Нередко выбор первой профессии — это сугубо династийная история: дети идут по стопам родителей, и некоторым действительно везет оказаться на своем месте. Но что, если ответственность за продолжение семейного дела идет вразрез с собственными желаниями? В рубрике «Вторая карьера» публикуем историю Светланы Лядовой, которая на своем примере доказала, что вернуться к увлечениям детства никогда не поздно, и рассказала, почему учиться взрослым не такое уж и плохое решение.

Светлана Лядова

Преподаватель Британской высшей школы дизайна, руководитель студии книги и книжной иллюстрации «Азбука Морса»

На самом деле, история моего первого образования достаточно типична: с подобным сталкивается большинство детей из семей врачей, стать которым я должна была уже в пятом поколении. Когда я училась в школе, родители, конечно, поощряли самые разные мои увлечения, но в целом идея, что я могу стать не медиком, а кем-то другим, никогда не обсуждалась всерьез.

В детстве я училась в очень хорошей художественной школе, где общеобразовательные предметы были совмещены с художественными. Практически все свои вечера я посвящала живописи и рисунку, мне очень хотелось развиваться в этом направлении, но когда родители слышали про поступление, например, в Московский политех или РГГУ, им, кажется, становилось страшно. В итоге все закончилось тем, что они просто записали меня на курсы в Первый мед. На тот момент мне, наверное, просто не хватило настойчивости, чтобы отстоять свои интересы и свою точку зрения.

О медицине

До сих пор, когда я пытаюсь проанализировать эту ситуацию, я не могу прийти к какому-то однозначному ответу. Естественно, у меня нет никаких претензий к родителям: я абсолютно точно не считаю, что они сделали что-то неправильно или, скажем, мучили меня, заставляя учиться через силу. Я понимаю их позицию, но не могу сказать, что чувствую своей миссией помогать или спасать людей — а это для врача очень важно! С другой стороны, мне хотелось учиться, мне было интересно, затягивал сам процесс.

В конце концов, смежных дисциплин и профессий, связанных с медициной, очень много, важно видеть себя в разном, но опять же тогда, на старте, мне, видимо, не хватило зрелости и кругозора, чтобы это понять. На сегодняшний день я думаю, что я бы могла не уходить из медицины совсем, а просто чуть-чуть сменить область деятельности. Мне всегда хотелось большей коммуникации — поэтому сейчас мне нравится организаторская работа, — и, наверное, я могла бы реализовать этот интерес и в медицине, в каких-нибудь более клинических специальностях.

Но вместо этого я отучилась шесть лет, получила общий медицинский диплом и окончила факультет подготовки научно-педагогических кадров. В принципе, подразумевалось, что в дальнейшем я буду научным сотрудником и преподавателем медицинских кафедр, однако я решила получить сертификат специалиста, поэтому прошла еще два года ординатуры и стала лучевым диагностом — занималась компьютерной и магнитно-резонансной томографией. Моя специальность никогда не подразумевала большого количества общения с пациентами.

Дальше события развивались достаточно типично: работа, ребенок, декретный отпуск, — однако на фоне всего этого меня продолжало тянуть в творчество. Даже когда я училась в медицинском вузе, я все равно продолжала ходить на художественные курсы — на вечерние курсы в Школу акварели Сергея Андрияки, потому что на тот момент в Москве было не так много предложений для взрослых, которые хотели учиться рисовать.

Второе образование

Становясь взрослее, я начинала все чаще задумываться, а действительно ли мне интересна медицина. Путь в ней на тот момент казался мне очень предсказуемым: вот я защищу одну диссертацию, вторую — и так до бесконечности, что скучно. А потом на мои внутренние сомнения и неуверенность в том, правильно ли я делаю, наложились семейные обстоятельства. Мы с мужем хотели переехать в Германию, и оказалось, что получить там второе высшее образование мне было бы проще, чем подтвердить свой медицинский сертификат, и мы приняли решение, что я буду учиться дальше.

Помню, как я подумала, что наконец-то вот он, мой шанс пойти учиться туда, куда я всегда хотела

Я подготовила портфолио, учитывая все специфические западные требования, получила сертификат, подтверждающий знание немецкого языка, готовилась к очному собеседованию в вузе… И тут мы передумали, решив остаться в Москве! Однако вместо того, чтобы просто перестать двигаться в направлении второго образования, я решила продолжить. А как иначе, когда у тебя на руках созревшее решение и готовое портфолио?

На тот момент единственное место в Москве, куда я как взрослая могла пойти учиться, была Британская высшая школа дизайна — туда меня взяли без двух подготовительных курсов сразу на программу трехлетнего британского бакалавриата. Второй диплом, таким образом, я получила к 30 годам.

Семья, родители не восприняли мой переход резко — скандалов не было, — но им точно было тяжело. Мне кажется, что они до сих пор иногда мягко пытаются переманить меня обратно, но в последнее время все реже, поскольку видят, что в своей текущей работе я стабильна, развиваюсь и мне она интересна.

Учиться, с одной стороны, мне было проще: навык шестилетнего обучения давал себя знать, и многие вещи воспринимались быстрее и легче. Плюс, когда ты старше, ты лучше умеешь концентрироваться, поэтому мне кажется, что чистого времени, затраченного на усвоение нового материала, теперь было меньше, чем в начале моего образовательного пути. Я знала, что у меня есть всего два часа, пока ребенок спит, мне надо делать — и я делала. В итоге получилось эффективнее. С другой стороны, поскольку вторая специальность творческая, мне не хватало свободного времени студенчества, когда ты в основном только учишься и свободен от бытовых дел.

Мне кажется, что в творческом отношении я многое потеряла из-за того, что у меня не было пяти лет полноценного творческого образования

Именно в течение этих лет, как я это сейчас понимаю, люди экспериментируют, находят свой графический стиль и определяют, что хотят делать дальше. У меня этот поиск прошел достаточно скомканно, быстро, мне надо было балансировать, и свободного творческого поиска не случилось. Тем не менее во взрослом состоянии учеба более осмысленная, и в этом есть свое удовольствие.

Преподавание

После окончания Британки я осталась там преподавать, эта история сложилась совершенно случайно. В год окончания моего обучения в вузе произошло реформирование курсов, тех самых двух первых ступеней, которые я пропустила при поступлении. Программа полностью переписывалась, и были нужны новые преподаватели. Поскольку я всегда хорошо училась, у меня было фундаментальное первое образование и факультет научно-педагогических кадров, мне предложили остаться в качестве преподавателя. Я согласилась.

Не могу сказать, что во время обучения я всерьез думала об этой работе, просто решила, что она не только стабильная, но и интересная, с серьезной эмоциональной отдачей. Много лет я совмещала преподавание с рисованием на заказ. За пять лет в Британке я, кажется, преподавала все что можно, но в основном это была дисциплина Visual Recoding, своего рода основы изобразительной графики. Также я преподавала ручные печатные техники, был отдельный углубленный электив по офортным техникам — гравюре, потом вела историю искусств в упрощенном варианте — визуальный контекст, занималась с подростками иллюстрацией, где мы рисовали комиксы.

Стать педагогом было сложно, но я поняла это только ближе к концу второго года. Когда ты преподаешь первый год, тебе кажется, что ты знаешь массу всего, и тебе хочется выплеснуть эти знания на учеников. Обычно они этому рады, у вас завязываются теплые, тесные отношения, что приятно. А потом, к концу второго года, ты начинаешь лучше анализировать, что происходит, и уже мыслить больше как преподаватель: как выстроить программу, чего в итоге ты хочешь достигнуть и как правильно получить от студента обратную связь.

Работа в студии книги и книжной иллюстрации

Сейчас я думаю насчет того, продолжать ли преподавание: мне хочется двигаться дальше, и последние три года я занимаюсь развитием собственной образовательной студии книги и книжной иллюстрации «Азбука Морса». У нас есть большой фестиваль русскоязычных иллюстраторов — «Морс», — при котором сформирована отдельная образовательная программа. Начала я с того, что приходила в студию проводить мастер-классы, а потом мне предложили полностью взять ее на себя. В итоге сейчас я занимаюсь организацией курсов, мастер-классов и лекций, перехожу от непосредственного живого преподавания к организаторским процессам и, наверное, в большей степени теперь работаю как методист.

Мы не даем базового образования, но помогаем освоить дополнительные умения. Если хочется учиться фундаментально, лучше идти в ту же Британку, ВШЭ, Школу бизнеса и дизайна. В студии мы помогаем начинающим иллюстраторам начать свой путь — или уже профессиональным иллюстраторам чуть-чуть подтянуть навыки. Занятия в основном связаны с книжной иллюстрацией. У нас также проходят встречи с интересными любимыми иллюстраторами, а также мастер-классы на тему того, как организовать книжное пространство, причем мы стараемся брать точечные моменты — шрифты и типографику, работу с обложкой и так далее.

Я очень горжусь всеми преподавателями, с которыми сотрудничаю. Когда я только начинала, я привлекала своих друзей, сейчас же к работе подключаются незнакомые мне специалисты, и они тоже становятся моими близкими друзьями. Например, на фестиваль 2019 года мы пригласили на лекцию и мастер-классы иностранных художников, и для меня это был важный эмоциональный момент. На встречу приехали два художника, которые нравились мне весь период учебы на иллюстратора — Джулия Сарда и Хесус Сенейрос. До сих пор не верится, что это реальность: те самые люди, чьи картинки я когда-то смотрела в Pinterest и сохраняла в отдельную папочку, теперь приезжают в мою студию и сидят передо мной.

Рисую ли я сейчас? Творчество требует тишины и погружения, а проект, который ты развиваешь, требует много внимания и энергии, так что настоящим, искренним, честным творчеством заниматься урывками невозможно, это сразу отражается на результате. Поэтому порисовать для себя мне сейчас практически не удается. От этого я, конечно же, долго страдала, а потом поняла, что какие-то организаторские истории тоже очень творческие. К тому же когда ты планируешь курс, находишь преподавателей или думаешь, как самой его вести, выбираешь учеников, а потом все получается — это прекрасное чувство.

О развитии и решениях

Самой мне сложно регулярно участвовать в выставках, хотя я пытаюсь, но ходить на выставки других для меня — часть профессионального развития. С этой точки зрения мне нравится все то, что делает «Гараж», Музей русского импрессионизма, Новая Третьяковка, какие-то маленькие галереи. Музеи, где представлено классическое искусство, я успешно изучила, еще когда училась в школе, и сейчас больше смотрю в сторону того, что предлагает современность.

Тем не менее классическое искусство для людей моей специальности важно знать — хотя бы чуть-чуть, потому что без знания о прошлом не поймешь настоящего. Но и зацикливаться на том, что было, тоже не стоит

Иногда я жалею о своем решении: периодически мне хочется чего-то большего в интеллектуальном отношении или в плане стабильности. Более предсказуемая карьера, которой мне так не хотелось 10 лет назад, сейчас уже не кажется таким уж плохим вариантом. Но, с другой стороны, мой нынешний круг общения гораздо более комфортен, компания художников, иллюстраторов более теплая и душевная, а мне это важно. В медицинской среде чуть по-другому.

Тем не менее я никогда не буду отговаривать тех, кто решается на вторую карьеру. Я человек осмотрительный и осторожный, я не сторонница резких перемен (всегда есть шанс, что ты будешь жалеть), но могу попробовать дать несколько советов:

  • Самое главное — помнить, что, принимая решение о переменах, не надо спешить. Если тебе сейчас кажется, что ты классно пойдешь печь торты после 10 лет в экономике, есть шанс, что ты передумаешь через месяц. С любым решением всегда сперва необходимо пожить, дать себе возможность привыкнуть к этой мысли, оставаясь на старой работе.

  • Даже когда ты окончательно решил и прочувствовал правильность решения, всего не предусмотришь, поэтому не следует ждать, пока все станет кристально понятно, — надо нырнуть с головой, совершить прыжок веры.

  • Надо быть готовым много работать, понимать, что, поскольку ты начинаешь позже других, всегда будут люди, у которых есть несколько лет форы.

  • Не надо забывать про опыт, не надо перечеркивать все свое прошлое окончательно: всегда есть вещи из прежней специальности, которые вы можете применять в новой. Ваши навыки всегда с вами.

  • Надо понимать, когда остановиться: процесс постоянного обучения нужно контролировать, потому что всегда есть соблазн снять с себя ответственность. Проще говоря, начать прикрывать момент принятия решения мыслями вроде «Вот я еще недоучилась, я еще не специалист, сейчас еще шесть лет похожу на курсы, а потом еще шесть лет куда-нибудь еще» и так никогда и не начать. Период созревания может затянуться надолго, поэтому надо отучиться основам, оформить базу и тут же начать работать, чтобы продолжить получать знания уже на практике и самому воспринимать себя как специалиста. Все дальнейшее обучение — исключительно для развития.

В конце концов, мне кажется, не так страшно менять специальность. В самом начале я ужасно боялась, потому что была так воспитана: у тебя есть один вариант, и он на всю жизнь. Но сейчас я постоянно вижу, что люди меняют сферу своей деятельности в течение всей жизни и ничего страшного с ними не происходит. Так что бояться попросту нечего.