Как рассказать о научных фактах ребенку? Чем альманах отличается от журнала? Почему научно-популярные проекты для детей создавать сложнее, чем для взрослых? Т&Р поговорили с главным редактором издательства «КИТ» о том, как создавать научные тексты для детей.

Анастасия Троян

Главный редактор в издательстве «КИТ»

Чем отличаются научно-популярные проекты для детей

Долгое время у меня была мечта создать детский журнал. Мне нравится этот живой, мобильный формат, я в нем вижу больше возможностей, чем, например, в обычной детской книге. Но уже на старте проекта стало понятно, что эта затея требует очень больших инвестиций, которых у нас нет. И тогда внутри команды «Кита» идея журнала трансформировалась в концепцию альманаха.

По формату альманах близок к журналу, но в отличие от него, у нас нет строгой периодичности в выпусках, мы не привязываемся к рубрикам и наше оформление ближе к книжному. Мы работаем только с иллюстраторами и крайне редко используем фотоматериал.

Больше всего в работе над альманахом мне нравится, как из роя разрозненных идей появляется большой, красивый и продуманный продукт

Однако, к классическому периодическому формату мы тоже все-таки пришли. У нас есть проект «Пятничный Кит» — это новостные выпуски для детей об интересных событиях из мира взрослых, которые произошли на прошедшей неделе. Мы начинали этот проект скорее исходя из маркетинговых целей и задач. Но сейчас «Пятничный Кит» живет своей жизнью. Дети каждую неделю ждут новостей и пишут нам письма. Теперь мы думаем, как его развивать дальше.

Дети и взрослые — совершенно разные аудитории, поэтому и работа над проектами сильно отличается. У детей 6–9 лет еще нет того массива знаний, который есть у взрослых. Они только пошли в школу, и все их знания можно «уложить» в те книги, видео и познавательные лекции, которые они успели прочитать, посмотреть, послушать. Поэтому, когда мы пишем или редактируем тексты, мы всегда помним, что скорее всего рассказываем что-то новое для ребенка. А это значит, нам нужно найти такой подход, чтобы ребенок не испугался новой информации. Нужно выбирать такие слова, чтобы читатель нас понял, находить аналогии, которые помогут уловить суть явления или осознать какой-то факт. Например, можно написать «высотой 100 метров» — для ребенка это будет что-то абстрактное и непонятное. А если мы переформулируем и скажем «высотой с 30-этажный дом» — это уже будет то, что ребенок сможет представить и понять.

Второе, за чем мы следим, — это язык. Длина предложений, синтаксическая сложность конструкций, наличие подчиненных предложений, вводных оборотов — все это может сделать даже самый интересный текст совершенно нечитаемым. Чаще всего дети возраста 7–9 лет читают еще не бегло. Им нужны короткие предложения простой конструкции и небольшие абзацы, чтобы можно было сделать остановку и «отдышаться», осмыслить полученную информацию.

Третье — текст должен быть интересным. У взрослого читателя обычно есть какая-то мотивация для чтения науч-попа. Например, он хочет разобраться в какой-то теме или ему это нужно по работе-учебе, и он готов погрузиться в сложный текст. С ребенком все иначе — у него нет такой мотивации и цели. Если ему будет сложно и неинтересно, он просто бросит читать. Интерес — это единственное, что его удерживает. Поэтому мы стараемся, чтобы наши тексты, даже познавательные, вызывали у ребенка яркие эмоции, удивляли его, запускали какой-то мыслительный процесс.

Как проходит процесс работы над альманахом

Звездная пыль под подушкой

Издательство «КИТ»

Один выпуск мы готовим примерно 6–7 месяцев. В прошлом году мы выпустили пилотный альманах «Звездная пыль под подушкой». Прямо сейчас у нас стартовал новый альманах про будущее, к концу года планируем выпустить еще один.

Все начинается с выбора темы. Это тот «ключик», который объединяет все материалы в альманахе. Темой нашего пилотного выпуска «Звездная пыль под подушкой» был «крошечный мир», в нем мы рассказывали про все маленькое. А новый выпуск посвящен теме будущего. При этом мы стараемся смотреть на тему с самых разных сторон, искать какие-то неожиданные подходы для того, чтобы удивить и заинтересовать ребенка. Мы словно ему говорим: «Смотри — а еще можно вот так взглянуть!»

Дальше прорабатываем содержание. В редакции мы следим за тем, чтобы сохранить баланс в форматах, темах, жанрах. Во-первых, не должно быть перекосов в какую-то одну предметную область. Во-вторых, в альманахе необходимо равномерно представлять все форматы: длинные статьи, так называемые шорт-риды (иллюстрированные развороты с небольшими текстами), и полностью иллюстрированные развороты с минимум текстов. В-третьих, мы следим за жанровым разнообразием: около 60% — это познавательные тексты, 30% — художественные, 10% — досуговые (загадки, квесты).

В этот момент у нас появляется «скелет» альманаха, в котором уже есть определенная последовательность и логика материалов. Для них мы ищем авторов. Все познавательные тексты сильно редактируем как раз для того, чтобы адаптировать материал и сделать его доступным для ребенка. Затем материалы верстаем и иллюстрируем. И потом — еще один подход к редактуре и корректуре. Те, кто работает с книгами, знает «чудесный закон»: текст на экране и текст на бумаге — это два совершенно разных текста. На бумаге вылезают корявости, неточности, ошибки, которые ты не замечаешь в электронной версии.

Главный критерий выбора авторов — их экспертность. Обычно мы приглашаем в альманах учителей, преподавателей, людей из науки или экспертов в своей прикладной области

Еще мы смотрим на то, как автор умеет объяснять сложные вещи, есть ли у него опыт работы с детьми, но здесь мы всегда готовы помочь сделать рассказ понятным ребенку.

Если говорить про оформление, то у каждого выпуска есть определенная стилистика, которую мы определяем на старте. Дальше для каждого текста мы подбираем своего иллюстратора. С одной стороны, важно, чтобы его стиль вписывался в общий стиль альманаха, с другой — чтобы он подходил под конкретную задачу. Иногда нужно дать детализированную схему, чтобы помочь ребенку понять текст, а иногда, наоборот, нужна фантазийная иллюстрация, которая передаст атмосферу.

Несмотря на то, что «Звездная пыль» — для детей, альманах полезен и взрослым. Мне кажется, он позволяет иначе взглянуть на мир и пробуждает «внутреннего ребенка», которому все вокруг интересно и удивительно.