перемещается в центр круга, где начинает активно бросаться друг на друга.

Самым угрожающим, пугающим для неподготовленного человека и наиболее близким к драке танцевальным явлением является так называемая стена смерти (wall of death). Чуть ли не прямой потомок названного ранее кулачного боя «стенка на стенку», «стена смерти» начинается в тот момент, когда две части толпы решают бежать навстречу друг другу, продолжая активное движение руками и ногами. Случайно пострадать во время этого действия можно, однако это не массовая драка. Как и в случае с традиционным кулачным боем, «стена смерти» предполагает наличие контролирующего человека, а также имеет своего рода этикет и ряд правил, которые необходимы для того, чтобы снизить риск пострадать во время агрессивного танца. Например,

  • во время моша на танцующих не должно быть ценных и потенциально опасных предметов (чтобы не потерять и не ранить других) — кошельков, телефонов, браслетов, острых шипов, пирсинга;

  • если человек не желает участвовать в моше, никто не вправе его заставить — он может свободно покинуть опасную зону;

  • важно всегда поднимать упавших;

  • и, конечно же, уважать друг друга.

Аналогично танцевальным дракам, ритуальный характер имеют и фанатские драки в спорте, в частности в футболе. К сожалению, в отличие от любителей музыки, любители спорта часто дают выход своим негативным эмоциям и адреналину, не заботясь о правилах и нормах поведения. Смерти и несчастные случаи на концертах случаются, но чаще это исключение из правил, которое происходит из-за неосторожности. В свою очередь драки футбольных фанатов известны своей жестокостью и бесконтрольностью: навредить фанату соперничающей команды является своеобразным делом чести. К сожалению, нередко такой вред имеет необратимый, летальный характер.

БОНУС: САВАТ

Сават — еще одна разновидность бокса, участники которого дерутся ногами. Зародившись благодаря матросам во французских кабаках XIX века, сават практикуется и в современном мире, однако знают об этом виде спорта немногие. Высший пилотаж для саватера — отправить противника в нокаут одним движением. Для этого вида боя характерно использование ног для нападения (удары наносятся по нижнему уровню тела) и рук для защиты (бить противника можно только ладонью, но предпочтение все же отдается ногам).

Буквальный перевод слова savat — «старый ботинок» (потому что откуда у моряков новые?), а второе название драки — «марсельская игра» — отсылает нас к месту зарождения этого вида спорта. Интересно, что драка ногами зародилась не потому, что французы предпочитали решать конфликты незаметно, под столом, продолжая держать в руках кружку пива, а потому, что во времена, когда появился сават, удары кулаками были запрещены законом.

Хотя классический сават, как уже было сказано, не приемлет ничего иного, кроме ударов ног и ладонью, расширенная версия драки позволяет бить противника кулаком, а также предполагает фехтование на тростях, которое называется каном. Хитрые французы придумали его опять же для того, чтобы дать волю своим эмоциям, оставшись законопослушными гражданами: власти запрещали дуэли на шпагах, но ничего не говорили о палках, тростях или дубинах.